Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Дискуссия по поводу социализации подростков и молодежи

Что может и должна делать конкретная профессиональная образовательная организация для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить директорам колледжей и техникумов, их заместителям и другим заинтересованным лицам в рамках заочного круглого стола.

Просмотров: 3113

Чтоб расцветали юность и талант

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России произошли значительные изменения во всех сферах жизни. От ценностей самовыживания общество перешло к ценностям потребления. Мораль как норма жизни, солидарность и коллективизм как нормы, присущие всему поколению, если не совсем ушли в прошлое, то значительно снизили свой уровень. Все это наложило отпечаток на развитие личности и ее адаптацию в обществе. Современный подросток стремится отключиться от мира, зависая в виртуальном пространстве или находясь в кругу себе подобных. Рабочий в его глазах – непопулярная фигура. В молодежной среде четче проявляются такие явления, как социальная потерянность и отчужденность, девиантное поведение, наркомания. Что делать в такой ситуации и на кого опереться, противодействуя негативу?

САЛТАН Эльвира Михайловна, директор Сокольского лесопромышленного политехнического техникума (Вологодская область)
ГОРЫЛЁВА Елена Александровна, заведующая отделением технологии машиностроения
КРОТКАЯ Мария Андреевна, заместитель заведующего автотранспортного отделения по воспитательной работе Владимирского авиамеханического колледжа

Семья занята выживанием и, по мнению ученых, переживает кризис. Комсомольских и пионерских организаций в прежнем масштабе нет. Остается надеяться на институт образования, который, с одной стороны, всегда был амортизатором социальных проблем, а с другой – средой и инструментом для формирования человека завтрашнего дня.

Что может и должна делать конкретная профессиональная образовательная организация для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить директорам колледжей и техникумов, их заместителям и другим заинтересованным лицам в рамках заочного круглого стола.

В обсуждении вопросов участвовали директор Сокольского лесопромышленного политехнического техникума (Вологодская область) Эльвира САЛТАН, а также заведующая отделением технологии машиностроения Елена ГОРЫЛЁВА и заместитель заведующего автотранспортного отделения по воспитательной работе Мария КРОТКАЯ из Владимирского авиамеханического колледжа.

В следующем номере дискуссия будет продолжена.

ВОПРОС 1. Если бы вы составляли словесный портрет студента вашего ссуза, какие наиболее ярко выраженные положительные и отрицательные черты личности указали бы в первую очередь? Какие они, современные представители молодого поколения?

ГОРЫЛЁВА Е.А.:
– Современный портрет молодого поколения, на мой взгляд, яркий, неоднозначный, многосторонний, как, впрочем, и в прошлые времена. Только отрицательных черт стало гораздо больше. К сожалению, с каждым годом сокращается количество тех, за кем будущее нашей страны. Имеются в виду высокоинтеллектуальные, многосторонне развитые, воспитанные люди, которые уверенно пойдут к своей цели. Их главные жизненные цели – высшее образование, стабильная работа, создание семьи. Однако основная масса молодежи вызывает тревожные чувства. Среди ведущих психологических качеств – эгоизм, апатия ко всему происходящему, неумение организовать свои действия, отсутствие цели в жизни.

КРОТКАЯ М.А.:
– Могу предложить словесный собирательный портрет студента отделения автомобильного транспорта. С первого курса педагоги стараются привить молодым людям лучшие личностные качества, и в 75 процентах случаев это получается. Имеются в виду любовь к автомобильной технике, желание больше узнать о будущей специальности, реально проявить свои знания – помочь кому-то отремонтировать автомобиль или дать профессиональный совет по этому поводу, найти запчасти и прочее. Из общечеловеческих качеств хочется выделить наличие у многих современных студентов доброжелательности, отзывчивости, чув­ства юмора, желания защитить слабого, любви к спорту, активным физическим нагрузкам.

При этом налицо и отрицательные качества: инертность, отсутствие активной жизненной позиции и любознательности, индивидуализм, который, в свою очередь, не способствует выработке лидерских качеств, нежелание брать на себя ответственность за общее дело.

Ко второму курсу студентов удается расшевелить, они начинают с удовольствием участвовать в городских и колледжных мероприятиях, ездить на экскурсии, смотреть хорошие фильмы, посещать музыкальные концерты – словом, становятся коллективом и стараются не совершать необдуманные поступки, поскольку уже дорожат авторитетом учебной группы и отделения.

Самое главное отличие современных студентов от студентов предыдущих поколений – материальная озабоченность. Всё оценивается с этой позиции, ради денег подработка начинается уже с первого-второго курса. Часто выпускники не соглашаются на зарплату менее 15 тыс. рублей в месяц, меняют места работы в поисках большей зарплаты, при этом готовы трудиться не по специальности.

САЛТАН Э.М.:
– Вечный конфликт отцов и детей обуславливает, с одной стороны, отрицательное отношение к молодежи, порождает упреки в излишней инфантильности, безответственности, попрании идеалов старшего поколения. С другой стороны, отрицание молодыми опыта общества строится на ее стремительном движении вперед, жажде познания нового, желании быть лучше, «продвинутее». Общаясь со студентами, наблюдаю, что в большинстве они положительные, хотят быть востребованными, нужными не только обществу, но и самому себе. Каждый по-своему одарен, готов к реализации своих способностей и самосовершенствованию.

ВОПРОС 2. Что, на ваш взгляд, упускает школа, воспитывая подростков?

КРОТКАЯ М.А.:
– Не думаю, что главное звено в воспитании подростка – это школа или колледж. Чтобы воспитать положительную личность, необходимо изменение государственной политики в области формирования нравственных ориентиров и духовных ценностей. Что в больном обществе может сделать школа? Необходимо лечить общество. Единственное, что могла бы улучшить школа в воспитании – перестать давить на подростка, постоянно его воспитывать, осуждать. Любовью и участием можно добиться гораздо большего, нежели силой. Не хватает индивидуального подхода к молодому человеку, не желающему быть, как все. Разве плохо, если ребенок является личностью, зачем же всех делать одинаковыми? Способ «всех чесать под одну гребенку силой» делает подростков озлобленными, агрессивными, не верящими взрослым и не уважающими никого, кроме себя.

Но пока идея научить учителя любить всех учеников в нашем обществе невыполнима, потому что из-за загруженности документами, аттестациями, выполнением директив сверху педагог просто не в состоянии входить в положение каждого учащегося. Формировать новую воспитательную систему нужно начинать не со школы.

САЛТАН Э.М.:
– Проблема школьного воспитания – в чрезмерной загруженности всех: педагогов, учеников, родителей. Учителя обременены большим количеством уроков, требованиями федерального стандарта. Учащиеся, помимо учебной нагрузки в школе, имеют такую же дома, да ещё дополнительные занятия с репетиторами, кружки, секции. Загруженность родителей известна каждому. В желании выполнить все требования стандарта – в первую очередь добиться, чтобы будущий специалист овладел необходимыми умениями и навыками, – мы зачастую забываем об индивидуальных способностях каждого: и ученика, и учителя, и родителя. А в стандарте четко прописано, что необходимо разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальную образовательную траекторию. Поэтому, правильно определив педагогическую составляющую, суть которой – «не навреди», учитель, а значит, и школа, способны добиться большего.

ВОПРОС 3. Что или кто оказывает главное влияние на систему жизненных ценностей и адаптационное поведение большинства студентов: семья, школа, сверст­ники, средства массовой информации, работа, потеря идеалов обществом, образ жизни?..

ГОРЫЛЁВА Е.А.:
– Ключевую роль в повышении качества жизни молодого поколения играют усилия государства и общества по защите семьи и охране здоровья молодежи.

К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Чаще всего молодежь черпает оттуда негативную информацию. А это способствует потере идеалов, нездоровому и неправильному образу жизни, иногда подталкивает к преступлениям. В настоящее время семья и школа не всегда могут переломить эту ситуацию. Интернет заменил в жизни молодежи всё. Подростки перестали читать. Отсюда неумение правильно работать и отбирать нужную информацию.

САЛТАН Э.М.:
– Система жизненных ценностей формируется под влиянием всех перечисленных факторов. В адаптационный период главным из них может стать любой. На мой взгляд, только семья является и должна быть тем мерилом нравст­венности, которое определит поведение подростка в дальнейшем.

ВОПРОС 4. Почему, на ваш взгляд, непопулярны рабочие и, в частности, сельскохозяйственные профессии? Выпускники школ идут в охранники и менеджеры, но не на завод или в фермерское хозяйство? Каким образом можно изменить отношение к рабочим профессиям?

САЛТАН Э.М.:
– Минувший ХХ век был ознаменован лозунгом «Мир. Труд. Май». Труд рабочего, он сам – вот ценности социалистического общества. Естественно, смена идеологии привела к деградации этих понятий. Нынешние выпускники профессиональных образовательных организаций идут и будут идти в таксисты и охранники. Это их выбор. Но такой, который предпочитают далеко не все. В условиях модернизационных преобразований в государстве, различных сферах общественной жизни, глобализации экономики статус рабочего наполняется новым содержанием. Теперь рабочий не исполнитель одной функции, а профессионал, обладающий целым рядом компетенций. И чем выше уровень их освоения, тем востребованнее и конкурентоспособнее он становится на рынке труда, а значит, и платить ему будут значительно больше. При этом количество компетенций, как и уровень их освоения, не ограничено, следовательно, повышение квалификации, профессиональный рост, если их материально стимулировать, позволят изменить само отношение к рабочей профессии, её статусу. Неслучайно, набирает темп движение WorldSkillsRussia.

ВОПРОС 5. Какую роль в социализации студентов могли бы сыграть кураторы группы и воспитатели общежития?

КРОТКАЯ М.А.:
– Учебная группа колледжа сильно отличается от школьного класса. Она создается из подростков, пришедших из разных школ, с различным уровнем интеллекта, различными системами ценностей, моральными нормами, жизненными установками. А возраст у них уже такой, что сложились взгляды на жизнь и людей. В этой связи куратор группы не столько создает, сколько корректирует и исправляет. Он обязан выявить особенности личности каждого и создать условия для их раскрытия, научить студентов общаться с новыми сверстниками, сплотить их в коллектив, ознакомить первокурсников с традициями колледжа и привить уважение к ним.

С другой стороны, куратору группы легче, чем учителю в школе, так как студенты любой группы уже объединены интересом к своей специальности и будущей профессии. Нужно только не позволять знатокам подавлять малознающих. Недостаточные знания не должны быть недостатком студента, они являются поводом для углубления знаний.

Самый действенный прием социализации подростка – личный пример куратора. Студент не сможет остаться индивидуалистом, пессимистом или апатичным субъектом, если куратор имеет активную жизненную позицию, предлагает участие в разнообразных проектах, пропагандирует деятельность активных, талантливых. Способствует социализации и установление дружеских контактов между курсами. Когда старшекурсники проводят мероприятия для тех, кто учится первый год, они почти на равных общаются с преподавателями и куратором, и новички видят, что мнение старших товарищей ценится во взрослой среде. Добиться хороших взаимоотношений между курсами – тоже задача куратора.

Чтобы студент комфортно чувствовал себя, общаясь с более взрослыми людьми, нужно создать для этого условия, при которых он во время обучения многое попробует сам, во все окунется, примерит на себя, поэтому разнообразие мероприятий, проводимых куратором, – важная составляющая воспитательной работы. Профессиональные конкурсы, спорт, творчество, юмор, волонтёрство, содружество с младшими, кулинария, экология, политика – вот неполный перечень направлений для раскрытия способностей.

ВОПРОС 6. Что в учебной и внеучебной деятельности более всего влияет на социализацию и формирование физически и духовно здоровой личности: творчество, проектная деятельность, наличие молодежных организаций, контакты с социальными партнерами?

САЛТАН Э.М.:
– Все из перечисленных вариантов способны влиять на социализацию личности. Причем, если внеучебная деятельность в образовательной организации построена системно, каждое направление так или иначе взаимосвязано. Так, например, невозможно эффективно и качественно организовать работу молодежного объединения без проектной деятельности. А успех проектной деятельности – в сотрудничестве с социальными партнерами. Только системно организованная работа позволяет прогнозировать и анализировать результаты, направленные на формирование развитой и успешной личности.

ВОПРОС 7. В системе СПО часто говорят о том, что нужно воспитать успешную, конкурентоспособную личность. Но добиться настоящего успеха удается далеко не всем. А что делать остальным? В конкурентной борьбе тоже побеждает далеко не каждый. Может быть, установка на воспитание успешной личности нуждается в корректировке? Тогда какую формулировку предлагаете вы? К какой главной воспитательной цели должна стремиться образовательная организация?

САЛТАН Э.М:
– Нельзя воспринимать «успешную социализацию» как узкое понятие. Самореализация – это индивидуальный процесс, направленный на последующую социализацию, причем тоже индивидуальную. Поэтому и успех толкуется каждым по-своему. На мой взгляд, главное в воспитательной работе образовательной организации – создать условия для полноценного развития личности, помочь каждому молодому человеку стать успешным для себя и для общества. Вместе с тем профессиональная организация как образовательное учреждение ориентирована, в первую очередь, на процесс обучения, включающий и воспитательную функцию. Качественную социализацию система СПО сможет обеспечить лишь в рамках социального сотрудничества с предприятиями отрасли. Несмотря на то, что разговоры о необходимости организовывать производственную практику студентов непосредственно на предприятии, возрождать наставничество, брать выпускников на работу ведутся на довольно высоком уровне, проблемы остаются. Способ их решения – в развитии частно-государственного партнерства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: воспитательная работа, владимирский авиамеханический колледж, сокольский лесопромышленный политехнический техникум, дискуссия, ао-71

Похожие материалы:
Утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
О концепции поддержки развития педагогического образования
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Экологический десант «Корабелки»
Региональное студенчество – XXI: образ жизни, учеба, здоровье
В каком виде будут существовать университеты?
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Воспитательная работа в КурскГТУ
Воспитательная система КузГТУ: студент не останется равнодушным
Слово редактора к №71

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Михаил Калашников – человек и университет
Сегодня ИжГТУ – крупный технический университет региона, выпустивший более 50 тыс. инженеров для...
Инновационные подходы к повышению профессионального мастерства
Особая миссия Северного педагогического колледжа заключается в подготовке кадров для северных...
10 декабря 2019 года состоится вебинар "Интернационализация высшего образования" под эгидой APQN
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#111Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
#106Проблемы и перспективы развития системы независимой оценки качества в сфере высшего образования
#105Владимирский филиал РАНХиГС лидирует в системе образования региона
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#107Роль РГЭУ (РИНХ) в формировании интеллектуального потенциала региона
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ