Дискуссия по поводу социализации подростков и молодежиЧто может и должна делать конкретная профессиональная образовательная организация для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить директорам колледжей и техникумов, их заместителям и другим заинтересованным лицам в рамках заочного круглого стола. Просмотров: 3192
Чтоб расцветали юность и талантНачиная с 90-х годов прошлого века, в России произошли значительные изменения во всех сферах жизни. От ценностей самовыживания общество перешло к ценностям потребления. Мораль как норма жизни, солидарность и коллективизм как нормы, присущие всему поколению, если не совсем ушли в прошлое, то значительно снизили свой уровень. Все это наложило отпечаток на развитие личности и ее адаптацию в обществе. Современный подросток стремится отключиться от мира, зависая в виртуальном пространстве или находясь в кругу себе подобных. Рабочий в его глазах – непопулярная фигура. В молодежной среде четче проявляются такие явления, как социальная потерянность и отчужденность, девиантное поведение, наркомания. Что делать в такой ситуации и на кого опереться, противодействуя негативу?
Семья занята выживанием и, по мнению ученых, переживает кризис. Комсомольских и пионерских организаций в прежнем масштабе нет. Остается надеяться на институт образования, который, с одной стороны, всегда был амортизатором социальных проблем, а с другой – средой и инструментом для формирования человека завтрашнего дня. Что может и должна делать конкретная профессиональная образовательная организация для социализации подростков и молодежи – такую тему редакция предложила обсудить директорам колледжей и техникумов, их заместителям и другим заинтересованным лицам в рамках заочного круглого стола. В обсуждении вопросов участвовали директор Сокольского лесопромышленного политехнического техникума (Вологодская область) Эльвира САЛТАН, а также заведующая отделением технологии машиностроения Елена ГОРЫЛЁВА и заместитель заведующего автотранспортного отделения по воспитательной работе Мария КРОТКАЯ из Владимирского авиамеханического колледжа. В следующем номере дискуссия будет продолжена. ВОПРОС 1. Если бы вы составляли словесный портрет студента вашего ссуза, какие наиболее ярко выраженные положительные и отрицательные черты личности указали бы в первую очередь? Какие они, современные представители молодого поколения?
ГОРЫЛЁВА Е.А.:
КРОТКАЯ М.А.: При этом налицо и отрицательные качества: инертность, отсутствие активной жизненной позиции и любознательности, индивидуализм, который, в свою очередь, не способствует выработке лидерских качеств, нежелание брать на себя ответственность за общее дело. Ко второму курсу студентов удается расшевелить, они начинают с удовольствием участвовать в городских и колледжных мероприятиях, ездить на экскурсии, смотреть хорошие фильмы, посещать музыкальные концерты – словом, становятся коллективом и стараются не совершать необдуманные поступки, поскольку уже дорожат авторитетом учебной группы и отделения. Самое главное отличие современных студентов от студентов предыдущих поколений – материальная озабоченность. Всё оценивается с этой позиции, ради денег подработка начинается уже с первого-второго курса. Часто выпускники не соглашаются на зарплату менее 15 тыс. рублей в месяц, меняют места работы в поисках большей зарплаты, при этом готовы трудиться не по специальности.
САЛТАН Э.М.: ВОПРОС 2. Что, на ваш взгляд, упускает школа, воспитывая подростков?
КРОТКАЯ М.А.: Но пока идея научить учителя любить всех учеников в нашем обществе невыполнима, потому что из-за загруженности документами, аттестациями, выполнением директив сверху педагог просто не в состоянии входить в положение каждого учащегося. Формировать новую воспитательную систему нужно начинать не со школы.
САЛТАН Э.М.: ВОПРОС 3. Что или кто оказывает главное влияние на систему жизненных ценностей и адаптационное поведение большинства студентов: семья, школа, сверстники, средства массовой информации, работа, потеря идеалов обществом, образ жизни?..
ГОРЫЛЁВА Е.А.: К сожалению, серьезное негативное влияние на социальное здоровье молодых россиян оказывают СМИ. Чаще всего молодежь черпает оттуда негативную информацию. А это способствует потере идеалов, нездоровому и неправильному образу жизни, иногда подталкивает к преступлениям. В настоящее время семья и школа не всегда могут переломить эту ситуацию. Интернет заменил в жизни молодежи всё. Подростки перестали читать. Отсюда неумение правильно работать и отбирать нужную информацию.
САЛТАН Э.М.: ВОПРОС 4. Почему, на ваш взгляд, непопулярны рабочие и, в частности, сельскохозяйственные профессии? Выпускники школ идут в охранники и менеджеры, но не на завод или в фермерское хозяйство? Каким образом можно изменить отношение к рабочим профессиям?
САЛТАН Э.М.: ВОПРОС 5. Какую роль в социализации студентов могли бы сыграть кураторы группы и воспитатели общежития?
КРОТКАЯ М.А.: С другой стороны, куратору группы легче, чем учителю в школе, так как студенты любой группы уже объединены интересом к своей специальности и будущей профессии. Нужно только не позволять знатокам подавлять малознающих. Недостаточные знания не должны быть недостатком студента, они являются поводом для углубления знаний. Самый действенный прием социализации подростка – личный пример куратора. Студент не сможет остаться индивидуалистом, пессимистом или апатичным субъектом, если куратор имеет активную жизненную позицию, предлагает участие в разнообразных проектах, пропагандирует деятельность активных, талантливых. Способствует социализации и установление дружеских контактов между курсами. Когда старшекурсники проводят мероприятия для тех, кто учится первый год, они почти на равных общаются с преподавателями и куратором, и новички видят, что мнение старших товарищей ценится во взрослой среде. Добиться хороших взаимоотношений между курсами – тоже задача куратора. Чтобы студент комфортно чувствовал себя, общаясь с более взрослыми людьми, нужно создать для этого условия, при которых он во время обучения многое попробует сам, во все окунется, примерит на себя, поэтому разнообразие мероприятий, проводимых куратором, – важная составляющая воспитательной работы. Профессиональные конкурсы, спорт, творчество, юмор, волонтёрство, содружество с младшими, кулинария, экология, политика – вот неполный перечень направлений для раскрытия способностей. ВОПРОС 6. Что в учебной и внеучебной деятельности более всего влияет на социализацию и формирование физически и духовно здоровой личности: творчество, проектная деятельность, наличие молодежных организаций, контакты с социальными партнерами?
САЛТАН Э.М.: ВОПРОС 7. В системе СПО часто говорят о том, что нужно воспитать успешную, конкурентоспособную личность. Но добиться настоящего успеха удается далеко не всем. А что делать остальным? В конкурентной борьбе тоже побеждает далеко не каждый. Может быть, установка на воспитание успешной личности нуждается в корректировке? Тогда какую формулировку предлагаете вы? К какой главной воспитательной цели должна стремиться образовательная организация?
САЛТАН Э.М: Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|