Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инклюзия в высшем образовании

Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик. Как сохранить главное, развивая необходимое? Читайте в 88 номере журнала.

Просмотров: 258

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Галина Мотова Галина Мотова, главный редактор

Нет, речь пойдёт не о включении лиц с ограниченными возможностями здоровья в обра­зовательный процесс. Хотя, безусловно, эта тема по-прежнему актуальна и содержит массу нерешенных вопросов. Есть и ещё группа, требующая особого внимания и специальной подготовки от преподавателей, особых условий и наличия учебных ресурсов в вузе. Это иностранные студенты.

С каждым годом, во многом благодаря мониторингу эффективности, проводимому

Мин­обрнауки РФ, их становится всё больше. В том числе в небольших периферийных вузах, в том числе – за счёт большого количества граждан Азии и Африки. Низкий уровень предшествующего образования и отсутствие языковой подготовки создают целый ряд проблем при обучении таких студентов. Но и не только это: визовые, миграционные и прочие огра­ничения не способствуют восстановлению статуса страны с высоким уровнем экспорта качественного образования. Об этом шла речь на круглом столе Комитета Госдумы РФ по образованию «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения ино­странных граждан в вузах России». Вместе с тем, по мнению проректора по между­народной академической мобильности Российского университета дружбы народов Л.И. Ефремовой, до сих пор «не хватает более чёткой позиции государства: для чего и почему мы хотим обучать иностранных граждан». А может быть, правильнее было бы, наоборот, расставить приоритеты: облегчить для иностранных абитуриентов визовый режим и возможности трудо­устройства для выпускников, усилив при этом требования к уровню их подготовки? Главный вопрос: что важнее для отечественной системы образования – количество или качество иностранных студентов (репортаж «Образовательная экспансия на мировом рынке»).

Впрочем, этот вопрос актуален не только для отдельных граждан с ограниченными возможностями и особыми потребностями: иностранных студентов, инвалидов, детей-сирот (статья «Сиротский вопрос»), – но и для содержания, форм и качества подготовки в выс­шей школе. Сетевые формы реализации программ, электронное обучение, дистанционные технологии обучения законодательно закреплены, но не обеспечены возможностями включения в традиционный образовательный процесс. Как не обеспечена, по словам руководителя экспертного совета по дополнительному профессиональному и корпоративному образованию Комитета Госдумы РФ по образованию С.А. Щенникова, и возможность непрерывного образования: «Построение индивидуальных траекторий развития на протяжении всей жизни затруднительно в пространстве, разделенном глубокими рвами <…> Эти рвы создаются существующей системой лицензирования и государственной аккредитации, мониторингами, статистическими отчетами, рейтингами, оценками эффективности и качества, избыточными требованиями и другими факторами» (мнение члена экспертной комиссии I Всероссийского конкурсного медиапроекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»).

К тому же инициатива самих «участников отношений в сфере образования» по включению в образовательный процесс инновационных технологий оценки качества образования – например, таких как Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата, – по мнению ректора Тверского государственного университета А.В. Белоцерковского, «является элементом внешней независимой оценки качества подготовки <…> и позволяет провести объективный анализ индивидуальных образовательных достижений студентов, а по их ансамблю – и качества реализуемых образовательных программ» (статья «ЕГЭ для бакалавров?»).

Не менее важным фактором, обеспечивающим качество образования и его конкуренто­способность, является, по оценке ректора Забайкальского государственного университета Сергея Иванова, подготовка новых кадров, соответствующих динамике изменений современной экономики (интервью «Инновационный центр региональной экономики»).

Однако включение включению – рознь. Не утихают споры и дискуссии о необходимости реализации программ высшего образования по требованиям работодателей и корректировки образовательных стандартов с учетом профессиональных (статья «Технология внедрения профессиональных стандартов»). Нельзя не согласиться с утверждением гостя этого номера журнала «АО», директора Института развития образования НИУ ВШЭ И.В. Абанкиной:

«Неправильно ставить систему образования в исключительную зави­симость от потреб­ностей рынка труда: все-таки у вузов есть свои долгосрочные миссии, ответственность за развитие человеческого капитала, науки и технологий в своей стране, вне зависимости от текущих рыночных флуктуаций» (интервью «Активы и пассивы высшей школы»).

Система образования, как и любая другая, нуждается в модернизации. Однако следует помнить, что «подключение» к ней новых функций в угоду требованиям современного рынка чревато потерей исходных системных характеристик.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, ао-88, слово редактора

Похожие материалы:
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №35
Слово редактора к №56
Слово редактора к №46
Слово редактора №96
Слово редактора к №63
Слово редактора к №62
Слово редактора к №81
Слово редактора к №45
Слово редактора к №92

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#111Преобразования в профобразовании
#110Кадровый потенциал Чукотки
#111Особая роль наставничества
#107Индивидуальный подход в обучении – залог успешности будущего специалиста
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ