Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Эксперты делятся своим взглядом на принципиально важные вопросы в сфере образования

Владимир Жириновский, Владислав Бородачев, Юрий Галишников, Татьяна Козлова, Валентина Молодцова отвечают на вопросы редакции.

Просмотров: 182

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

Argumentum internum, часть 1

«Да и нет – не говорите, чёрный с белым – не берите. Вы поедете на бал?» – когда-то эта простая детская игра учила нас нетривиально мыслить. Потом университет разрушил все стереотипы, сформированные на предыдущих ступенях образования, и сориентировал во времени и пространстве. С тех пор мы знаем, что «третье дано». Кто, что, как и, главное, зачем – «каждый выбирает по себе». И это разнообразие смыслов делает нас интересными друг другу.

Открывая новую рубрику, мы хотели, чтобы было интересно. Интересно сомыслить, сопереживать, узнавать новое и делиться своим. Своим взглядом на принципиально важное:

1. Образование – услуга и/или служение?

2. Финансирование – условие и/или возможность?

3. ФГОС 3++ – эволюция и/или «дурная бесконечность»?

4. Оптимизация – «обоюдоострый меч» и/или «пищевая цепь»?

Представляем первые ответы на эти вопросы. Будем рады, если последует продолжение.

ГАЛИШНИКОВ Юрий Петрович – генеральный директор инженерно-производственного центра «Учебная техника» (г. Челябинск), доктор технических наук, профессор:

«Сегодня словцом «оптимизация» прикрываются безобразия в образовании и здравоохра-нении с целью ложно понятой экономии финансов».

– (1) Услуги оказывают в парикмахерских, банях... Образование же, со стороны педагога, есть, безусловно, служение, если это настоящий педагог. В целом же образование – сложный двусторонний процесс формирования личности и/или профессионала.

– (2) Образование – затратный процесс, поэтому адекватное финансирование – обязательное условие. Педагоги (а не только администрация образовательных организаций) должны иметь достойную зарплату, иначе…

– (3) Мы умеем вести бесконечные реформы, ничего не меняя по существу.

– (4) Сегодня словцом «оптимизация» прикрываются безобразия в образовании и здравоохранении с целью ложно понятой экономии финансов.

ЖИРИНОВСКИЙ Владимир Вольфович – руководитель фракции ЛДПР в Госдуме РФ, член Госсовета РФ, доктор философских наук, профессор, заслуженный юрист РФ:

​«Все в жизни должно быть утилитарно. Образование ради образования не имеет смысла».

– (1) Все в жизни должно быть утилитарно. Образование ради образования не имеет смысла. В России половина вчерашних студентов не может найти работу по образованию. Виноваты вузы и школа, которые должны обеспечивать человеку подходящие для поиска своего места в мире условия. Мы уже предлагали ввести добровольный двенадцатый класс в школе, без всяких экзаменов. Суть этого ново­введения проста: на протяжении года выпускнику предлагают ознакомиться с разными профессиями для более осознанного поступления в вуз, хотя, возможно, он вообще решит получать профессиональное образование. Вот я окончил два факультета МГУ, десять лет жизни на это ушло. И зачем мне образование востоковеда? Эти знания сорок лет никак мне не были нужны и только сейчас оказались востребованы в связи с войной на Ближнем Востоке.

– (2) Когда в 1994 году было внесено предложение ввести плату за учебу в старших классах школы, только вмешательство ЛДПР не допустило этого. Мы должны сделать четкое разделение: есть бесплатные вузы, а есть платные. Есть полностью бесплатное образование, а есть платное. Чтобы не возникало вопросов уже в процессе: почему этот студент платит, а другой нет, почему за это деньги берут, а за это – нет.

– (4) У нас дошло до того, что диплом о высшем образовании совсем обесценился. Их в буквальном смысле продавали в подземных переходах. Вузы были пропитаны коррупцией. Знания перестали что-то решать. Всё оплачивалось: и оценки, и дипломы, и научные работы. Считалось, что это престижно. Но как такой «специалист», скажем, мог в итоге лечить людей? Это же не врач, а убийца. Или защищать людей в суде в качестве адвоката? Он же законов не знает, все экзамены проплатил. Поэтому какие-то меры были необходимы, чтобы привести систему образования в нормальное состояние. Но нельзя же выбрасывать людей на улицу. Ведь у нас получается так, что вуз упраздняют, присоединяют его к другому, а студентов выгоняют на улицу, хотя там многим учиться осталось год. Об учащихся нужно позаботиться, чтобы никто на улице в итоге не остался.

КОЗЛОВА Татьяна Ивановна – ректор Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург), кандидат юридических наук, профессор:

​«В США даже частные университеты (например, Гарвард и менее известные провинциальные) на одну треть финансируются государством».

– (1) Для меня служение Отечеству не просто красивые слова. На своем примере, я, как и каждый педагог, учу этому своих учеников.

Мы готовим высококлассных специалистов своего дела (востребованных современностью) именно для того, чтобы они своим трудом и знаниями, каждый на своем месте служили России и приносили пользу своему Отечеству.

Отрадно, что в последнее время стали уделять больше внимания воспитанию, и патриотическому воспитанию в частности. Обучение (передача знаний и умений) без соответствующего воспитания – вещь достаточно опасная.

Вместе с тем, как говорится, «служить бы рад, прислуживаться тошно». И поэтому услуга в образовании воспринимается очень неоднозначно. С точки зрения гражданско-правовой, она близка к договору на оказание услуг (в том числе по пошиву сапог из материала заказчика – был бы материал хороший, а мастер не подведет). Но с другой стороны, это кропотливая, повседневная работа двух участников образовательного процесса, педагога и студента, с определенной ответст­венностью сторон за результат.

– (2) Вместе с тем сам результат во многом зависит от финансирования процесса и его материального обеспечения. Это условия заинтересованного и качественного выполнения педагогами своей работы. Конечно, можно, как Сократ, сидя под оливой, передавать свои знания ученикам, но в наших условиях лучше это делать, используя самые современные инновационные технологии. Государственное финансирование должно быть достаточным и возможность доступа к нему должна быть равной для разных вузов. Крыша рано или поздно может прохудиться и у государственного, и у негосударственного вуза. Это потребует капитального ремонта. Поэтому вуз должен иметь возможность ремонтировать, строить и покупать, и достойно оплачивать труд эффективно работающего преподавателя (зарплата) или студента (стипендия), и обеспечивать комфортные условия для учебного процесса.

Так, в США даже частные университеты (например, Гарвард и менее известные провинциальные) на одну треть финансируются государством.

При этом рачительное отношение к финансам никто не отменял. Не каждому вузу надо построить или приобрести свой коллайдер (МР-томограф, спортивный бассейн или синхрофазо-трон). Объект может быть один, но доступ к нему для обучения, получения новейших знаний, практических навыков и проведения научных исследований должны иметь многие заинтересо-ванные вузы. Необходимо разработать механизм и условия оказания вузом таких услуг – через установленное время и утвержденный порядок проведения учебного или исследовательского процесса.

Так же и пользование учебной библиотекой, информационными ресурсами для образования должно быть бесплатным. И проверять надо не количество изданий в библиотеке, а то, сколько раз в них заглядывали студент и преподаватель, и не количество метров, а то, как используются эти метры (пустуют или сдаются в аренду для других, далеко не образовательных целей).

В последнее время много делается для повышения зарплаты ППС, индексации стипендий и поддержки национальных исследовательских университетов, но есть еще много вузов других уровней, которым тоже нужно такое посильное финансирование.

– (3) Считаю, что дело не в количестве плюсов (ФГОС 3++) во вновь вводимых ФГОС или более современной терминологии. В этом каждом новом плюсе состоит цель образования. Любой стандарт предполагает наличие определенных базовых образовательных показателей, без которых нет специалиста (инженера, юриста), а дополнительные современные квалификационные знания есть.

Каждый вуз дает сверх того, для чего в рабочих материалах есть место, и это бесконечный процесс обновления. А пока каждый новый учебный год начинается с перелопачивания и срочного внесения новейших изменений в учебно-методический материал и составления бесконечных программ по вечно меняющимся ФГОС.

Вспоминаю своего отца, который в те далекие времена (без персонального компьютера) готовился к каждой лекции и вносил в них дополнения. Даже в курсе «Стальные конструкции» каждый год было что-то новое…

– (4) Многие понимают оптимизацию именно как сокращение или перераспределения ресур-сов и вообще как катастрофу, в результате которой могут пострадать специализированные или территориально удаленные учебные заведения. В итоге объединившиеся вузы зачастую снижают свои разнонаправленные показатели в мониторингах и рейтингах.

Если оптимизацию понимать как выбор лучшего варианта, то возникает вопрос: как решить, что закрыть или объединить – это лучший вариант? Возможно, «маленький» лучше, чем «большой», а «близко» лучше, чем «далеко», и «дорого» лучше, чем «дешево».

Оптимизация, безусловно, связана с эффективностью, а эффективность с финансированием, поэтому решения могут приниматься и по формальным признакам. Пусть в регионе не будет филиала, и все поедут поступать в большие города?..

БОРОДАЧЕВ Владислав Владимирович – директор Приволжского института развития профессиональных квалификаций и компетенций, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат технических наук, профессор:

«Говоря о сегодняшнем времени, остаюсь сторонником того, что главные персонажи в школах и вузах – это школьники и студенты». 

– (1) Прежде всего необходимо разобраться, что собой представляет этот социокультурный феномен. В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова «образование» трактуется как «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение». В широком смысле слова под «образованием» часто понимают процесс «формирования ума, характера и физических способностей личности». В техническом смысле «образование» сводят к процессу, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие – накопленные знания, ценности, навыки – от одного поколения к другому. Некоторые же считают, что «образование» ограничено обучением ученика учителем. Все, что перечислено выше, безусловно, имеет место быть, однако я вижу этот процесс несколько шире и глубже.

Мне повезло учиться в уникальной автозаводской средней школе № 36 города Горького, где была идеально организована система обучения, предоставлялись гарантии качества образования. Обучающиеся имели возможность заниматься творчеством во всех ипостасях школьной жизни, включая трудовое воспитание на ГАЗе, работу по месту жительства, общественную деятельность, физкультуру и спорт. Высокие требования предъявлялись как к организации и уровню обучения, так и к воспитательной работе. И, конечно, ни о каких «услугах» не было и речи. Нашим учителям больше подходило слово «служение» в его самом возвышенном понятии – «богослужение», где «богом» были мы, ученики.

В вузе, где система образования была организована на более сложном уровне, понятие «служение» также присутствовало, при этом на некоторых новых направлениях подготовки стали появляться элементы предпринимательской деятельности, то есть «услуги». В целом же под «образованием» в то время мы в большей степени понимали «воспитание». На четвертом курсе Горьковского политехнического института я, будучи секретарем комсомольского бюро факультета, разработал «Комплексную систему воспитания инженера-кораблестроителя», в которой система профессионального образования представляла собой ствол дерева, олицетворяющего молодого специалиста, а идеологические, культурные, спортивные и другие мероприятия формировали его крону. Таким образом, на нашем кораблестроительном факультете выращивалась отличная «роща из корабельных сосен».

Говоря о сегодняшнем времени, остаюсь сторонником того, что главные персонажи в школах и вузах – это школьники и студенты. А преподаватели и учителя – это педагоги от бога, воспитатели, наставники в целом, то есть те, кто должен служить детям.

Что касается системы ДПО, то здесь образование в большей мере реализуется в форме «услу-ги» и включает в себя совместное с заказчиком проектирование необходимых компетенций и квалификаций, их формирование в ходе учебного процесса и итоговую оценку полученных знаний, умений и навыков, то есть квалификаций.

– (2) Для основной образовательной цепи «общее среднее образование – среднее профессио-нальное образование – высшее образование (бакалавриат, специалитет и магистратура) и аспирантура» государственное финансирование является «необходимым условием».

Второе высшее и зарубежное образование, все виды образования дополнительного, профессиональное обучение и другие могут рассчитывать на «возможность финансирования», прежде всего, работодателем, иногда – государством. В основном же здесь необходимо опираться на самофинансирование клиента.

– (3) Образовательные и профессиональные стандарты необходимы для выработки единой фе-деральной, да и, в принципе, мировой образовательной стратегии и политики государства, меж-дународных сообществ, союзов и организаций.

По моему мнению, любой стандарт должен состоять из постоянной и переменной частей. Так, есть постоянные во времени и пространстве требования к профессии, специальности, квалификации и прочие константы, единые для всех частей света. Они обязательно должны присутствовать в образовательных стандартах и составлять 70-80 %. Вся остальная часть стандарта – переменная. Так как изменения происходят постоянно, обновления и, соответственно, дополнительные плюсы у ФГОС будут всегда, и к этому надо привыкнуть. Важно, чтобы изменения производились с умом, без спешки и формализма, а у людей эти процессы не вызывали ощущения «дурной бесконечности».

– (4) Оптимизация – процесс, необходимый везде и во всем, зависящий от очень многих объек-тивных и субъективных условий. Качественная и своевременная, она – как меч, символизирующий силу, власть, защиту, лидерство, мужество, бдительность. Вместе с тем нужно понимать, что этот меч обоюдоострый, им необходимо умело пользоваться, поскольку процесс может привести как к хорошим, так и плохим последствиям.

Совершенствование процессов обучения может происходить путем поглощения новыми элементами старых элементов образования: как в «пищевой цепи», когда «каждое предыдущее звено служит пищей для последующего». Так, оптимизацию можно сравнить с «пищевой сетью», ко-торая представляет собой взаимосвязи между пищевыми цепями, зачастую довольно сложные.

МОЛОДЦОВА Валентина Ивановна – директор Центра оценки и контроля качества образования Ярославской области:

«Работа учителя по своему содержанию, конечно же, выходит за рамки регламентов, стан-дартов... то есть оказания услуг. Это служение».

– (1) Образование или работа учителя? Образование – это услуга. Работа учителя по своему со-держанию, конечно же, выходит за рамки регламентов, стандартов... то есть оказания услуг. Это служение.

– (2) Финансирование, с моей точки зрения, – это обязательное условие, а при его достаточно-сти это возможность развивать новые технологии образования, повышать качество подготовки обучающихся, открывать детям новые горизонты…

1.Argumentum internum (лат.) – аргумент, заключающийся в самой спорности вопроса.

Вступить в дискуссию можно, прислав свои варианты ответов по адресу sindeeva@akvobr.ru. В теме письма просьба указывать рубрику – «Выбор за вами».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модель самоорганизации результативной образовательной системы колледжа
Как оценить качество воспитательной деятельности?
Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
Стратегия качества в педагогическом образовании Мордовии
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Развитие электронной библиотечной системы в России
СМК – реальная помощь или бумажный круговорот?
Процессы оптимизации российской высшей школы
Демонстрационный экзамен как этап последовательного перехода к новым ФГОС СПО
Опыт Японии в привлечении иностранных студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ