Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Некоторые результаты работы сетевых экспериментальных площадок СПО

Развитие экспериментальной деятельности – актуальная задача российского образования. В настоящее время под руководством ФИРО эффективно работают десятки сетевых экспериментальных площадок, расположенных во всех областях и республиках страны, причем созданы они не только на базе вузов и институтов развития образования, но и на базе колледжей.

Просмотров: 550

Эксперимент – критерий истины

Развитие экспериментальной деятельности – актуальная задача российского образования. В настоящее время под руководством ФИРО эффективно работают десятки сетевых экспериментальных площадок, расположенных во всех областях и республиках страны, причем созданы они не только на базе вузов и институтов развития образования, но и на базе колледжей.

С.Ю. МАЛЬГИНА, старший научный сотрудник центра профессионального образования ФИРО (г. Москва)

Поисково-исследовательская деятельность регламентирована1 и нацелена на решение глобальных проблем, связанных с организацией непрерывного профессионального образования, обеспечением организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи, привлечением бизнес-сообщества к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, разработкой механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и внедрением независимой оценки профессионального образования. Она побуждает участников к творчеству, внедрению нового, повышению профессионального мастерства, служит платформой для трансляции инноваций и передового опыта.

Целесообразность открытия экспериментальных площадок определяется с учетом сочетания двух факторов: стремления иметь единое образовательное пространство, впитавшее лучшие традиции российского образования, и необходимости учитывать специфику региональных особенностей развития образовательных систем в федеральных округах. Конкретную проблему для исследования или разработки, как правило, предлагают педагогические коллективы учреждений или их объединения. И обычно они выбирают то, что представляет интерес для данного региона, федерального округа или всей страны. Вот примеры, которые имеют прямое отношение к поисково-исследовательской деятельности учреждений СПО.

В нашей стране взят курс на построение системы непрерывного профессионального образования. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы обозначен главный путь к этому – глубокая интеграция всех ступеней и подсистем образования. На базе ФИРО действует несколько экспериментальных площадок, деятельность которых нацелена на решение этой проблемы. Две из них находятся в Омской области. На базе первой (а она объединяет шесть учреждений СПО) проводились исследования по теме «Разработка и апробация структурно-функциональной модели интеграции СПО-ВПО». Исследователи стремились найти ответы на вопросы, как гибко перестроить образовательные программы и усовершенствовать подготовку востребованных специалистов в соответствии с современным состоянием и перспективами развития региона. Один из участников эксперимента – Омский строительный колледж – разработал новый механизм организации непрерывного образования в учреждениях СПО и ВПО по направлению «Строительство», способствующий становлению системности и интегративности мышления будущих специалистов. Основан этот механизм на взаимосвязи фундаментального и прикладного компонентов обучения. В результате в практику была внедрена модель управления подготовкой специалиста среднего звена, способного интегрироваться в образовательное поле высшей профессиональной школы и освоить программы бакалавриата с ускоренными сроками обучения (специальность «Строительство»).

Другая экспериментальная площадка – Омский аграрный академический альянс «Ассоциация агрообразования» – создана в рамках некоммерческого партнерства образовательных учреждений. В ее состав входят профильные вузы и Омский техникум мясной и молочной промышленности. При этом учреждение СПО является ядром интегрируемой группы. Одно из важнейших направлений деятельности альянса – вузовская подготовка выпускников техникума по ускоренным программам обучения. Деятельность Ассоциации агрообразования показывает, что интеграция обособленных структур СПО-ВПО приводит к оптимизации ресурсов региона и создает новые возможности для подготовки востребованных кадров.

В указе Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, № 599 поставлена задача формирования учебных центров профессиональных квалификаций. В настоящее время новые организации появились во многих областях и республиках страны. В Забайкальском крае их уже несколько. Это значит, что необходимо создать модель учебного центра профессиональных квалификаций как отдельного структурного подразделения, составить перечень образовательных услуг, которые он будет оказывать, разработать нормативные и методические документы, учебно-программные, оценочные и контрольные материалы. К настоящему времени данная задача уже решена благодаря деятельности экспериментальной площадки государственного учреждения «Центр развития профессионального образования Забайкальского края». В эксперименте были задействованы Приаргунский сельскохозяйственный техникум и три профессиональных училища Читы (№№ 33, 12, 11). Модель учебного центра профессиональных квалификаций, которую они создали, представляет собой открытую образовательную систему, формирующуюся под влиянием требований рынка труда, отдельных заказчиков и потребителей образовательных услуг. По замыслу разработчиков новая организация состоит из трех отделов: дополнительного профессионального образования и дистанционного обучения, профессионального обучения работников горнодобывающей отрасли, информационно-методического. Она способна обеспечивать практикоориентированную подготовку, привлекая к обучению ведущих специалистов с производства, а к оценке качества подготовки – работодателей. За счет оптимизации сети образовательных организаций повысилась эффективность бюджетных расходов. Сведения о модели УПЦК и создаваемых учебных центрах профессиональных квалификаций размещены в интернете. Опыт забайкальцев можно использовать и в других регионах страны.

Важным фактором повышения конкурентоспособности образовательной организации является внешняя независимая экспертиза результатов освоения образовательных программ, способствующая выявлению «узких мест и ресурсных зон» повышения качества. Спрос на эту процедуру растет. В Иркутской области сетевая экспериментальная площадка по разработке модели центра независимой оценки и сертификации квалификаций объединяет Ангарский техникум общественного питания и торговли, Ангарский техникум строительных технологий, Иркутский технологический колледж. Эти учреждения являются участниками программы по подготовке процедурной части региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. В их актив можно занести комплекты нормативно-правовой документации и экспертно-оценочной документации по четырем укрупненным группам профессий и специальностей: «Архитектура и строительство», «Экономика и управление», «Сфера обслуживания» и «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров».

Еще одна образовательная организация Иркутской области – техникум архитектуры и строительства – разработала организационно-методические и нормативно-правовые условия деятельности центра и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ СПО. Педагоги совместно с работодателями определили подходы к построению модели центра, сформировали единые требования к процедуре общественно-профессиональной аккредитации, разработали порядок и условия аккредитации и пакет базовых документов2, регламентирующих и сопровождающих процедуру. В настоящее время Иркутский техникум архитектуры и строительства включен в качестве апробационной площадки в проект Национального фонда подготовки кадров по апробации модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров и разработки необходимых для практической деятельности регламентов и документов.

Центр профессионального образования ФИРО координирует работу экспериментальных площадок СПО, помогает учреждениям проводить эксперименты методически грамотно, корректно, на научной основе и диагностирует их результаты. В формируемый ФИРО банк инноваций входят лучшие результаты, полученные на местах. Через внутрисистемные мероприятия институт содействует продвижению передовой педагогической практики, сотрудничеству образовательных организаций с научными учреждениями, установлению партнерства с предприятиями всех форм собственности, ассоциациями, союзами и объединениями.

Наличие сетевых экспериментальных площадок во всех регионах РФ обеспечивает возможность системного внедрения инноваций, а для педагогов и руководителей образовательных учреждений служит основой научного роста.

1 Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность экспериментальных площадок, являются федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования Российской Федерации, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 23 июля 2013 года, № 61, Положение об экспериментальной площадке ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ.
2 В пакет входят несколько положений, проект соглашения о сотрудничестве со службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, структура отчета по самообследованию образовательного учреждения по итогам реализации аккредитуемой образовательной программы, формы документов, план работы и протокол выездного аудита, соглашение о взаимном признании документов об образовании по итогам обучения по аккредитованным программам.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Потенциал человека во многом определяется образованием
Развитие профессионального образования в Республике Алтай
Колледж будущего
Проблема подготовки востребованных специалистов
Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Модернизация начального и среднего профобразования Сибири
Кого, чему и зачем учить?
Достойное образование – точка роста специалиста
Качество образования - основа созидания специалиста

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ