Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Детские школы искусств: настоящее и будущее

О судьбах детских школ искусств и о положении в системе дополнительного образования детей в России рассуждают Владимир Вайтушко, директор ДШИ им. Д.Б. Кабалевского г. Минеральные Воды, и Лилия Усупова, директор ДШИ №1 г. Томска.

Просмотров: 5912

Детские школы искусств: будем работать!

Усупова Лилия Отаровна – директор Детской школы искусств № 1 имени А. Г. Рубинштейна г. Томска

Владимир Валентинович Вайтушко – директор Детской школы искусств им. Д.Б. Кабалевского г. Минеральные Воды и Минераловодского района

О судьбах детских школ искусств и о положении в системе дополнительного образования детей в России рассуждают Владимир Вайтушко и Лилия Усупова – руководители ДШИ города Минеральные Воды и Томска.

На совместном заседании коллегии Минкультуры и Минобрнауки РФ, состоявшемся 20 января 2011 года, обсуждалась негативная тенденция старения педагогических кадров, с одной стороны, и нежелание молодых педагогов преподавать в музыкальных школах – с другой. Сталкиваетесь ли вы с данной проблемой и какие пути для её решения видите?

В. Вайтушко: Да, старение педагогических коллективов – факт. До 30% – педагоги предпенсионного и пенсионного возраста. Молодые не придут, пока не будет решен вопрос оплаты труда начинающего преподавателя. В течение 2011 года из нашей школы ушло 3 молодых специалиста, и причина одна – низкая заработная плата.

Л. Усупова: Конечно, сталкиваемся! На сегодняшний день в «ДШИ №1» города Томска свыше 50% работающих педагогов старше 50 лет. Выпускники музыкального колледжа стараются поступить в высшее учебное заведение, как правило, за пределами Томска (Новосибирск, Красноярск). В родной город мало кто из них возвращается. В сибирских столицах и жизнь интереснее, и возможности проявить свой творческий потенциал там больше. Причин этому много, они все известны: низкий уровень заработной платы, низкий статус работы преподавателя в общественном сознании и т.д.

Последняя версия законопроекта «Об образовании в РФ» предполагает, что в детских школах искусств будут реализовываться дополнительные предпрофессиональные программы. Что конкретно этот статус означает для вас? Расскажите о предположительных перспективах развития ДШИ в свете намечающихся изменений.

В. Вайтушко: Предпрофессиональные программы – здорово! Но где они? Срочно необходимы утвержденные, обязательные стандарты. Мудрствовать лукаво не надо – есть оправданная десятилетиями система. А новое, как известно, это хорошо забытое старое. Я не ретроград, но уверен – лучшего пути нет. Да, в обществе меняются предпочтения, но нельзя же все время подстраиваться под них. Наоборот, мы призваны поднять духовные запросы, иначе так и погрязнем в «попсе» и заборных «художествах». Если утвержденных типовых программ не будет до 1 сентября – дело не сдвинется в сторону улучшения еще на год.

Л. Усупова: Изменение статуса очень важно и, верю, благоприятно скажется на деятельности ДШИ. Хотя процесс внедрения этих программ, на мой взгляд, будет трудным. К сожалению, школы очень многое растеряли, находясь в «дополнительном образовании». Сравнивая уровень программ выпускников 80-х и наших дней, сравнение не в нашу пользу. Мы ориентированы на удовлетворение запросов потребителя, а он зачастую хочет развлекаться, учиться «для себя», у него нет времени 2 часа в день уделять занятиям на инструменте. Будем работать!

На одном из заседаний Комитета ГД по культуре Александр Авдеев констатировал: «Неряшливое отношение к культуре породило неряшливое отношение к системе художественного образования». Какие пути для изменения сложившейся ситуация вы видите и какими инструментами для этого располагает детская школа искусств?

В. Вайтушко: Пока не убьем «неряшливое отношение к культуре…» в сознании «власть предержащих» – ситуацию не изменить. Зарабатывать самим получится не у всех школ. Объективно, не у всех есть на это условия, есть масса сдерживающих факторов (те же санпиновские нормы), особенно на селе. Понимаю, что в стране много других проблем, может быть, даже более важных, чем наши. Скажу одно. Прав был дедушка Крылов, когда писал: «Да кому и в ум придет на желудок петь голодный».

Мне также хотелось бы обратить внимание коллег ещё на один вопрос, о котором почему-то говорят нечасто. Он касается передачи в некоторых регионах детских музыкальных, художественных и школ искусств системы министерства культуры в ведомственное подчинение министерства образования. Не секрет, что школы, переданные в народное образование, зачастую являются нежелательными «подкидышами»: там и без нас хватает проблем с ЕГЭ, детскими садами и горячим питанием. Еще один «подводный камень» – это отсутствие понимания специфичности школ, дающих художественное образование. С одной стороны, нас воспринимают, несмотря ни на какие внесенные изменения в «Закон об образовании», как кружки или студии, а с другой стороны, предъявляют требования как к общеобразовательным школам.

По моему разумению, об этом же сказано в известной Концепции развития до 2015 года, подписанной В.В. Путиным. Необходимо срочно, наряду с решением и остальных проблем школ искусств, вернуть их в лоно министерства культуры. Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печи – пирожник!

Ответ на публикацию "Творческое образование в свете модернизации"

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новый статус детских школ искусств: технологии и секреты управления!
Музыкальное образование в Ставрополье
Лучший нестоличный музыкальный вуз России
Одаренность – соль и смысл художественного образования
Саратовская государственная консерватория: на пороге столетия
Лаборатория инноваций в творческом вузе
Центр музыкального образования Тамбовской области
Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
Необходимо сохранить статус академии
Хранители академических школ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Елена Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: ОЛЬГА
Коллеги!О проблемах муз.школ действительно мало информации,а м.у.тем происходящее там-катастрофа!Сегодня подписала петицию Путину,размещённую на сайте профсоюза"Учитель"ВКонтакте, но на мой взгляд нужно писать ещё-Мединскому, Аракеловой.Вот здесь нашла хороший комментарий к происходящему(спасибо,ilda!). http://www.kurginyan.ru/board/index.php?showtopic=2021 Напишите о проблемах! Можно в личку elena_schirokovskix@mail.ru.Сможем через профсоюз побороться за наши права. Аттестация!Власть директоров!Ведомственная принадлежность!Концерто-конкурсо-мания!Превращение муз.шк.с начальным проф.образованием,какой она всегда была,в культпросвет учреждение-и никакие предпрофессиональные(зачем было огород городить?)прогр. не помогут!Уникальность муз.педагогики будет утеряна.

2014-01-12 02:00:04 Ответить пользователю

ОЛЬГА Незарегистрированный пользователь
Я ПОЛНОСТЬЮ СОГЛАСНА С ВЫШЕ СКАЗАННЫМ. ВЫ ДАЖЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ С КАКИМИ МЫ СЕЙЧАС ТРУДНОСТЯМИ СТОЛКНУЛИСЬ...ВО ПЕРВЫХ НАШ ШКОЛА НАХОДИТЬСЯ В СЕЛЕ, У НАС НЕТ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПЕРЕХОДА НА ФГТ, 80% ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА, НИЗКАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА - А РАБОТЫ ВАЛ, И КАК НИ СТРАННО СЕЙЧАС ВСЕ ГОВОРЯТ ВОТ ДАВАЙТЕ ВЕРНЕМСЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, КАКОЙ БЫЛ ПОРЯДОК, СТАТУС, А КОМУ НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ??? КОНЕЧНО МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ! ВОПРОС : "А ХОТЯТ ЛИ ОНИ ЭТОГО"!!!! Я ВОТ НАПРИМЕР НЕТ! ТАК КАК НЕТ ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЙ (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ В МОЕЙ ШКОЛЕ, И ВООБЩЕ В НАШЕМ РАЙОНЕ У ВСЕХ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ)!
Э

2013-02-09 15:32:26 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ