Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Центр музыкального образования Тамбовской области

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова – многопрофильный вуз, ведущий подготовку по программам СПО и ВПО, послевузовского и дополнительного образования – в области музыкального образования и искусства.

Просмотров: 2588
БАЗИКОВ Александр Сергеевич – ректор Тамбовского государственного музыкально-педагогического
института им. С.В. Рахманинова, профессор, доктор педагогических наук

Как и столетием ранее, во время инспекторского визита в Тамбовское музыкальное училище гения русской музыки, всемирно известного композитора и пианиста Сергея Рахманинова, в 2008 году одно из старейших музыкальных учебных заведений России, пройдя процедуру комплексной оценки деятельности, заслужило самые лестные отзывы.

Оценка великого Рахманинова

Нынешний год для Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова ознаменован 130-летием со дня появления музыкального образования на тамбовской земле. Именно в 1879 году в Тамбове были открыты музыкальные классы при Обществе любителей музыкального и драматического искусства, которые с 1882 года были приняты в ведение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а в 1900 году получили статус профессионального учебного заведения, став Тамбовским музыкальным училищем. В 1909 году здесь побывал, по поручению ИРМО, в качестве инспектора Сергей Рахманинов. По итогам ревизии великий русский композитор подготовил положительный отчет и высоко оценил работу учебного заведения, не подозревая о том, что полвека спустя училищу будет присвоено его имя.

За годы деятельности учебное заведение претерпело целый ряд преобразований. Так, в 1918 году училище получило статус народной консерватории, а уже через год – государственной. В 1922 году консерватория была преобразована в музыкальный техникум, затем, в 1936-м, – снова в музыкальное училище. Уже на излете века, в 1996 году, принимается решение дать учебному заведению статус музыкально-педагогического института. Здесь учились выдающиеся музыканты и композиторы – И. Дзержинский, В. Желобинский, Г. Мушель и Н. Чаплыгин, пианисты – В. Мержанов и А. Волконский, скрипач Ю. Реентович, дирижеры – В. Мызников, В. Ревелев и С. Делициев, кларнетист А. Семенов, виолончелист Б. Реентович, певец Ф. Мамонтов и многие другие. В 19 году за заслуги в подготовке музыкальных кадров образовательное учреждение было награждено орденом «Знак Почета».

Шли годы, в России несколько раз сменился общественно-политический строй, а добрые традиции музыкального образования, заложенные еще в конце XIX века в небольшом училище провинциального города Тамбова, как и сама Музыка, не претерпели изменений. Напротив, они вобрали в себя все самые лучшие педагогические наработки, проверенные временем.

От традиций – к инновациям

Сегодня Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова – многопрофильный и многоуровневый вуз, ведущий подготовку по программам ВПО и СПО, а также реализующий программы послевузовского образования и все виды дополнительного – в области музыкального искусства, музыкального образования и социально-культурной деятельности. При этом институт ориентируется не только на традиционные академические направления музыкального искусства, но и ведет подготовку специалистов в области народного художественного творчества, хореографии, художественного и музыкального образования.

В последние годы возможности учебного заведения существенно расширились и, несмотря на его приверженность более чем столетним традициям российского музыкального образования, с 1996 года в институте реализуется двухуровневая система подготовки. Необходимость гибко реагировать на потребности рынка труда подтолкнула вуз к важным стратегическим изменениям: расширен спектр направлений и специальностей, начата подготовка бакалавров и магистров в области культуры, музыкального искусства и педагогики, открыта аспирантура по двум научным специальностям.

Основу педагогического коллектива пяти факультетов и 14 кафедр института составляют 5 докторов и 30 кандидатов наук, профессора, 25 доцентов, 6 заслуженных деятелей искусств и 4 заслуженных артиста РФ, 1 народный артист СССР, а также 15 заслуженных работников культуры РФ. У таких преподавателей действительно есть чему поучиться. Поэтому студенты идут в институт с желанием: почти 1300 человек, получающих образование в одном из старейших российских музыкальных вузов, учатся по 14 направлениям и специальностям.

Тысячи выпускников ТГМПИ им. С.В. Рахманинова работают в учебных заведениях России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран, в концертных организациях и оперных театрах Самары, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, в симфонических оркестрах Волгограда, Самары, Саратова, Москвы и других городов страны. Многие выпускники вуза удостоены высоких почетных званий, ученых степеней и званий, носят титулы лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.

Научно-исследовательская деятельность в институте ведется по семи основным направлениям. Большое внимание уделяется развитию исследовательской работы молодых ученых, аспирантов и студентов в области искусствоведения и музыкальной педагогики. В институте работает Совет молодых ученых. Студенческое научное сообщество представлено научными кружками и секциями НИРС, в состав которых входят также студенты колледжа, аспиранты и соискатели.

Среди музыкальных вузов России и зарубежья ТГМПИ им. С.В. Рахманинова хорошо известен тем, что ежегодно проводит на своей базе традиционную международную научно-практическую конференцию «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство». Вообще, научные конференции, Интернет-конференции, педагогические чтения и студенческие научные ассамблеи, проводимые отдельными кафедрами по проблемам искусствознания, педагогики, художественного творчества и духовно-нравственного воспитания молодежи, существенно дополняют палитру научно-исследовательской работы в вузе. Институт ведет экспериментальную работу с общеобразовательными школами по разработке вариантов модели художественно-эстетического профиля, оказывает научно-методическую помощь детским музыкальным школам и школам искусств Тамбовской области.

Благодаря этому, ТГМПИ им. С.В. Рахманинова по праву называют центром музыкального образования Тамбовской области, который ориентирует свою деятельность на потребности Центрально-Черноземного региона России. В институте успешно функционирует факультет повышения квалификации и переподготовки специалистов для учреждений высшего и среднего профессионального образования, дополнительного художественного образования детей, руководящих работников и специалистов в области культуры и искусства. Среди его слушателей представители не только Тамбовской области, но и других регионов России. Факультет ежегодно получает массу благодарственных писем от руководителей учреждений и бывших слушателей.

Будущее – в развитии

Формирование новых интеллектуальных потребностей и ценностных ориентаций в современном обществе актуализирует проблемы повышения качества подготовки специалистов в творческих вузах, реформирования системы художественного образования, совершенствования его методологической основы и поиска эффективных образовательных технологий. В решении этих проблем определенную ценность представляет опыт, накопленный ТГМПИ им. С.В. Рахманино ва. Внимание администрации и ученого совета вуза сосредоточено сегодня на художественном и профессиональном развитии профессорско-преподавательского состава, формировании у студентов самостоятельного, творческого и ответственного подхода к учебе. Для повышения качества подготовки специалистов и совершенствования учебного процесса в институте используется модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы студентов.

ТГМПИ активно развивает сложившиеся международные связи. В рамках взаимообмена между институтом и зарубежными музыкальными коллективами реализованы четыре международных проекта объединенного русско-немецкого симфонического оркестра, состоящего из немецких оркестровых музыкантов и студентов симфонического оркестра ТГМПИ. Силами Ветцларского камерного и студенческого симфонического оркестров под руководством немецкого дирижера Мартина Кнеля осуществлена совместная постановка оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский». Значительными событиями в культурной жизни Тамбова стали международные фестивали «Дни Германии в Тамбове» ( 2005, 2006, 2008 ), проведенные при поддержке Посольства ФРГ и Фонда им. Р. Боша. Вуз имеет крепкие деловые связи с колледжем Лондонского университета (Goldsmiths College, University of London), музыкальной школой г. Теттнанг – Германия (Stadtische Musikschule in Tettnang), Белорусской государственной академией музыки, высшей школой музыки г. Мюнстера (Musikhochschule in der Westfalischen Wilhelms-Universitat Munster) и другими известными представителями музыкального образования зарубежья.

Сквозь призму времени

Богатейшая история ТГМПИ им. С.В. Рахманинова указывает на то, что музыкальные учебные заведения России в различные периоды социально-политического состояния общества брали на себя инициативу музыкального просвещения, становились форпостами подлинной музыкальной культуры в различных регионах страны. На них и сегодня не редко перемещается центр тяжести при проведении мас со вой художественно-воспитательной и культурно-просветительской работы. Именно они, сосредоточив значительный творческий потенциал, могут выполнять эту ответственную роль и часто делают это с успехом.

Помимо студенческих оркестров, хоров и ансамблей, предусмотренных требованиями основных образовательных программ, при ТГМПИ работают художественные коллективы, имеющие звание «народных». Активную музыкальную и культурно-просветительскую деятельность, ежегодно поддерживаемую грантами Тамбовской областной администрации, ведут детский духовой оркестр им. И.А. Шатрова, фольклорный ансамбль «Губеренка», студенческий театр, а также музей истории института.

Таким образом, задачи музыкального вуза на современном этапе не сводятся только к подготовке музыкантов и других профессионалов в области культуры. Они шире, многообразнее, универсальнее, поскольку имеют непосредственное воздействие на духовный ареал России, формируют общественную потребность в постоянном и тесном общении с музыкальным и другими видами искусства.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: музыкальное образование, тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, тамбовская область, профиль, ао-32

Похожие материалы:
Бугурусланский нефтепромысловый техникум: в ногу со временем
Непрерывное образование – залог успеха
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики: инновации в IT
Лучший нестоличный музыкальный вуз России
Миссия Мичуринского государственного педагогического института
Специалисты путей сообщения
Воспитательная работа в Туймазинском государственном юридическом колледже
Консерватория – часть музыкальной жизни России
Уфимский авиационный техникум: поставить на крыло
Концепция непрерывности для подготовки аграриев

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Из журнала
#95Уральский государственный экономический университет отпраздновал 50-летие
#94Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
#106Базовый центр по топ-50 в Саратове реализует эффективную стратегию развития
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний