Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Будущее рынка труда в России и мире

Научно-технические прорывы и социальные изменения в мировом сообществе постепенно меняют казавшуюся еще недавно устойчивой карту профессий. Анализ десятков исследований рынка труда, проведенных в последние годы российскими и зарубежными исследователями, показал тенденцию к глобальной трансформации в этой сфере. При этом скорость изменений для разных отраслей и профессий отличается и требует срочного пересмотра содержания и подходов в образовании.

Просмотров: 215

Материал опубликован в журнале №109 от 25.02.2019.

Научно-технические прорывы и социальные изменения в мировом сообществе постепенно меняют казавшуюся еще недавно устойчивой карту профессий. Анализ десятков исследований рынка труда, проведенных в последние годы российскими и зарубежными исследователями, показал тенденцию к глобальной трансформации в этой сфере. При этом скорость изменений для разных отраслей и профессий отличается и требует срочного пересмотра содержания и подходов в образовании.

 НЕСООТВЕТСТВИЕ систем образования требованиям времени, увеличивающийся разрыв между квалификацией выпускников и запросами рынка труда являются одной из основных тенденций современности. Для понимания истоков такого положения необходимо оглянуться на текущее состояние систем образования. В 2018 году опубликован доклад «Образование для сложного общества»[1]Global Education Futures, в котором собраны предложенные лидерами сферы из разных стран варианты развития будущего образования. В основу исследования, обзор некоторых принципиальных моментов которого представлен ниже, легли результаты работы стратегических сессий и исследований, проведенных инициативой GEF.

ЛУКША Павел Олегович, основатель Global Education Futures, профессор практики Московской школы управления Сколково, партнер Global Venture Alliance:

– Мы уже оказались в ситуации, когда не деньги, не природные ресурсы, не территория, а именно люди с развитым мышлением и качественными навыками становятся самой высокой ценностью новой экономики, источником нашего богатства и процветания, его главным ограничением или возможностью. Если мы не начнем менять наши модели образования прямо сейчас, о значимой роли нашей страны в мире XXI века можно будет забыть.

С учетом развития технологий в информационной сфере, производстве новых материалов, биологии и генетике будущее наступает быстрее, чем мы успеваем среагировать на происходящее. Адаптационные и консервирующие модели образования не просто неэффективны – они несут колоссальную опасность для будущего, делая нас неготовыми и слепыми к изменениям. Авторы уверены, что необходимо отказаться от прежних представлений об образовании как процессе подготовки нового поколения к жизни в стабильном обществе, изменить все институты и правила, которые мешают образованию быть гибким и постоянно развивающимся.

Около половины всех занятий содержат рутинные элементы, причем это касается как физического труда, так и интеллектуального. Через пятнадцать-двадцать лет их можно заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне технологий. Для значительной части населения планеты масштабная трансформация потребует, скорее всего, создания новых реальных рабочих мест, секторов экономики и способов вовлечения в жизнь общества. Эксперты выделяют, как минимум, пять секторов, где может появиться достаточно много новых занятий для человека.

  •  Технологические секторы, которые появятся вследствие развития следующего поколения технологий для промышленного и потребительского пользования. Например, разработка и программирование умных энергосистем и других сред для городов и домохозяйств, производство городских роботов и беспилотных автономных транспортных средств, а также разработка и производство возобновляемых биоинженерных материалов.
  •  Человеко-ориентированные услуги, основывающиеся на том, что не могут делать роботы, поскольку два человеческих качества, которые труднее всего сымитировать, – это творческий подход и человечность. Есть огромное число крайне персонализированных услуг, которые могут быть предложены людьми друг другу в образовании, сферах здоровья, благополучия, развлечений и других областях.
  •  Виртуальные экономики, созданные внутри онлайн-игр, социальных сетей и других сред, где люди могут найти огромное количество занятий. Например, разрабатывать симуляторы или быть игроками, создать миры с любыми правилами разработчика, даже если они кажутся невозможными или маловероятными для реального мира.
  •  Сектор производства знаний. Существует значительный и растущий спрос на контекстные знания, создаваемые в сетях и сообществах. Например, на кодификацию практик организаций, выработку стандартов деятельности, создание видений/стратегий и другое.
  •  «Зеленая экономика» нацелена на восстановление баланса между человечеством и планетой. При этом все больше людей играет роль садовников, лесничих и защитников, которые помогают оберегать и развивать естественную экосистему нашей планеты.

Профессиональная и социальная жизнь радикально меняются: все чаще люди оказываются вовлечены в творческую деятельность. В этих условиях организации, сообщества, регионы и экономики стремятся усилить свои конкурентные преимущества, что приводит к массовому спросу на компетенции будущего.

Критика текущей ситуации в основном касается неспособности образовательной системы к формированию компетенций, наиболее востребованных на существующем рынке труда. Например, инженерных, программистских или управленческих навыков. Сложно ожидать, что учащиеся будут готовиться к миру завтрашнего дня, если среда обучения и процессы не отражают ценности и социальную организацию настоящего.

Образовательные системы по своей природе являются рефлексивными. Каждый элемент – от поведения преподавателя и организации учебной среды до содержания учебных программ – несет образовательный посыл для учащихся, определяет условия и результаты образования (см. табл. 1).

УРАЗОВ Роберт Наилевич, генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»:

– Многие навыки становятся «сквозными». Умение работать с блокчейн-технологиями, дополненной и виртуальной реальностью, навыки программирования – все это будет востребовано в ближайшее десятилетие в самых разных областях. Понятие прикладного труда изменится. Рабочие специальности ждет перевоплощение – они станут совсем другими, но по-прежнему будут востребованы.

Авторы доклада уверены, что развитые страны и страны с быстро развивающейся экономикой будут вынуждены изменить свои преподавательские подходы и учебные программы. Это коснется тех, кто будет активно вовлечен в социальную жизнь в ближайшие десять-пятнадцать лет, а именно учеников младшей и средней школы.

Образовательные системы также должны соответствовать нуждам обучающихся среднего и третьего возраста, так как с учетом глобальных демографических сдвигов эти группы постепенно станут основными потребителями новых образовательных и профессиональных возможностей.

Интересны и результаты исследования «Россия 2025: от кадров – к талантам», выполненного BostonConsultingGroup при поддержке Сбербанка, WorldSkillsRussia и Global Education Futures. Эксперты сделали вывод, что в ближайшие восемь лет в России будет не хватать 10 млн. новых специалистов, способных работать с творческими задачами, с вызовами будущего.

 

ТЕКУЩАЯ геополитическая обстановка в России сталкивает рынок труда с необходимостью опоры на собственные силы. Стало ясно, что стране не хватает квалифицированных кадров в большинстве ключевых отраслей экономики. Вместе с появлением принципиально новой занятости ожидается общее усложнение всех профессий. В перспективе увеличится спрос на инженеров в сфере авиастроения, транспорта, станкостроения, которые будут реализовывать прогрессивные технологии. Для разработки новых материалов понадобятся инженеры-исследователи, физики, технологи, химики, металлурги. В области агротехнологий вырастет интерес к биологам, биотехнологам, генетикам. Прогнозируется бурный рост фриланса, самозанятости, аутсорсинга, временных проектных команд. Наблюдается явный спрос на опытных управленцев среднего звена.

Автоматизация простых процессов высвободит часть времени сотрудника для более сложных задач, исчезнет привычный всем принцип «один человек – одна задача». По оценкам специалистов к 2035 году в России может быть автоматизирована четверть рабочих мест.

Согласно данным российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter потребность в IT-специалистах ежегодно растет на 25%. А по прогнозам Агентства стратегических инициатив через пятнадцать-двадцать лет эта цифра вырастет в разы. К тому времени появится еще 186 профессий, так или иначе связанных с IT: от дизайнеров нейронных интерфейсов до агрокибернетиков.

В то же время человечество достаточно быстро приспосабливается к технологическим укладам. С одной стороны, создается новое качество жизни, с другой – рождаются новые виды деятельности. Однако в этом контексте имеет смысл вести речь не столько о профессиях, в которые можно будет «сбежать» и «надежно спрятаться», сколько о наборе конкретных навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего и быть востребованными. На это указал генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»  Роберт Уразов при подготовке материалов для проекта «Россия будущего: 2017-2035».[2]

По мнению лидера движения WSR, образовательным организациям необходимо давать больше свободы в выборе программ, внедрять инструменты, помогающие быстро напитывать новыми навыками преподавателей, которые в свою очередь смогут эти навыки быстро передавать ученикам. Кроме того, в сотрудничестве с предприятиями нужно повышать квалификацию уже работающих специалистов, а при необходимости помогать им проходить переподготовку. Сейчас даже на продвинутых предприятиях технологические циклы устаревают за два-три года, и образовательные учреждения должны быть готовы ответить на этот вызов.

За рубежом набирают популярность программы стажировок для старшего поколения: зрелым сотрудникам предоставляют возможность пройти обучение и попробовать себя в новой сфере наравне с молодыми. В нашей стране в отношении стажеров пока просматриваются все признаки возрастной дискриминации.

Исследовательский центр портала Superjob.ru[3] опубликовал в марте 2019 года результаты социологического опроса среди работодателей. Характерно, что чем крупнее бизнес, тем чаще он делает ставку на молодых: 45-летние даже не рассматриваются в качестве стажеров.

Молодежь до 24 лет наиболее перспективна по мнению 51% опрошенных. А 38% представителей компаний считают, что выгоднее брать на стажировки сотрудников 25-34 лет, 4% – работников 35-44 лет. О стажерах старше 45 лет говорил лишь 1 из 500 опрошенных.

Среди компаний различных отраслей наибольшую открытость стажерам в возрасте 35+ продемонстрировала сфера услуг (56%), IT и телеком (53%). О наличии подобных программ стажировок чаще других заявляют строительные компании: 14% из них уже принимают возрастных стажеров.

Существует мнение, что российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников, потому что это влечет за собой необходимость в повышении оплаты труда.

Согласно прогнозу экономического развития РФ на период до 2024 года* поддержку рынку труда окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста. Кроме того проводятся активные меры в миграционной политике, что привлечет иностранных квалифицированных специалистов. Численность рабочей силы в 2018-2024 годах будет постепенно увеличиваться с 75,8 до 76,3 млн. человек.

Существующая тенденция к возникновению новых отраслей и профессий в России и мире является следствием глобальных изменений во всех сферах, происходящих в настоящее время быстрее, чем когда-либо. Чтобы оставаться востребованным специалистом, необходимо не только уметь меняться и осваивать новые навыки, но и видеть перспективы.

 Елена КЛЕШНИНА.

 В обзоре использованы материалы следующих источников:

  1. https://eduface.ru/consultation/proforientaciya/kak_izmenitsya_rynok_truda_i_k_chemu_nado_gotovitsya

2. https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/#

3. https://www.rbc.ru/opinions/business/18/10/2017/59e75a959a794776fde701b7

4. https://www.superjob.ru/research/articles/112178/rabotodateli-ne-gotovy-brat-na-stazhirovki-lyudej-starshe-45-let/?i=5c8f4302be76a6.46871007&utm_source=rassylka&utm_medium=email&utm_campaign=20190318-rassylka-16292&utm_content=113594290-1000001-1

 [1]https://futuref.org/educationfutures_ru

[2]http://2035.media

[3]https://www.superjob.ru/research/about

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Три технологические революции будущего
Новая образовательная политика
Эндаумент – фонд развития университета
Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
Трудовые будни WorldSkills Russia
Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Московский колледж – возможности и перспективы
Госполитика по достижению национальных целей развития РФ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ