Будущее рынка труда в России и миреНаучно-технические прорывы и социальные изменения в мировом сообществе постепенно меняют казавшуюся еще недавно устойчивой карту профессий. Анализ десятков исследований рынка труда, проведенных в последние годы российскими и зарубежными исследователями, показал тенденцию к глобальной трансформации в этой сфере. При этом скорость изменений для разных отраслей и профессий отличается и требует срочного пересмотра содержания и подходов в образовании. Просмотров: 215
Материал опубликован в журнале №109 от 25.02.2019.
Научно-технические прорывы и социальные изменения в мировом сообществе постепенно меняют казавшуюся еще недавно устойчивой карту профессий. Анализ десятков исследований рынка труда, проведенных в последние годы российскими и зарубежными исследователями, показал тенденцию к глобальной трансформации в этой сфере. При этом скорость изменений для разных отраслей и профессий отличается и требует срочного пересмотра содержания и подходов в образовании. НЕСООТВЕТСТВИЕ систем образования требованиям времени, увеличивающийся разрыв между квалификацией выпускников и запросами рынка труда являются одной из основных тенденций современности. Для понимания истоков такого положения необходимо оглянуться на текущее состояние систем образования. В 2018 году опубликован доклад «Образование для сложного общества»[1]Global Education Futures, в котором собраны предложенные лидерами сферы из разных стран варианты развития будущего образования. В основу исследования, обзор некоторых принципиальных моментов которого представлен ниже, легли результаты работы стратегических сессий и исследований, проведенных инициативой GEF.
С учетом развития технологий в информационной сфере, производстве новых материалов, биологии и генетике будущее наступает быстрее, чем мы успеваем среагировать на происходящее. Адаптационные и консервирующие модели образования не просто неэффективны – они несут колоссальную опасность для будущего, делая нас неготовыми и слепыми к изменениям. Авторы уверены, что необходимо отказаться от прежних представлений об образовании как процессе подготовки нового поколения к жизни в стабильном обществе, изменить все институты и правила, которые мешают образованию быть гибким и постоянно развивающимся. Около половины всех занятий содержат рутинные элементы, причем это касается как физического труда, так и интеллектуального. Через пятнадцать-двадцать лет их можно заменить искусственным интеллектом или роботами даже при нынешнем уровне технологий. Для значительной части населения планеты масштабная трансформация потребует, скорее всего, создания новых реальных рабочих мест, секторов экономики и способов вовлечения в жизнь общества. Эксперты выделяют, как минимум, пять секторов, где может появиться достаточно много новых занятий для человека.
Профессиональная и социальная жизнь радикально меняются: все чаще люди оказываются вовлечены в творческую деятельность. В этих условиях организации, сообщества, регионы и экономики стремятся усилить свои конкурентные преимущества, что приводит к массовому спросу на компетенции будущего. Критика текущей ситуации в основном касается неспособности образовательной системы к формированию компетенций, наиболее востребованных на существующем рынке труда. Например, инженерных, программистских или управленческих навыков. Сложно ожидать, что учащиеся будут готовиться к миру завтрашнего дня, если среда обучения и процессы не отражают ценности и социальную организацию настоящего. Образовательные системы по своей природе являются рефлексивными. Каждый элемент – от поведения преподавателя и организации учебной среды до содержания учебных программ – несет образовательный посыл для учащихся, определяет условия и результаты образования (см. табл. 1).
Авторы доклада уверены, что развитые страны и страны с быстро развивающейся экономикой будут вынуждены изменить свои преподавательские подходы и учебные программы. Это коснется тех, кто будет активно вовлечен в социальную жизнь в ближайшие десять-пятнадцать лет, а именно учеников младшей и средней школы. Образовательные системы также должны соответствовать нуждам обучающихся среднего и третьего возраста, так как с учетом глобальных демографических сдвигов эти группы постепенно станут основными потребителями новых образовательных и профессиональных возможностей. Интересны и результаты исследования «Россия 2025: от кадров – к талантам», выполненного BostonConsultingGroup при поддержке Сбербанка, WorldSkillsRussia и Global Education Futures. Эксперты сделали вывод, что в ближайшие восемь лет в России будет не хватать 10 млн. новых специалистов, способных работать с творческими задачами, с вызовами будущего.
ТЕКУЩАЯ геополитическая обстановка в России сталкивает рынок труда с необходимостью опоры на собственные силы. Стало ясно, что стране не хватает квалифицированных кадров в большинстве ключевых отраслей экономики. Вместе с появлением принципиально новой занятости ожидается общее усложнение всех профессий. В перспективе увеличится спрос на инженеров в сфере авиастроения, транспорта, станкостроения, которые будут реализовывать прогрессивные технологии. Для разработки новых материалов понадобятся инженеры-исследователи, физики, технологи, химики, металлурги. В области агротехнологий вырастет интерес к биологам, биотехнологам, генетикам. Прогнозируется бурный рост фриланса, самозанятости, аутсорсинга, временных проектных команд. Наблюдается явный спрос на опытных управленцев среднего звена. Автоматизация простых процессов высвободит часть времени сотрудника для более сложных задач, исчезнет привычный всем принцип «один человек – одна задача». По оценкам специалистов к 2035 году в России может быть автоматизирована четверть рабочих мест. Согласно данным российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter потребность в IT-специалистах ежегодно растет на 25%. А по прогнозам Агентства стратегических инициатив через пятнадцать-двадцать лет эта цифра вырастет в разы. К тому времени появится еще 186 профессий, так или иначе связанных с IT: от дизайнеров нейронных интерфейсов до агрокибернетиков. В то же время человечество достаточно быстро приспосабливается к технологическим укладам. С одной стороны, создается новое качество жизни, с другой – рождаются новые виды деятельности. Однако в этом контексте имеет смысл вести речь не столько о профессиях, в которые можно будет «сбежать» и «надежно спрятаться», сколько о наборе конкретных навыков, освоив которые, работники смогут закрепиться в той или иной деятельности будущего и быть востребованными. На это указал генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов при подготовке материалов для проекта «Россия будущего: 2017-2035».[2] По мнению лидера движения WSR, образовательным организациям необходимо давать больше свободы в выборе программ, внедрять инструменты, помогающие быстро напитывать новыми навыками преподавателей, которые в свою очередь смогут эти навыки быстро передавать ученикам. Кроме того, в сотрудничестве с предприятиями нужно повышать квалификацию уже работающих специалистов, а при необходимости помогать им проходить переподготовку. Сейчас даже на продвинутых предприятиях технологические циклы устаревают за два-три года, и образовательные учреждения должны быть готовы ответить на этот вызов. За рубежом набирают популярность программы стажировок для старшего поколения: зрелым сотрудникам предоставляют возможность пройти обучение и попробовать себя в новой сфере наравне с молодыми. В нашей стране в отношении стажеров пока просматриваются все признаки возрастной дискриминации. Исследовательский центр портала Superjob.ru[3] опубликовал в марте 2019 года результаты социологического опроса среди работодателей. Характерно, что чем крупнее бизнес, тем чаще он делает ставку на молодых: 45-летние даже не рассматриваются в качестве стажеров. Молодежь до 24 лет наиболее перспективна по мнению 51% опрошенных. А 38% представителей компаний считают, что выгоднее брать на стажировки сотрудников 25-34 лет, 4% – работников 35-44 лет. О стажерах старше 45 лет говорил лишь 1 из 500 опрошенных. Среди компаний различных отраслей наибольшую открытость стажерам в возрасте 35+ продемонстрировала сфера услуг (56%), IT и телеком (53%). О наличии подобных программ стажировок чаще других заявляют строительные компании: 14% из них уже принимают возрастных стажеров. Существует мнение, что российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников, потому что это влечет за собой необходимость в повышении оплаты труда.
Существующая тенденция к возникновению новых отраслей и профессий в России и мире является следствием глобальных изменений во всех сферах, происходящих в настоящее время быстрее, чем когда-либо. Чтобы оставаться востребованным специалистом, необходимо не только уметь меняться и осваивать новые навыки, но и видеть перспективы. Елена КЛЕШНИНА. В обзоре использованы материалы следующих источников:
2. https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/# 3. https://www.rbc.ru/opinions/business/18/10/2017/59e75a959a794776fde701b7 Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|