Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Трудовые будни WorldSkills Russia

Летом 2013 года российская команда впервые боролась за медали на мировом первенстве чемпионата профессий в Германии (г. Лейпциг). Результат оказался далеко не самым лучшим: 45-е место из 54 возможных. Как к этому относиться?

Просмотров: 842

Летом этого года российская команда впервые боролась за медали на мировом первенстве чемпионата профессий в Германии (г. Лейпциг). Результат оказался далеко не самым лучшим: 45-е место из 54 возможных. Как к этому относиться?

Похоже, что, потерпев поражение, россияне сделали для себя очень серьезные выводы. И речь не о студентах, хотя и для них это был впечатляющий урок, ведь чемпионат, в котором они участвовали, – очень трудное испытание. С одной стороны, задания настолько сложные, что выполнение некоторых рассчитано не на один день. С другой стороны, ответственность большая, надо не только показать свой профессиональный уровень, но и, как бы громко это ни звучало, постоять за честь страны. Сильнейшее напряжение требовало от конкурсантов не только высокой профессиональной, но и хорошей психологической подготовки. Чемпионат показал: ни того, ни другого пока не хватает.

Как к этому относиться?

Президент фонда WorldSkills Russia Лидия Фролова считает, что даже участие в международных соревнованиях– уже своего рода победа. Директор Московского чемпионата Юрий Дацков подходит к оценке результата по-другому. Он говорит, что произошла разведка боем. Бой проигран. Теперь надо подумать и решить, как развивать движение дальше.

Действительно, дальнейшие действия – самый главный вопрос. Лейпцигский чемпионат WorldSkills показал: для того чтобы следовать лучшим мировым стандартам, нужно очень сильно изменить как подготовку российских рабочих, так и оборудование, которое они используют. Но в состоянии ли современное профессиональное образование страны решить такую колоссальную задачу самостоятельно, исключительно своими силами?

Разумеется, нет. Образовательным учреждениям нужна поддержка. Остается только понять, кто должен ее оказывать?

Общая неоднократно озвученная позиция российского руководства хорошо известна: раз производству нужны кадры, значит, в их подготовку должны вкладываться владельцы предприятий. Но, во-первых, из-за кризиса и по некоторым другим причинам благое и продиктованное логикой пожелание власти воплощается в жизнь с большим трудом. Во-вторых, нельзя не учитывать, что в мировое движение WorldSkills Россия вступила всего полтора года назад. На сегодняшний день к нему присоединились далеко не все регионы. И если в странах, где движение набрало полную силу, бизнесмены встают в очередь за победителями, приглашая их поработать на своем производстве, то российские предприниматели пока не знают, что такое чемпионат профессий и какую пользу они могут из него извлечь.

В нашей стране имеется около 4,4 тыс. учреждений профессионального образования, в год они выпускают до миллиона человек, а стоит это около 200 млрд. рублей, плюс 100 млрд. тратятся предприятиями на переобучение.

Регионов-участников национального чемпионата – 42. В российском фонде полагают, что это хороший результат. Показательно, что в международном совете директоров WorldSkills придерживаются такого же мнения и хвалят россиян за активность действий. Хочется отметить: повод для похвалы действительно есть, причем не один. Движение оформляется организационно. В регионах создаются координационные центры. Например, в Самарской области это Новокуйбышевский гуманитарно-технологический колледж, в Воронежской – профессиональный лицей № 2 г.Воронежа, в Кемеровской – Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, в Республике Башкортостан – Агентство развития профессиональных квалификаций. Список можно продолжать.

Интересный факт: в воронежском лицее № 2, где появился один из таких центров, набор увеличился на 40 процентов и туда пришли ребята, которые осознанно сделали выбор профессии. Анализ событий, чередой прошедших в стране за последние два с половиной месяца, тоже показывает, что россияне достойны похвалы. Так, в самом конце сентября в Министерстве образования и науки РФ проведен круглый стол, посвященный проблемам WorldSkills, а в середине октября в Республике Марий Эл состоялась Вторая Всероссийская ассамблея этого движения. В работе этих мероприятий участвовала Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования. Затем 25 октября состоялось заседание президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором нехватка квалифицированных рабочих была обозначена как главная тема. Далее эстафету приняла Москва, где состоялось заседание совета директоров WorldSkills International. Международную делегацию принимала вице-премьер Ольга Голодец. Ноябрь ознаменован стартом Второго чемпионата Москвы WorldSkills Russia. Стоит подчеркнуть, что соревнование было открытым, наряду со студентами из столицы в нем принимали участие представители 23 регионов (для сравнения, в прошлом году – 17 регионов). За статус лучшего в своей профессии боролись более 240 человек. В рамках чемпионата реализовывалась и деловая программа, включающая круглые столы на темы взаимодействия бизнеса и WorldSkills International, влияния лучших мировых стандартов на систему профессионального образования России.

Мировые первенства WorldSkills International проходят в странах-участницах этого движения каждые два года. Ближайший чемпионат состоится в 2015 году в бразильском городе Сан-Паоло. Затем местом проведения соревнований будет столица Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби.

Какая страна станет площадкой для мирового первенства в 2019 году, вопрос открытый. Но, как сказала на встрече с членами совета директоров WorldSkills International заместитель председателя ПравительстваРФ Ольга Голодец, Россия намерена претендовать на это право.

На круглом столе в Минобрнауки РФ, где присутствовали эксперты, были выделены проблемы, не позволившие российским участникам выйти на передовые позиции в чемпионате профессий.

Самый застарелый и одновременно острый вопрос – конечно же, материально-техническая база, на которой строится обучение. Состояние этого фундамента профессиональной подготовки хорошо известно: чтобы вести подготовку по новым специальностям, связанным с использованием высоких технологий, в некоторых учебных заведениях надо менять до 70 процентов оборудования. По данным министра образования и науки Дмитрия Ливанова, к настоящему времени модернизованы лишь 10 процентов учреждений профессионального образования. Укрепить материально-техническую базу и в массовом порядке довести до необходимого уровня пока что невозможно из-за отсутствия средств. Страдает от этого качество образования.

Одним из способов решения проблемы в министерстве считают государственно-частное партнерство и сотрудничество образовательных учреждений с ведущими предприятиями в субъектах РФ.

Соотношение теории и практики – еще одна проблема. Только в практической деятельности студент может постичь тонкости своего дела и стать профессионалом. Программам, которые используются в учреждениях СПО, до оптимального баланса пока что далеко. И практическая подготовка педагогов и мастеров производственного обучения тоже не достигла должного уровня. Повышение квалификации требуется даже экспертам национального чемпионата WorldSkills, которые пока еще не изучили существующие стандарты оценивания компетенций.

В министерстве решено, что через обучающие семинары должны пройти все, кому предстоит оценивать конкурсантов на соревнованиях WorldSkills различных уровней.

Как выяснилось на Второй Всероссийской ассамблее, в фонде WorldSkills Russia составили дорожную карту движения. Важная информация, имеющая к этому отношение, пришла еще из одного источника. На заседании президиума президентского совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике премьер-министр Дмитрий Медведев признал, что лишь в последнее время перед профессиональным образованием поставлена задача максимального приближения обучения к производству. Глава правительства отметил, что в нашей стране имеется около 4,4 тыс. учреждений профессионального образования, в год они выпускают до миллиона человек, а стоит это около 200 млрд. рублей, плюс 100 млрд. тратятся предприятиями на переобучение. Вскоре в России создадут 50 учреждений среднего профессионального образования, которые будут работать гораздо эффективнее. Для этого во Всемирном банке возьмут кредит, сумма которого составит 12,8 млрд. рублей. Предполагается, что новые учреждения будут суперсовременными как по оборудованию, так и по образовательным программам и технологиям. Выпускников не придется доучивать на производстве, потому что у студентов как минимум половина учебного времени уйдет на производственную практику. Скорее всего это и будет передовой отряд, который сыграет ведущую роль в подготовке к чемпионату профессий.

Судя по происходящему, роль движения WorldSkills в развитии системы профессионального образования в России становится стратегической. Есть еще несколько новостей, которые свидетельствуют об этом. Во-первых, в перспективе Минобрнауки РФ планирует объединить чемпионат профессий с олимпиадным движением. Во-вторых, россияне готовят проект WorldSkills Kids, дающий возможность приобщиться к профессии в детском возрасте, и намереваются выйти с ним на мировую площадку. И, в-третьих, наша страна претендует на проведение мирового чемпионата 2019 года.

Может быть, победы будут не скоро. Но нельзя не признать, что некоторые  уверенные шаги для продвижения вперед уже сделаны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: WorldSkills, тенденции, ао-67, Минобрнауки, дмитрий ливанов

Похожие материалы:
Минобрнауки РФ: итоги и перспективы
Будущее рынка труда в России и мире
Ливанов хочет увольнять ректоров вузов за низкие зарплаты преподавателей
Госполитика в сфере образования: приоритеты и перспективы
Минобрнауки сократит финансирование вузам за "мусорные публикации"
Состоялось заседание коллегии Минобрнауки Российской Федерации
Дмитрий Ливанов проведет в ДВФУ всероссийское совещание
Проект Минобрнауки "1000 научных лабораторий"
В Санкт-Петербурге проходит международная конференция «Наука Будущего»
Московский колледж – возможности и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#103Алапаевский профессионально-педагогический колледж отметил 120-летие
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#106Эволюционный держите шаг?!
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ