Госполитика по достижению национальных целей развития РФПравительство РФ обозначило основные направления деятельности на период до 2024 года. Важная роль в достижении национальных целей развития страны отводится комплексу мер в сфере занятости населения, науки и образования. Просмотров: 179
Материал опубликован в журнале №106 от 26.10.2018. Правительство РФ обозначило основные направления деятельности на период до 2024 года [1]. Важная роль в достижении национальных целей развития страны отводится комплексу мер в сфере занятости населения, науки и образования.
Сфера занятости Чтобы быть если не впереди планеты всей, но хотя бы в числе пяти мировых стран-лидеров, необходимо в первую очередь позаботиться о базисе, то есть создать условия для экономического роста. В этой связи по ряду стратегически важных траекторий развития российским правительством запланированы мероприятия в сфере занятости.
Для повышения производительности труда на предприятиях планируется поддерживать сотрудников методически и организационно, а также обучить основам бережливого производства. Так как «развитие рынка труда, достойная оплата и высокий уровень квалификации работников способствуют росту производительности труда и повышению конкурентоспособности экономики», в среднесрочной перспективе Правительство РФ будет реализовывать соответствующую политику. Содействовать развитию рынка труда, совершенствовать трудовое законодательство, создавать новые, достойно оплачиваемые рабочие места. На обновление структуры занятости и поддержание ее уровня будет направлено повышение эффективности активных программ на рынке труда, способствующих доведению до 70% доли трудоустроенных граждан; развитие института национальной системы квалификаций; поддержка работодателей в организации профобучения и ДПО работников при внедрении новой техники; внедрение системы оценки соблюдения трудового законодательства и другие меры.
Цифровизация и НТР Любой экономике нужны кадры высокой квалификации. Цифровой – особенно. Чтобы обеспечить таковыми рынок труда ближайшего будущего, в планах поддерживать талантливых школьников и студентов в области математики и информатики, содействовать гражданам в освоении цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики. Это предусматривает обучение 10 млн. человек по онлайн-программам развития цифровой грамотности и предоставление 1 млн. цифровых сертификатов для обучения граждан соответствующим компетенциям. По удельному весу в общем числе статей по приоритетным областям НТР в индексируемых в международных базах данных изданиях, заявок на получение патента на изобретение и другим показателям России должно быть обеспечено присутствие в числе пяти ведущих стран мира. Этой цели планируется достичь в результате развития научной и научно-производственной кооперации, передовой инфраструктуры и кадрового потенциала для проведения исследований и разработок, повышения эффективности института интеллектуальной собственности. Примечательно, что при имеющемся положительном опыте реализации масштабных технологических проектов сохраняется такая проблема, как невосприимчивость экономики и общества к инновациям. Не удивительно, что это препятствует практическому применению результатов исследований и разработок. Например, доля инновационной продукции в общем выпуске составляет всего 8-9%, экспорта высокотехнологичной продукции в мировом объеме экспорта – всего около 0,4%, а инвестиции в нематериальные активы – в 3-10 раз ниже, чем в ведущих государствах. Другая серьезная проблема – существенное, по сравнению с лидирующими в сфере инноваций странами, сокращение возможностей удержания наиболее эффективных ученых, инженеров и предпринимателей, создающих прорывные продукты. Чтобы ее решить – то есть сделать научную и научно-педагогическую деятельность привлекательной – предусмотрена реализация механизмов карьерных лифтов и развитие научных, производственных и управленческих компетенций. В частности, намечено формирование научных коллективов для реализации не менее 7,5 тыс. проектов и создание не менее 900 лабораторий. Требуются подготовка и развитие компетенций управленческих научных кадров, руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий, совершенствование механизмов обучения в аспирантуре по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Образование Человеческий капитал, на который сегодня возлагаются большие надежды, необходимо формировать в надлежащих условиях. Для этого следует повышать качество жизни и развивать социальные институты, в первую очередь – образование. Ключевой задачей в условиях современных технологических вызовов в докладе обозначено удовлетворение возрастающего спроса стратегически важных отраслей в кадрах с высоким уровнем профессиональной компетенции по критически важным технико-технологическим направлениям, профессиям и специальностям. Предстоит работа по формированию целостной системы воспроизводства кадров для НТР страны, обеспечению вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также расширению присутствия российских университетов в топ-500 глобальных рейтингов ARWU, THE, QS. Планируемые результаты – повышение качества общего образования и модернизация профессионального, создание современной цифровой образовательной среды, основ для формирования финансовой грамотности обучающихся, формирование высококвалифицированных педагогических коллективов в учреждениях профессионального и общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций. Другие стратегически важные для достижения национальных целей развития РФ задачи планируется решать в рамках национального проекта «Образование». Среди них вхождение РФ в топ-10 стран по уровню читательской, математической и естественнонаучной грамотности по результатам исследования PISA; увеличение до 40% доли школьников с высоким уровнем владения цифровыми навыками; внедрение новых методов обучения и образовательных технологий, повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс; формирование национальной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических работников, охватывающей более половины учителей. Большие преобразования ждут систему СПО. Правительством РФ запланированы мероприятия по модернизации профобразования, в том числе внедрение адаптивных, практико-ориентированных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования. Планируется создать более 100 центров опережающей профессиональной подготовки и 5 тыс. мастерских, оснащенных современным оборудованием по стандартам WorldSkillsRussia. Необходимо увеличить вдвое количество иностранных граждан, обучающихся в вузах, и трудоустройство лучших из них в РФ с учетом потребностей экономики.
Обзор подготовила Людмила СУЛЬДИНА.
[1]По материалам доклада «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|