Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет

Согласно одному из майских указов Президента РФ к 2018 году материальное положение работников образования разных категорий должно улучшиться. Однако многие эксперты констатируют – исполнение распоряжений главы государства к назначенному сроку не представляется возможным

Просмотров: 21

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

Очевидное и невероятное

Исполняется пять лет со дня подписания майских указов Президента РФ. Согласно одному из них1 к 2018 году материальное положение работников образования разных категорий должно улучшиться. Однако многие эксперты констатируют – исполнение распоряжений главы государства к назначенному сроку не представляется возможным.

Статистика и реальность

До истечения срока указов остается менее года, а статистика Росстата2 свидетельствует: на январь – декабрь 2016 года зарплата преподавателей вузов составляла всего 138 % от обозначенных в указе к началу 2018 года 200 % от средней заработной платы в регионе – 55 тыс. рублей. Размер зарплаты научных сотрудников – в среднем 53 800 рублей по стране – также демонстрирует несоответствие обозначенной пропорции.

Наиболее близки к целевым показателям зарплаты учителей. В среднем по России они составляют чуть более 33 тыс. рублей, или более 90 % от средней зарплаты по региону. При этом следует отметить, что из-за кризиса наблюдается негативная динамика: относительно зарплат тех же школьных педагогов в 2015 году эта пропорция составляла свыше 96 %.

Если отвлечься от официальных данных, картина и вовсе другая. По результатам совместного с фондом «Национальные ресурсы образования» мониторинга Общероссийского народного фронта3, реальные зарплаты учителей существенно ниже росстатовских, также налицо факты полной или частичной невыплаты причитающегося. Руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина поясняет:

– Многие учителя, комментируя данные статистики, говорили о том, что в части оплаты труда педагогов они сильно завышены, а те, чья зарплата более-менее дотягивала до официальной, отмечали, что это достигается за счет колоссальной нагрузки.

Исследование показало: официальная статистика по некоторым регионам значительно отличаются от сведений, которые приводят учителя. Например, в Самарской области, где участие в мониторинге приняли более 700 педагогов, средняя зарплата составляет 21 865 рублей, согласно отчету Росстата – 27 544 рублей (см. рис. 1).

Рисунок 1. Карта реальных зарплат учителей РФ

Карта реальных зарплат учителей РФ

Почти в три раза меньше заявленного по итогам федерального статистического наблюдения получают научные сотрудники. К таким выводам пришли в информационной службе Общественного телевидения России (ОТР) на основании опроса зрителей. Согласно предоставленным сведениям, средняя зарплата ученых в стране составляет 19 100 рублей.

В Пермском крае, Кировской и Челябинской областях доход работников образования этой категории не достигает и 10 тыс. рублей, в трех десятках других регионов варьируется от 10 до 20 тыс. Еще в 13 регионах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, ученые получают от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Кстати, по данным другого опроса ОТР4, средняя зарплата россиян за 2016 год составляет 15 158 рублей против официальных 36 746.

Реальный уровень благосостояния преподавателей вузов также далек от указываемого в официальных источниках. В комментариях на интернет-площадках педагоги называют следующие цифры. Так, зарплата ассистентов и преподавателей без степени составляет от 7-8 до 11-12 тыс. рублей, кандидаты наук со стажем более 10 лет и совмещением должностей могут зарабатывать 20-25 тыс., профессора – от 30 до 40. И это при нагрузках и требованиях, порой несовместимых с жизнью и здравым смыслом.

В нашумевшем открытом письме к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой известный блогер и публицист, доктор философских наук Вера Афанасьева отмечает, что «жалование провинциального профессора составляет менее 500 евро – гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора». Автор письма, профессор одного из российских университетов, упоминает и о своей зарплате – всего 26 тыс. рублей5.

Кривое зеркало

Россия – страна контрастов, и в отношении заработной платы это утверждение более чем верно. Огромная территория обусловливает большую разницу в оплате труда по регионам: у одной категории наемных работников она может составлять 400-500 %. Официальная статистика нивелирует различия посредством методики расчета среднемесячной начисленной заработной платы, когда совокупный доход всех работников делится на их количество. В итоге ежегодно публикуются вполне пристойные, но вовсе не объективные результаты.

Из чего складывается зарплата преподавателя вуза размером, скажем, в 45 тыс. рублей? Алгоритм расчета незамысловат: если 90 % преподавателей из разряда «рядовых» получают в среднем 26 тыс. рублей, а остальные 10 % – представители ректората, которые тоже могут числиться в преподавателях, – 210 тыс., то в результате деления суммы их совокупного дохода на количество человек получается указанная цифра. В контексте методики расчета все честно, с точки зрения социальной справедливости и отражения истинного положения дел – отнюдь, ведь доходы педагогов первого и второго эшелона отличаются друг от друга в 8 раз. Интересно, что соотношение 90 к 10 характеризует и ситуацию социального неравенства в России.

Между тем существуют и другие статистические показатели. Например, медианная зарплата – уровень, выше и ниже которого получает доход одинаковое количество работников, другими словами максимальное число людей.

Медианный доход используется государственными органами ряда стран в качестве показателя финансового положения представителей определенных профессий. Другой показатель – модальный, учитывает средний доход, наиболее часто встречающийся в конкретной местности, группе населения.

Известный политолог Георгий Бовт иллюстрирует разницу в статистических показателях6 так: «Возьмем, к примеру, самый «богатый» Ненецкий АО. В прошлом году средний доход там составил более 71 тыс. рублей в месяц, медианный – уже 51,9 тыс. рублей, а модальный, то есть наиболее часто встречающийся, – 27,8 тыс. рублей в месяц. В «богатой Москве» средний ежемесячный доход весьма радует начальство — почти 60 тыс. рублей по прошлому году. Однако «медиана» – уже заметно более скромные 43,6 тыс. рублей, а модальный доход, то есть чаще других встречающийся в Москве, – 22,4 тыс. рублей». Очевидно, что средние доходы куда более приглядны по сравнению с медианными и модальными, что и объясняет их использование в официальных документах, несмотря на явную неадекватность.

Есть и еще один любопытный момент. Согласно постановлению Правительства РФ о совершенствовании статистического учета7, с 2015 года вместо формулировки «среднемесячная зарплата» используется «среднемесячный доход от трудовой деятельности». Если старый показатель рассчитывался только по кругу наемных работников крупных и средних российских организаций, то новый стал охватывать всех работающих по найму, в том числе тех, кто ранее из статистики выпадал. В результате планка средней заработной платы оказалась заниженной, что в некоторых случаях позволило достичь необходимых показателей по увеличению доходов бюджетников (в основном, правда, на бумаге).

В июле 2016 года с контроля сняты поручения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по доведению в 2012 году среднего размера оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций, а в 2013-м – педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в соответствующем регионе. Но стали ли люди жить лучше на самом деле?

По данным того же мониторинга ОНФ, в ряде регионов обязательства перед педагогами по-прежнему не выполнены. При этом «настораживает манипулирование статистикой, когда нужный показатель роста зарплаты достигается сомнительными способами»: за счет интенсификации труда, учета всех возможных выплат, включая компенсации коммунальных услуг для учителей в сельской местности, доходов от платных услуг и других. Вместе с тем ответственность за ситуацию должны нести не только федеральные и региональные власти, но и сами педагоги. Как показал мониторинг, учителя не всегда разбираются в механизме начисления собственной заработной платы. Так, «21,6 % респондентов ответили, что не знают, по какой модели осуществляется оплата их труда. Около 15 % педагогов не знакомы с положением об оплате труда, 8 % – сообщили о том, что коллективный договор подписали под давлением администрации». Прискорбно,
что подобное незнание (и/или нежелание знать) характеризует не только педагогов общеобразовательных организаций, являясь благодатной почвой для роста статистических и иного рода манипуляций.

С момента подписания майских указов прошло почти пять лет: обстановка в стране изменилась, грянул кризис, впереди еще год, который может принести что угодно. В этой связи не удивительны далекие от оптимистичных прогнозы специалистов относительно полноценного исполнения президентских распоряжений. Вероятнее всего, в отношении исполнения указов объявят отсрочку, а итоги будут подведены только в 2019 году. Что касается повышения зарплат, то его, по словам экспертов, ожидать все-таки следует.

 

Обзор по материалам открытых источников подготовила Людмила СУЛЬДИНА.

 

Отзывы преподавателей российских вузов о реальном размере заработной платы

– Зарплаты 40 тыс. рублей – это очень интересно. Я бы тоже так хотел. Сейчас у меня – доктор технических наук, профессор – 31 тыс., при этом стали заставлять работать без дополнительной оплаты по воскресеньям, подняли годовую нагрузку с 700 до 850 часов. Мало этого… Снизили нормы на проверку контрольных работ, прием экзаменов, зачетов (на 20-30 %). На руководство курсовыми работами – в три раза, подготовку к лекциям – в два. Если пересчитать педагогическую нагрузку этого года по старым нормам, то получается свыше 1100 часов.
– Зарплата ассистента кафедры на полставки в нашем вузе – 4 тыс. рублей, такую можно платить только уборщику. О каком качестве образования может вообще идти речь. В университете не раз поднимали тему низкой оплаты труда, на что ректор отвечал «не хотите – увольняйтесь», а заведующие кафедрами не отпускают, так как преподавать реально некому уже за такие гроши.
– Есть такая категория, как преподаватель без степени с зарплатой 7,3 тыс. рублей. А если учесть, что постоянно сокращают, то, работая на полставки, получала мизерные 3,5 тыс. При этом заведующие кафедрами, не говоря уже о деканах и выше, получают миллионы. Какие-то подпольные премии, своя схема начисления стимулирующих выплат и прочие уловки. Если откроешь рот, вообще автопультом вылетаешь.
– Ставка преподавателя (примерно 40 часов в неделю) без степени, выслуги лет и дополнительных должностей стоит около 5 тыс. рублей в месяц. Кандидат наук (+3 тыс.) со стажем более 10 лет (+2 тыс.) и совмещением должностей зарабатывает около 20-25 тыс. Но на кафедре он при этом должен практически жить.
– Главный научный сотрудник РАН, завлабораторией, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, стаж работы в науке 53 года, автор более 240 научных публикаций, в последние годы публикуюсь за рубежом. Оклад – 17,1 тыс. рублей. С надбавками и районным коэффициентом – 27 тыс. На руки 7 получаю 23,7 тыс. рублей в месяц.
  1. См. указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  2. Подробнее gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_monitor/itog-monitor4-16.html
  3. Подробнее onf.ru/sites/default/files/infogr_doc/raznica_zarplat.pdf
  4. https://otr-online.ru/realnie-tsifri/40906.html#russia
  5. Подробнее http://www.vzsar.ru/blogs/3360
  6. Подробнее www.gazeta.ru/comments/column/bovt/10380407.shtml
  7. Подробнее government.ru/docs/19735/
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: акцент, ао-94, качество образования, кадровая политика, людмила сульдина

Похожие материалы:
Плюсы и минусы российского рынка труда
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Завершился 1-й этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Глобальное образование: перспективы
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Образование – российское, измерители – европейские
Интернационализация российского образования
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Качество образования: механизмы «обновления»
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
Изобретение студента Астраханского госуниверситета поможет людям с ОВЗ
Четверокурсник факультета математики и информационных технологий АГУ Дмитрий Молимонов разработал...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Из журнала
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
#100Филиал ЮУрГУ в Нижневартовске заключил более 70 договоров с работодателями
#94Российская система аккредитации в сфере образования прошла знаковые рубежи
#104Тетюшский сельскохозяйственный техникум развивается динамично
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани