Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Уйти от контроля знаниевого компонента

Тема качества образования в настоящий момент одна из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе ученых, педагогов, специалистов образовательной системы. Но всегда ли они понимают друг друга? «На сегодняшний день нет единого общепринятого понимания понятия «качество образования» – так считает Сергей Редлих, ректор Кузбасской государственной педагогической академии.

Просмотров: 2217
Сергей РЕДЛИХ, доктор педагогических наук, профессор, ректор Кузбасской государственной педагогической академии

Диалог – древняя форма поиска истины. Но он эффективен лишь при условии, что собеседники говорят на одном языке, оперируют понятиями, в которые вкладывают один и тот же смысл. Тема «Качество образования» в
настоящий момент одна из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе ученых, педагогов, специалистов образовательной системы. Но всегда ли они понимают друг друга? «На сегодняшний день нет единого общепринятого понимания понятия «качество образования», – так считает Сергей РЕДЛИХ, доктор педагогических наук, профессор, ректор Кузбасской государственной педагогической академии.

Цель образования – краеугольный вопрос

Для того чтобы все участники обсуждения проблем, имеющихся в сфере обеспечения качества российского образования, понимали друг друга, необходимо четко сформулировать само понятие.

Другой краеугольный вопрос, который должен быть решен до начала дискуссии по вопросам качества образования: каковы цели образования? Нужно уйти от портрета «идеального выпускника» образовательного учреждения. Цели каждой ступени образования должны иметь ясный, инструментальный характер, быть обозримы по объему. Это сложный вопрос. Возможно, для его решения стоит организовать и всероссийскую дискуссию.

Тем не менее, обсуждение отдельных проблем, стоящих перед российским образованием, необходимо сейчас, поскольку с ними сталкиваются многие участники образовательного процесса.

Введение ЕГЭ при известных достоинствах привело к последствиям, которые нельзя оценить позитивно. Когда ЕГЭ стал единственной легитимной формой контроля знаний, образовательный процесс перестроился с глубокого изучения предметов, решения нестандартных задач, выполнения творческих заданий, раскрытия индивидуальности школьника на подготовку к выполнению заданий ЕГЭ. При этом ушли глубина изучения предмета, формирование мышления школьника, а из процесса обучения – воспитательный аспект, поскольку задания ЕГЭ предусматривают контроль сугубо знаниевого компонента. Негативные последствия этого шага становятся все рельефнее, многие говорят, и не без основания, о потерянном поколении.

Каждому школьнику по портфолио

Для устранения перечисленных неприятных последствий введения ЕГЭ, считаем полезным расширять олимпиадное движение и научно-исследовательскую работу школьников, стараемся сделать их массовыми. Такие работы научат школьников мыслить, будут стимулировать развитие любознательности, исследовательских навыков. Каждый школьник талантлив по-своему. Для поддержки и развития талантов, создания ситуаций успеха для каждого ученика необходимо ввести различные индикаторы успешности. Большую роль в этом играет портфолио ученика, участие в различных конкурсах, общественных мероприятиях, которые должны быть разнообразными в соответствии с целями образования. Это позволит создать ситуацию успеха, раскрыть таланты и развить способности ученика, сформировать позитивное мышление и способствовать успешности каждого молодого Россиянина.

Такую работу со школьниками могут реализовать лишь успешные, талантливые учителя. Сегодня профессия учителя не стоит в ряду наиболее престижных. Необходима работа всего общества на авторитет «учителя-наставника». Эта профессия должна бы стать «божественной».

Последнее слово за работодателем

Система контроля качества профессионального обучения, в том числе педагогического, сегодня свелась к контролю лишь знаниевого компонента, что входит в противоречие с компетентностной моделью подготовки выпускника вуза. Полноценно оценить компетентность возможно только в процессе профессиональной деятельности. Поэтому наиболее объективной может считаться оценка качества подготовки выпускников вуза, данная работодателем или профессиональным сообществом по истечении первого года его работы. Аналогичная оценка может быть дана независимыми общественными организациями.

Применительно к выпускникам педагогического вуза объективизировать оценку и повысить качество подготовки специалистов поможет введение интернатуры. Так, после окончания вуза – перед тем как получить право самостоятельной работы учителем, – выпускник в течение года работает учителем-интерном в одной из базовых школ вуза. В течение этого года интерн выполняет дипломную работу. В конце учебного года он сдает выпускной экзамен из интернатуры, защищает дипломную работу, имеет аргументированную оценку качества своей подготовки работодателем, независимыми экспертами.

Нельзя забывать и о вузах, готовящих учителей. В них должно быть все самое лучшее, самое современное. Маловероятно, что выпускники этих вузов станут нобелевскими лауреатами, но без этих вузов и их выпускников в стране не будет нобелевских лауреатов вовсе.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ЯГТУ: Путь развития и движения к успеху
Качество образования: механизмы «обновления»
ЛЭТИ: Система качества вуза – желание или необходимость?
МарГТУ - инновации в действии
Интернационализация российского образования
Эффективные формы обучения профессиям и специальностям
Рейтинговый мониторинг, или Как измерить инновационную деятельность вузов
ОЭСР: мировые тенденции и национальные традиции
Какие студенты пришли в образовательные организации
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ