Поиск по сайту
Вход Регистрация
Х
Логин
Пароль

Забыли пароль?
Войти через:
Об изданииНаши проектыКонтактыОформить подпискуМЕДИАпланёрка

Электронный журнал об образовании

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОС-3УМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вебинары
Март 2016Май 2016Сентябрь 2016
Партнёры

Качество образования определяет содержание

Оценка качества образования остается одной из самых сложных тем, находящихся в центре внимания профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Примечательно, что Программы международной оценки качества предполагают оценку компетенций студента как "мыслящего гражданина".

Просмотров: 2427

Оценка качества образования, – несомненно, одна из самых сложных тем, остающихся в центре внимания международного профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Потому что качество – категория субъективная (в том смысле, что это характеристика субъекта, личности). А как и чем измерить личность? Отсюда и сложности в поисках адекватных технологий оценки. Недаром, цель Программы международной оценки студентов (ПМОС), используемой сегодня в странах ОЭСР, – оценка компетенций студента как «мыслящего гражданина». Обратите внимание, какова формулировка: «мыслящий гражданин»!1 А не просто удачно заточенный «винтик» под будущую сферу профессиональной деятельности.

В этом контексте у общественно-профессиональной аккредитации, система которой сейчас выстраивается в России, куда больше возможностей и поля для маневра с ее методами «интервью» со студентами, преподавателями, экспертными опросами и другими субъективными подходами… Поскольку они и позволяют более подробно увидеть внутренние горизонты «мыслящего гражданина».

Знаете, иногда очень полезно взглянуть на современность через призму истории. Есть замечательная книга – «Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917)». Среди прочего опубликованы в книге прелюбопытные письма студента МГУ Василия Ключевского своему другу, однокласснику по Пензенской духовной семинарии Порфирию Гвоздеву. Вот как вспоминает выдающийся в будущем русский историк о своем поступлении на историко-филологический факультет лучшего российского университета: «Первый экзамен был письменный. Тема «Мое воспитание». «Господа, – сказал профессор, – пишите прямо дело, без философских умствований и предисловий». «Господа, – продолжал г. Буслаев (один из самых ярких и любимых студентами того времени преподавателей университета. – Прим. ред.) речь этого профессора, – обратите особенное внимание на правописание: одна орфографическая ошибка отнимает право на поступление в университет».

Вот так вот – всего лишь одна орфографическая ошибка… Ну, а сама тема первого вступительного экзамена – «Мое воспитание»? Каково? Интересно, хоть где-нибудь практикуются ли сочинения на подобные темы в современных российских учебных заведениях? (Не говорим уж о такой попутной мелочи, как обращение именитых профессоров к «зеленым» абитуриентам не иначе как «господа»).

Какие же вступительные экзамены практиковались в университете середины позапрошлого века? Василий Ключевский тоже о них вспоминает: письменный экзамен (тему см. выше), «русская словесность и закон Божий», «история и география», «математика и физика», далее – экзамен по классической древности (латинский и древнегреческий языки) и, наконец, заключительный экзамен по иностранным языкам – немецкому и французскому. Заметьте, сдавал всю эту прорву предметов выпускник провинциальной семинарии, где, видимо, весьма неплохо учили.

Переводя эти строки в плоскость современности, напрашивается вывод о важнейшей составляющей качественного образования – его содержании. Но когда в российских общеобразовательных школах вводят третий урок физкультуры за счет сокращения часов литературного чтения (и не только), когда в новоиспеченных учебниках с горделивой биркой «ФГОС» встречаются грубейшие ошибки, когда программа одного школьного предмета не согласуется с программой другого предмета, очень сложно сказать, какого абитуриента, какого «мыслящего гражданина» заполучит даже МГУ, остающийся одним из лучших отечественных университетов в первой четверти XXI века.

И еще один фрагмент из письма Василия Ключевского невозможно не процитировать: «Вот я вывел тебе некоторых корифеев не только университетской, но и всей русской науки. Буслаев, Ешевский, Сергиевский – разве не вся Россия знает их, как самых смелых бойцов науки и образования?».

Это, как читатель понимает, к вопросу о престиже преподавательской профессии. Пока о своих «самых смелых бойцах» науки и образования вновь не будет знать «вся Россия», о взращивании и воспитании «мыслящего гражданина» можно забыть. Измерять и оценивать просто будет нечего.

Подготовила Марина Брылякова.

1 См: «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», 2011 г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марина брылякова, качество образования, акцент, ао-51

Похожие материалы:
Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования
Качество образования определяет содержание
Рейтингование как инструмент развития
ФЦП развития образования: итоги-2012
Зачем нужна сертификация квалификаций
Новый подход к выбору лучших программ
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки
В России впервые составлен рейтинг региональных систем СПО
Высшая школа: nervus vivendi интеграции

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 1 (93)

Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд любопытных, хотя и ожидаемых тенденций. Высшее образование не требуется 65 % специалистов, в то время как повышение качества СПО откроет новый уровень профессиональных возможностей. Работодатели считают качество подготовки выпускников отечественных вузов средним (55 %) или низким (28 %), а политику «зачистки» образовательной системы от неэффективных вузов поддерживает большинство. Об этих и других интересных наблюдениях и прогнозах читайте в 93 номере «АО».
Анонс журналаСлово редактора


С 2015 года в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России» используется звездная система оценки образовательных программ и классификации типов профессионально-общественной аккредитации. Хотите пройти аккредитацию на 5 звезд?
Подробнее о проекте
Популярные статьи
В Плехановском университете обсудили будущее высшего образования
В 2017 году своё 110-летие отмечает Плехановский университет, вся история которого – отражение...
Дайджест № 93 «Аккредитация в образовании»
«Российские вузы перестали вариться в собственном соку!» – объявили международные эксперты....
Слово редактора к №93
Ключевая тема номера – реалии и перспективы отечественного образования. Ушедший год выявил ряд...
Из журнала
#88Поколение учащихся за рубежом
#88Отвечая требованиям рынка труда
#86PR-инструменты приемной кампании – 2016
#88Самые привлекательные работодатели России
#87Рейтингование как инструмент развития
Информационная лента
09:29Case-in: новое слово в инженерном образовании!
09:23Открыт набор в Российско-Китайский бизнес-инкубатор
09:35Высшая школа автомобильного сервиса откроется в СФУ
09:19ПВГУС снова в числе лидеров
14:00Конкурс на соискание премий Алтайского края в области науки и техники