Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Партнёры

Качество образования определяет содержание

Оценка качества образования остается одной из самых сложных тем, находящихся в центре внимания профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Примечательно, что Программы международной оценки качества предполагают оценку компетенций студента как "мыслящего гражданина".

Просмотров: 2489

Оценка качества образования, – несомненно, одна из самых сложных тем, остающихся в центре внимания международного профессионально-педагогического и экспертного сообщества. Потому что качество – категория субъективная (в том смысле, что это характеристика субъекта, личности). А как и чем измерить личность? Отсюда и сложности в поисках адекватных технологий оценки. Недаром, цель Программы международной оценки студентов (ПМОС), используемой сегодня в странах ОЭСР, – оценка компетенций студента как «мыслящего гражданина». Обратите внимание, какова формулировка: «мыслящий гражданин»!1 А не просто удачно заточенный «винтик» под будущую сферу профессиональной деятельности.

В этом контексте у общественно-профессиональной аккредитации, система которой сейчас выстраивается в России, куда больше возможностей и поля для маневра с ее методами «интервью» со студентами, преподавателями, экспертными опросами и другими субъективными подходами… Поскольку они и позволяют более подробно увидеть внутренние горизонты «мыслящего гражданина».

Знаете, иногда очень полезно взглянуть на современность через призму истории. Есть замечательная книга – «Московский университет в воспоминаниях современников (1755-1917)». Среди прочего опубликованы в книге прелюбопытные письма студента МГУ Василия Ключевского своему другу, однокласснику по Пензенской духовной семинарии Порфирию Гвоздеву. Вот как вспоминает выдающийся в будущем русский историк о своем поступлении на историко-филологический факультет лучшего российского университета: «Первый экзамен был письменный. Тема «Мое воспитание». «Господа, – сказал профессор, – пишите прямо дело, без философских умствований и предисловий». «Господа, – продолжал г. Буслаев (один из самых ярких и любимых студентами того времени преподавателей университета. – Прим. ред.) речь этого профессора, – обратите особенное внимание на правописание: одна орфографическая ошибка отнимает право на поступление в университет».

Вот так вот – всего лишь одна орфографическая ошибка… Ну, а сама тема первого вступительного экзамена – «Мое воспитание»? Каково? Интересно, хоть где-нибудь практикуются ли сочинения на подобные темы в современных российских учебных заведениях? (Не говорим уж о такой попутной мелочи, как обращение именитых профессоров к «зеленым» абитуриентам не иначе как «господа»).

Какие же вступительные экзамены практиковались в университете середины позапрошлого века? Василий Ключевский тоже о них вспоминает: письменный экзамен (тему см. выше), «русская словесность и закон Божий», «история и география», «математика и физика», далее – экзамен по классической древности (латинский и древнегреческий языки) и, наконец, заключительный экзамен по иностранным языкам – немецкому и французскому. Заметьте, сдавал всю эту прорву предметов выпускник провинциальной семинарии, где, видимо, весьма неплохо учили.

Переводя эти строки в плоскость современности, напрашивается вывод о важнейшей составляющей качественного образования – его содержании. Но когда в российских общеобразовательных школах вводят третий урок физкультуры за счет сокращения часов литературного чтения (и не только), когда в новоиспеченных учебниках с горделивой биркой «ФГОС» встречаются грубейшие ошибки, когда программа одного школьного предмета не согласуется с программой другого предмета, очень сложно сказать, какого абитуриента, какого «мыслящего гражданина» заполучит даже МГУ, остающийся одним из лучших отечественных университетов в первой четверти XXI века.

И еще один фрагмент из письма Василия Ключевского невозможно не процитировать: «Вот я вывел тебе некоторых корифеев не только университетской, но и всей русской науки. Буслаев, Ешевский, Сергиевский – разве не вся Россия знает их, как самых смелых бойцов науки и образования?».

Это, как читатель понимает, к вопросу о престиже преподавательской профессии. Пока о своих «самых смелых бойцах» науки и образования вновь не будет знать «вся Россия», о взращивании и воспитании «мыслящего гражданина» можно забыть. Измерять и оценивать просто будет нечего.

Подготовила Марина Брылякова.

1 См: «Обзоры ОЭСР по инновационной политике: Российская Федерация», 2011 г.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: марина брылякова, качество образования, акцент, ао-51

Похожие материалы:
Ключевые проблемы профессионального образования
Процессный подход в обеспечении качества
Архитектурное образование в США
Перспективы независимой экспертизы качества образования
Со дня подписания майских указов Президента РФ исполнилось пять лет
Высшая школа: nervus vivendi интеграции
По числу иностранных студентов Россия побила рекорды СССР
Качество образования определяет содержание
Лучшие образовательные программы - результат экспертной оценки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 9 (109) 2019

Готова ли система образования России к переходу на риск-ориентированную модель оценки качества? Почему российские работодатели не заинтересованы в развитии своих сотрудников? Что включает цикл обучения в Бразилии? Каковы перспективы набора студентов из Казахстана на обучение в российские вузы? Знакомьтесь с мнениями экспертов в новом номере «АО»!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Кадровый потенциал Чукотки
Стратегию развития Чукотского многопрофильного колледжа определяет ответственная задача,...
Продолжается прием заявок на региональный этап конкурса Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов
До 31 мая идет прием заявок на областной конкурс, проводимый в рамках регионального этапа...
Ученые СКФО планируют открыть единый центр по развитию нанотехнологий
Современное материаловедение и связанные с ним области невозможно развивать без приборов с...
Информационный центр ОИЯИ организует IT-школу молодых ученых Юга России
Главный проект — на базе ОИЯИ строится сверхпроводящий коллайдер протонов и тяжелых ионов NICA,...
В ТюмГУ начинают готовить регионоведов
В СоцГуме состоится первый набор на новое направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение»
Из журнала
#103Дайджест № 103 «Аккредитация в образовании»
#97Северо-Кавказский институт (филиал) МГЭУ – интеллектуально-образовательный центр региона
#107Инновационная деятельность Читинского медицинского колледжа
#95Курский государственный медицинский университет развивает экспорт образования
#107Трудоустройство иностранных студентов – атрибут позиционирования на международном рынке образовательных услуг
Информационная лента
11:23В ТюмГУ создается Центр системного инжиниринга
09:17В Ульяновской области будет построен новый ветропарк мощностью 75 МВт
09:16Неделя арктической науки: САФУ принимает учёных из разных стран мира
09:08Выставка «Заповедное ожерелье Амура» в Музее ВГУЭС: уникальные фотографии животных и растений
09:06“Professional update”: будущее образования и знаний обсудили в Казани