Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов

По оценкам Минтруда РФ, к 2020 году объем рабочей силы упадет почти на 8%, а число граждан старше трудоспособного возраста вырастет на 21%. Как преодолеть дефицит трудовых ресурсов?

Просмотров: 374

Материал опубликован в журнале №98 от 25.10.2017.

Внимание! Разыскивается специалист

Стране грозит структурный дефицит трудовых ресурсов. По оценкам Минтруда РФ, к 2020 году объем рабочей силы упадет почти на 8 %, а число граждан старше трудоспособного возраста вырастет на 21 %. В то время как от сокращения занятости страдают промышленность и сельское хозяйство, образование и здравоохранение, работающие россияне стремятся причалить к другим берегам.

Услужливая экономика

Доминирующий сектор российской экономики сегодня – сфера услуг. Как следует из доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», более 60 % от численности всех занятых приходится на долю представителей «беловоротничковых» и лишь 38 % – «синеворотничковых» профессий (см. рис. 1).

​В России более чем скромный характер доходов в высококвалифицированных категориях профессий сигнализирует населению об отсутствии существенных стимулов «учиться, учиться и еще раз учиться». Не удивительно, что охранников в стране больше, чем дошкольных педагогов, архитекторов, инженеров и врачей вместе взятых. 

С 2000 по 2015 годы доля первичного сектора экономики (сельское хозяйство и рыболовство) сократилась с 14,1 до 9,4 %, вторичного (промышленность и строительство) – с 30,4 до 27 %, а третичного (сфера услуг) выросла с 55,5 до 63,6 %. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, в ближайшие десятилетия такая тенденция сохранится. Данные крупнейших российских компаний интернет-рекрутмента это подтверждают.

Рейтинги популярных по количест­ву вакансий отраслей возглавляют «Продажи», «Информационные технологии, интернет, телеком», «Рабочий персонал», «Транспорт и логистика», «Производство», «Строительство и недвижимость». В числе востребованных также значатся «Банки, инвестиции и лизинг», «Административный персонал», «Маркетинг, реклама, PR», «Охрана и безопасность», «Начало карьеры, студенты».

​Сегодня в вузы спокойно попадают «полудвоечники» и «с трудом-троечники», из которых потом на полном серьезе готовят инженеров. По оценкам экспертов, половина образованных россиян работает не по специальности, а более 25 % выпускников получают избыточное образование.

Например, статистика по востребованным вакансиям одного из лидеров HR-рынка РФ (см. рис. 2) демонстрирует существенный – почти в три раза – отрыв профессиональной сферы «Продажи» от конкурентов.

А вот так выглядит распределение вакансий по наиболее востребованным в России профессиям согласно версии другого крупного российского рекрутингового портала (см. рис. 3).

По информации аналитиков сервиса, чаще всего работодатели размещают вакансии для менеджеров по продажам, специалистов по работе с клиентами, продавцов-консультантов кассиров, мерчендайзеров и торговых представителей. Повышенная популярность этих профессий объясняется широкой распространенностью торговли и большой кадровой текучкой.

Пирамида потребностей

Пока отечественные работодатели ищут продавцов, из-за санкций экономика РФ более всего нуждается в инженерах. Самыми востребованными в стране таких специалистов назвал глава Роструда Всеволод Вуколов в июне этого года на площадке Петербургского международного экономического форума. Еще одна профессия из разряда «санкционных» – маркетолог-аналитик. В непростых экономических условиях торговые компании вынуждены разрабатывать собственную маркетинговую стратегию, основанную на анализе рынка. В буквальном смысле жизненно необходимая задача обеспечения продовольственной безопасности и глобальной конкурентоспособности России на мировых агропродовольственных рынках рождает спрос на специалистов сельского хозяйства. Число вакансий в этом секторе экономики постоянно растет, особенно на агрономов, ветеринаров, животноводов.

Курс на цифровизацию обусловил необходимость в соответствующих кадрах. Как отмечает генеральный директор российской компании интернет-рекрутментаHeadHunter Михаил Жуков, на июнь 2017 года в сфере IT «были зафиксированы одни из наиболее высоких заработных плат в абсолютном выражении, уступающие только зарплатам работников нефтегазового сектора». Так, средний размер оплаты труда специалиста по машинному обучению составил 132 тыс. рублей, а по искусственному интеллекту – 100 тыс.

Существует потребность и в других специалистах: например, технологах разных направлений в связи с развитием производства. А необходимость качественного отбора, приема и обучения персонала привела к спросу на профессиональных HR-менеджеров. По причине закрытия в последние годы многих научных направлений профильные учреждения испытывают нужду в квалифицированных работниках. Достаточная развитость банковской структуры – в финансистах.

​Доминирующий сектор российской экономики сегодня – сфера услуг. Более 60 % от численности всех занятых приходится на долю представителей «беловоротничковых» и лишь 38 % – «синеворотничковых» профессий. Подрыв престижа профессий врача, педагога, научного работника исследователи связывают с длительностью и сложностью обучения, необходимостью обладать высоким уровнем квалификации, а также особенностями российской системы оплаты труда, когда «в среднем по стране любая работа стоит примерно одинаково».

Из традиционно востребованных, «вневременных» профессий, не зависящих от конъюнктуры рынка, – врач и учитель. Несмотря на дефицитность таких специалистов, ажиотажа на эти вакансии в России не наблюдается. Средний hh.индекс профобластей «Медицина, фармацевтика» и «Наука, образование» – 4 человека на место. Между тем расположившийся на верхней строчке рейтинга «Высший менеджмент» привлекает в три раза больше кандидатов (см. рис. 4).

Такой уровень конкуренции среди соискателей вполне объясним величиной зарплат. Согласно данным порталов Superjob и GorodRabot, в октябре 2017 года крупные суммы размером от 70 до 400 тыс. рублей предлагались коммерческим, техническим, IT и прочим функциональным директорам, главным технологам, руководителям отделов продаж, другим «менеджерам высшей категории».

Подрыв престижа профессий врача, педагога, научного работника исследователи связывают с длительностью и сложностью обучения, необходимостью обладать высоким уровнем квалификации, а также особенностями российской системы оплаты труда, когда «в среднем по стране любая работа стоит примерно одинаково». Например, по данным опроса зрителей Общественного российского телевидения, врач из Ивановской области зарабатывает чуть более 20 тыс. рублей, а водитель из Тюменской области – 18. Что называется, почувст­вуйте разницу.

Исследования TheBostonConsultingGroup (BCG) подтверждают результаты «народного мониторинга»: зар­платы ключевых для формирования человеческого капитала профессий категории «Знание» не соответствуют уровню международных практик. Так, разница доходов врача и водителя в России составляет всего 20 % (см. рис. 5).

Отличия между заработками представителей профессий разных категорий в ряде стран объясняются тем, что ценность человеческого капитала на эффективных рынках труда транслируется через уровень оплаты: с повышением профессиональной ступени растет и средний доход. Как поясняют эксперты, «эта зависимость посылает рынку сигнал о наличии спроса на квалификацию категории «Знание» и стимулирует выбор более сложных профессий и развитие компетенций профессионалами». В России же более чем скромный характер доходов в высококвалифицированных категориях профессий сигнализирует населению об отсутствии существенных стимулов «учиться, учиться и еще раз учиться». Не удивительно, что «охранников в нашей стране больше, чем дошкольных педагогов, архитекторов, инженеров и врачей вместе взятых» .

​Один из ключевых трендов мировой экономики – усиление роли человека в создании добавленной стоимости, а делающие акцент на формировании среды для развития человеческого капитала страны будут выигрывать глобальную конкуренциюв будущем.

Мальчишки и девчонки,а также их родители…

Низкий спрос на требующие интеллектуального труда виды деятельности спровоцирован и отсутствием массовых ролевых моделей, способных создавать позитивный образ «сложным профессиям», предпринимательству и науке.

Как следует из доклада «Россия-2025: от кадров к талантам», национальная ролевая модель успеха представлена собирательным образом чиновника, чья должность ассоциируется с гарантией стабильной работы в течение жизни, хорошим социальным пакетом и возможностью пусть и медленного, но продвижения по службе. В ходе проведенного при подготовке исследования опроса руководителей компаний был выявлен ряд критических личностных качеств и особенностей мировоззрения, типичных для «среднего российского сотрудника».

Ключевыми штрихами к культурному портрету работающего соотечественника стали следующие .

 Дефицит инициативы, энергичности, «драйва», отношение «от меня ничего не зависит», «инициатива наказуема» – выученная беспомощность и отсутствие желания что-то менять. «Мы протестировали своих руководителей. Результаты интересные. Гиперответственность при очень низкой толерантности к риску. Фокус на безопасности, стабильности. А вы говорите, прорывные проекты».

• Ориентация на процесс, а не на результат. «Ментальность такая – освоить бюджет. Не инвестировать, а освоить. Так было всегда и сохраняется по сей день».

• Излишняя опора на устоявшиеся (и часто устаревшие) правила и процедуры. «Если интервьюирую кого-то, проработавшего больше двух лет в госкомпании, начинаю свой разговор с “ну, рассказывайте, чему разучились”… Это не со зла, это жизненный факт».

• Отсутствие гибкости, готовности к изменениям. «Это известно, что после нас практически нигде невозможно устроиться… Зато внутри системы – фактически пожизненный наем».

• Нехватка клиентоориентированности. «У нас основной критерий оценки любых решений – понравится ли это руководителю, а не клиенту. Приоритет – угодить внутреннему заказчику, зачем думать о внешнем».

• Отсутствие критического мышления, механическое, исполнительское отношение к задачам. «Не хватает базовой культуры труда, базовой дисциплины. Какой-то пофигизм во всем. Какие требования? Да хотя бы, чтобы трезвые и в касках. О большем не мечтаем...»

Присущая русской ментальности ориентация на стабильность и безопасность при выборе профессии характерна и для молодежи. Согласно опросу, проведенному порталом Career.ru, из 1,5 тыс. молодых специалистов около 40 % наиболее привлекательным для себя местом работы считают государственные органы. В качестве основных причин такого выбора названы «Стабильность и постоянство» – 71 %, «Премии, льготы и соцпакет» – 63 %, «Возможность карьерного роста» – 54 %.

У так называемой продвинутой части юных россиян карьерные предпочтения также предсказуемы, правда, с поправкой на западную модель успеха. Проводившийся Университетом Иннополис опрос среди школьников 7-11 классов показал, что 70 % респондентов планируют связать свою профессиональную жизнь с IТ-технологиями, а примерами для подражания у них являются Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг и Илон Маск. Где будут новоиспеченные айтишники реализовывать знания и бизнес-идеи – в своем отечестве или за рубежом – вопрос открытый.

По данным ведущего российского профориентационного портала «Моё образование», работа в госорганах привлекательна и для абитуриентов. Топ-10 специальностей и направлений подготовки вузов возглавило «Государственное и муниципальное управление»: по этой специальности хотели бы обучаться 100 % пользователей сайта. Также в десятку интересов потенциальных студентов вошли «Менеджмент», «Экономика», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция», «Реклама и связи с общественностью», «Международные отношения», «Управление персоналом», «Информатика и вычислительная техника», «Экономическая безопасность».

Что касается сфер занятости, то, согласно составленному порталом рейтингу «300 наиболее престижных профессий» , выпускники школ таковыми считают доходные и в то же время позволяющие реализовывать творческий потенциал профессии архитектора, дизайнера, фотографа, журналиста, реставратора и другие. Популярны и технические (инженеры, техники), связанные с научной и IT-сферами (микробиолог, программист), управленческие (менеджер, директор), медицинские (хирург, терапевт) профессии. Примечательно, что, несмотря на популяризацию, деятельность на педагогическом поприще у абитуриентов вызывает меньший интерес. Если, например, свыше 90 % считают престижным ремесло шоколатье (23-е место), то профессию учителя – 80 % (155-е место). А в списке невостребованных, по версии этого же сайта, фигурируют профессии учителей музыки, биологии и географии.

В чем же дело? Помимо извечной причины – низкого уровня оплаты труда… По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова, «значительного обновления требуют программы подготовки учителей и престиж профессии в целом. Педагогическое образование получают сегодня по остаточному принципу. Нынешние педвузы, увы, отражают, прежде всего, запросы особого рынка – рынка родительских амбиций, а не целевые установки абитуриентов на приобщение к учительской профессии».

Как показал всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник», в топе «родительских амбиций» лидируют медицинские профессии. Привлекательными для своих детей и внуков их считает каждый третий из опрошенных. Профессия учителя также вошла в верхние строчки «народного рейтинга» наряду с профессиями военнослужащего, юриста, рабочими специальностями».

– В целом результаты опроса свидетельствуют о значимой позитивной динамике: все реже близкие родственники готовы рекомендовать своим детям выбирать специальности исключительно по принципу потенциальной доходности, отдавая предпочтения самым гуманным и социально значимым сферам. Структура ожиданий россиян относительно профессионального будущего детей сегодня в большей степени, чем десятилетие назад, соответствует актуальным запросам рынка труда, что обеспечивает потенциал для гармоничного развития общества, – комментирует полученные данные директор по исследованиям ВЦИОМ Елена Михайлова.

Казалось бы, это должно обнадеживать, однако не факт, что даже сделавшие в пользу актуальных потребностей экономики выбор абитуриенты пойдут работать по специальности. А те, кто под влиянием искусственно созданного спроса на высшее образование получит-таки диплом об окончании вуза, будут обладать необходимыми профессиональными компетенциями. Как отмечает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, сегодня в вузы спокойно попадают «полудвоечники» и «с трудом-троечники», из которых потом на полном серьезе готовят инженеров. По оценкам экспертов, «половина образованных россиян работает не по специальности, а более 25 % выпуск­ников получают избыточное образование, то есть впоследствии устраиваются на должности, не требующие тех затрат средств и времени, которые государство, родители и студенты вложили в получение диплома» (см. рис. 6). Ситуация усугубляется и тем, что обучение большинства заканчивается выпуском из образовательной организации, а процесс «LifelongLearning» зачастую ограничивается формальными курсами или точечной ликвидацией пробелов в знаниях.

Вот и получается, что в России сегодня «образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться» .

Алло, мы ищем таланты

Один из ключевых трендов мировой экономики – усиление роли человека в создании добавленной стоимости, а делающие акцент на формировании среды для развития человеческого капитала страны будут выигрывать глобальную конкуренцию в будущем.

Сегодня государства-лидеры трансформируют образовательные системы, концентрируясь на развитии когнитивных навыков обучающихся вместо закладывания в них большого объема подчас ненужных знаний. России, находящейся в стадии перехода на инновационный путь развития, пока сложно перестроить основные системы жизнеобеспечения в соответствии с новыми реалиями. Экономика по-прежнему ориентирована на ресурсы, а не интеллект. Система образования преимущественно готовит работников, способных выполнять типовые задачи, но мало пригодных для решения нестандартных. Кроме того, не сформирована среда для развития и самореализации человека, а большинство граждан, в том числе молодого возраста, отдает предпочтение стабильности, а не возможностям для роста.

​Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала, который страна продолжала рождать, несмотря на разнообразные трудности, с российской экономикой, которая до сих пор была весьма примитивным отпечатком минеральных богатств страны.

Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала, который страна продолжала рождать, несмотря на разнообразные трудности, с российской экономикой, которая до сих пор была весьма примитивным отпечатком минеральных богатств страны, – подчеркивает декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Аузан.

По мнению ученого, развитие страны связано с перспективами диджитализации и цифровой экономики «не потому, что это модно, а потому, что это неожиданно хорошо ложится на то, что мы традиционно умели делать: креативные разработки, уникальные, малосерийные, нестандартные продукты. Цифровая экономика есть полностью и целиком экономика индивидуализированных и кастомизированных продуктов, производимых небольшими группами. И для этого требуется не много капитала денежного, а много качественного человеческого капитала, в производстве которого принципиальным становится акцент на «мягкие» навыки» (см. рис. 7).

Эксперты констатируют: для возвращения на путь активного роста России необходимо полностью пересмотреть кадровую и экономическую модели, отказаться от иллюзии стабильности и начать работу по формированию среды, способствующей развитию и процветанию талантливых специалистов.

А пока нам предсказывают кадровый кризис. Особенно в отношении дефицита носителей универсальных компетенций XXI века – творчески мыслящих сотрудников, способных выполнять аналитическую работу и самостоятельно принимать решения. Через какие-нибудь восемь лет нехватка таких кадров может достичь 10 млн. человек. При этом такое же количество россиян останется невостребованным на новом рынке труда.

Людмила СУЛЬДИНА.

[1] Отношение количества активных резюме к вакансиям. Индекс показывает, сколько человек претендует на одну вакансию в каждой из профессиональных областей

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Госполитика по достижению национальных целей развития РФ
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Руководство исследовательской деятельностью студентов
Тренды развития образования в цифровую эпоху
X Международная российская конференция исследователей высшего образования
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Выставка рабочих профессий-2019
Гусь-Хрустальный технологический колледж успешно внедряет дуальное обучение

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ