Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Региональные инновационные площадки развивают СПО

СПО в России развивается медленнее, чем современные производство, техника и технологии. Эффективный способ решения проблемы – реализация опережающего профессионального образования в рамках перехода страны на инновационный путь развития.

Просмотров: 85

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Опережающее профобразование: навстречу будущему

СПО в России развивается медленнее, чем современные производство, техника и технологии. За последние пять лет обновлено только 4 % оборудования, 17 % сооружений находятся в аварийном состоянии, социальная сфера также не выдерживает критики. Эффективный способ решения проблемы – реализация опережающего профессионального образования в рамках перехода страны на инновационный путь развития.

Курс на опережение

«Будущее начинается уже сегодня» – для отечественного профобразования эти слова можно считать не столько громким лозунгом, сколько насущной необходимостью. Несмотря на проводимую модернизацию, система СПО все еще не соответствует требованиям времени по ряду ключевых параметров: качеству подготовки кадров, материально-технической оснащенности, зарплатам педагогов. Президент Союза директоров ссузов России Виктор Демин комментирует: «Стараясь догнать, мы все равно отстаем, а нужно работать на опережение» .

«Работа на опережение» проводится в направлении создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, соответствующей требованиям развития инновационной экономики и запросам современного общества. Эта задача требует готовности образовательных организаций и педагогов к инновационной деятельности по опережающему обучению специалистов, призванному поднять подготовку кадров на качественно новый уровень.

Проблема преодоления разрыва между потребностями рынка труда и качеством подготовки кадров успешно решается на базе региональных инновационных площадок (РИП). Так, например, с 2014 года коллектив Вятско-Полянского механического техникума (ВПМТ) совместно с Институтом развития образования Кировской области реализует проект «Разработка опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производст­ва в соответствии с требованиями регионального рынка труда» .

Цели проекта были определены приоритетными направлениями образовательной госполитики РФ. В частности, речь идет о создании системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров с учетом запросов работодателей и профстандартов (ПС), разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ (ОП), а также программ профессионального обучения различного вида и направленности с учетом соответствующих ПС, о развитии системы открытого образования. Особое внимание уделено разработке разнообразных траекторий профессионального образования – параллельного освоения обучающимися нескольких ОП, разработке необходимых организационно-педагогических условий их реализации, оценки и контроля освоения программ профессионального образования и профессионального обучения.

Поставленные цели достигались путем решения ряда концептуальных для совершенствования СПО задач, определивших и основные этапы работы РИП.

Инновации в действии

Задачей проекта и в то же время значимым условием его реализации стало обновление материально-технического обеспечения ОП, в том числе благодаря государственно-част­ному партнерству – одному из главных механизмов повышения конкурентоспособности учреждений СПО, определяющих соответствие образовательных продуктов запросам рынка.

Результаты сотрудничества оказались положительными. Студенты ВПМТ разработали и внедрили в производство технологический процесс сборки-сварки сборочных единиц ригельных замков, наполовину снижающий трудоемкость их изготовления. Предприятиями-партнерами инициированы открытие обучения по программе подготовки квалифицированных рабочих «Наладчик станков и оборудования в механообработке», организация курсов профподготовки по профессии «Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей». Кроме того, учащиеся техникума приняли участие в молодежном форуме «PROF движение – 2015» – масштабном проекте по совместной работе государства, бизнеса и образования в профориентации и популяризации профессий.

С 2016 года в ВПМТ реализуется инновационная форма организации профобразования – внедрение в образовательный процесс стандартов WorldSkills Russia. Для усиления практико-ориентированной составляющей обучения, подготовки выпускников к прохождению независимой оценки квалификации и работе на профильных предприятиях проводится соответствующая адаптация ОП. Например, в рамках экспериментального проекта в программу государственной итоговой аттестации обучающихся по специальности «Технология машиностроения» включен демонстрационный экзамен по методике WS. Это дало отличные результаты: успешное прохождение процедуры экзамена всеми студентами, решение прикладных задач в рамках программы обучения, непрерывная совместная работа по корректировке учебного процесса, обеспечивающая постоянное взаимодействие педагогического коллектива и профессионального сообщества, ежегодная практика участия в конкурсах профессионального мастерства по методике и стандартам WS, трудоустройство выпускников специальности (76 %) и другие.

Еще одна траектория интенсивного развития СПО, реализуемая в техникуме, – модернизация образовательного процесса в соответствии с топ-50 наиболее востребованных профессий и специальностей. Среди первых итогов – разработанная с учетом новых тенденций программа стратегического развития техникума на 2017–2022 годы, проект «Внедрение ФГОС СПО по топ-50 в Вятско-Полянском механическом техникуме». Разработанные в ссузе программы по востребованным специальности «Информационные системы и программирование» и профессии сварщика (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) получили лицензию. Ряд преподавателей повысил квалификацию.

Согласно задаче по разработке опережающих программ профессионального обучения специалистов сварочного производства в соответствии с потребностью регионального рынка труда создана нормативная база для программ ДПО по профессиям электрогазосварщика, электросварщика на автоматических и полуавтоматических машинах, дефектоскописта по магнитопорошковому и ультразвуковому контролю (на сегодняшний день – единственная в области).

В связи с личностно-ориентированным характером опережающего профобразования необходимым и перспективным направлением деятельности коллектива стал поиск новых методов профориентационной работы и профессионального воспитания. Результат проектирования элементов технологии профессиональной ориентации – создание системы взаимодействия с потенциальными абитуриентами (см. рис. 1).

На основании анализа профессионально важных личност­ных качеств (ПВЛК) специалиста определены формы, их развивающие, а также личностные качества, необходимые в каждой профессии и специальности (см. рис. 2). Составлены рекомендации для классных руководителей.

Создание единой информационно-образовательной среды (ИОС) на основе свободного программного обеспечения – задача, реализуемая с целью оперативной корректировки обучающего материала и, соответственно, повышения ка­чества образования, а также формирования профессионально-информационной компетентности студентов (см. рис. 3).

Важный структурный элемент ИОС – электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в которых присутствуют логически выверенные этапы вхождения в профессиональную деятельность. Благодаря ЭОР, размещенным в электронной библиотеке техникума, обеспечивается высокое качество обучения, качественный и количественный прорыв в области информационно-коммуникативных технологий, реализуются ОП, решаются другие задачи. Информационно-методическая и организационная поддержка учебного процесса осуществляется на базе дистанционного портала.

С целью решения актуальных задач образовательной организации параллельно с мероприятиями в рамках РИП реализовывалась непрерывная внутрифирменная подготовка педагогов. Так, в интересах совершенствования системы управления, внутренних и внешних рабочих процессов, формирования корпоративной культуры в период с 2013 по 2017 год проведены четыре профессионально-педагогических практико-ориентированных площадки. В отличие от традиционных, преимуществом такой формы корпоративного обучения является выведение слушателей на уровень метапредметного знания. Это позволяет осуществлять трансфер технологий, подходов, творческий перенос новейшего знания в образовательный процесс.

Например, проектирование технологии перевода требований профстандартов в программы профобразования и обучения, а также методики стыковки ПС с ФГОС выполнялось в контексте работы профессионально-ориентированных площадок. При сопоставлении ФГОС «Сварочное производство» и ПС «Сварщик» были выявлены рабочие профессии, не предусмотренные федеральным стандартом: например, сварщик термитной сварки и сварщик ручной сварки полимерных материалов. Они могут быть предложены в качестве программ дополнительной подготовки.

Эффекты реализации

Проделанная работа привела к ряду положительных результатов.

• Создание опережающих программ профессионального обучения по направлению «Сварочное производство». С 2016 года в техникуме ведется подготовка по новой профессии «Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования». В мае 2017 года получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)».

• Увеличение количества слушателей на курсах дополнительной подготовки.

• Рост продажи металлоизделий.

• Активизация научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. В период реализации проекта на базе техникума ежегодно проводились региональные профессиональные конкурсы, студенты становились призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства. В 2014 году ВПМТ победил в отборочном туре конкурса лучших практик подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, организованного Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО.

Инновационная деятельность позволила перейти на новый уровень социального взаимодействия – государственно-частное партнерство. Кроме того, возросло внимание к целевой подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области сварочного производства. Реализация вариативных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ позволяет сохранять прочные позиции на рынке образовательных услуг.

[1]Подробнее в статье «Задачи государственной важности» // «Аккредитация в образовании», № 1 (93), 2017, с. 46-48.

2 Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: тенденции, ао-95, профессиональное образование, профориентация, СПО

Похожие материалы:
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Воскресенский колледж готовит инновационно ориентированные кадры
Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
Профориентационная работа Ямальского многопрофильного колледжа
Региональный технический колледж в г. Мирном активно участвует в WSR
Социальная и профессиональная адаптация молодёжи – одна из приоритетных задач
Эксперты, работающие над «программой Кудрина», рассказали о больших вызовах для образования
Воронежский юридический техникум развивает социальное партнерство
Октябрьский нефтяной колледж развивает кадровый потенциал нефтегазовой отрасли

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#108Дайджест № 108 «Аккредитация в образовании»
#94Томский государственный архитектурно-строительный университет достойно встретил 65-летие
#94Дальневосточный государственный университет путей сообщения отметил юбилей
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#103В Индии состоялась конференция APQN
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний