Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессии и специальности завтрашнего дня

В ноябре 2011 года Правительством были утверждены перечни профессий начального и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. Выделив, проблемную область, государство одновременно нацелило систему СПО на нужды технического и технологического обновления предприятий.

Просмотров: 191

Просто удивительно, до чего богата наша страна. В России – четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по наличию водных ресурсов, пашни и пастбищ, а запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень. Такие цифры приведены в Стратегии устойчивого развития (2002). Возможно, что за прошедшие одиннадцать лет показатели изменились, но и сегодня вряд ли кто­нибудь усомнится, что кладовые отечественного природного сырья огромны.

За счет продажи существующего богатства, в первую очередь углеводородов, формируется значительная часть доходной части государственного бюджета. Однако цены на сырье могут не только повышаться, но и понижаться. Да и продавать выгоднее не сырье, а продукты его переработки. К тому же все на свете имеет конец, и думать о рациональном природопользовании приходится уже сегодня. В России поставлена стратегическая цель – усовершенствовать существующую структуру экономики, увеличив удельный вес наукоемких, высокотехнологичных отраслей.

Эксперты – как отечественные, так и зарубежные – единодушны: обновлять производственные фонды и технологии, двигаться от традиций к новациям можно только путем развития человеческого и интеллектуального капитала, опираясь на высококвалифицированные кадры, причем особо важную роль в обеспечении перемен к лучшему должны сыграть наука и образование. Аналитики ОЭСР называют оба фактора решающими для устойчивого развития, то есть улучшения условий жизни людей сегодня и обеспечения благоприятных условий для будущих поколений.

В 2004 году Правительством РФ выделены пять приоритетных направлений модернизации российской экономики, которые должны служить базисом для развития страны и обеспечивать ее безопасность в течение ближайших десятилетий. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Позже в разряд приоритетных занесены еще два направления: обороноспособность и рациональное природопользование.

Современное образование развивается, или по меньшей мере должно развиваться, с учетом стратегической задачи модернизации экономики. А значит, обеспечивать такой уровень компетенций и квалификаций рабочей силы, какой потребуется для инновационного развития страны. Это своего рода вызов, на который вузам и ссузам просто невозможно не ответить.

В ноябре 2011 года распоряжением Правительства РФ №1943 были утверждены перечни профессий начального и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России1. Выделив, таким образом, проблемную область, государство одновременно нацелило систему СПО на нужды технического и технологического обновления предприятий.

Однако с 1 сентября 2013 года в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень перестало существовать, и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) начали реализовывать учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, изменились коды профессий и специальностей. В связи с этим в мае 2014 года вышло новое распоряжение правительства, согласно которому имеющиеся перечни признаны утратившими силу и утвержден новый2.

Что собой представляет преобразованный документ?

В первую очередь в нем отражена потребность в рабочей силе в бурно развивающейся сфере информационных технологий. В перечень включены такие специальности СПО, как «Компьютерные сети», «Компьютерные системы и комплексы», «Программирование в компьютерных системах», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационная безопасность автоматизированных систем» и некоторые другие.

Для модернизации медицины необходимо, чтобы больницы и поликлиники были оснащены высокотехнологичным диагностическим и лечебным оборудованием. Чтобы грамотно его эксплуатировать и содержать в порядке, нужны электромеханики различного профиля – по ремонту и обслуживанию наркозодыхательной аппаратуры, медицинского оборудования, медицинских оптических приборов, электронной медицинской аппаратуры. Все эти и некоторые другие профессии тоже присутствуют в перечне.

Всего документ состоит из 113 наименований. Наладчик программного обеспечения, мастер по обработке цифровой информации, радиомеханик, сборщик изделий электронной техники, машинист паровых турбин, оптик­механик, сборщик трансформаторов, аппаратчик-оператор в биотехнологии – все это приоритетные специальности. И каждая связана с техникой.

Нет сомнения, что для школьников с «умными» руками, которым нравится что­либо разбирать, монтировать, конструировать, перечень в силу своего небольшого объема может служить хорошим и наиболее простым ориентиром, нежели огромный классификатор профессий рабочих и должностей служащих. Ведь мало найти свою профессию, надо еще, чтобы она была востребована и человек мог реализовать свои возможности. Классификатор сведений о востребованности не дает.

В справке на официальном сайте Правительства РФ, говорится, что распоряжение направлено на поддержку талантливой молодёжи, повышение престижа профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Меняет ли новый перечень что­либо в принципе?

Пожалуй, нет. Он просто расширяет круг профессий и специальностей. Если в прежнем виде документ включал 34 профессии и 59 специальностей, то теперь 40 и 73 соответственно. Но, судя по развитию событий, следующего пополнения, а правильнее сказать – изменения, документу не избежать. Так, на заседании правительства 15 июля этого года Дмитрий Медведев, говоря о расширении IT-сферы, отметил большой потенциал ее развития. Прогнозируется, что через пять лет производство и экспорт высокотехнологичных информационных услуг удвоятся, а число высоко¬производительных рабочих мест в отрасли перевалит за 600 тыс. Естественно, на эти места потребуются высококлассные специалисты, и не исключено, что владеющие такими специальностями, каких в перечне 2014 года нет.

Модернизируя экономику, приходится смотреть в будущее. Ученые утверждают, что профессии обновляются каждые десять-пятнадцать лет. Получается, что перечень начинает устаревать, как только выучатся два­три поколения студентов колледжей и техникумов. А что же дальше? Какие изменения готовит завтрашний день?

Отодвинуть завесу времени и дать ответ на этот непростой вопрос попытались участники необычного проекта под названием «Форсайт-компетенции – 2030»3, который разработали и реализовали Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив. В течение двух с половиной лет отечественные и зарубежные эксперты (среди них были и представители Минобрнауки РФ) анализировали технологические, экономические и социальные изменения, происходящие в девятнадцати ключевых отраслях экономики страны, и выявляли спрос на компетенции, востребованные в ближайшем будущем. Итогом работы стал Атлас новых профессий, состоящий примерно из 140 наименований.

Показательно, что в атласе не указано, какого уровня образования (начального, среднего специального или выс­шего) требует одна или другая профессия. Этому есть причина. По мнению экспертов, участвовавших в исследовании, в экономике будущего будет расти занятость низко­ и высококвалифицированных работников, а работников среднего уровня – сокращаться. Прежде всего это произойдет потому, что задачи среднего уровня сложности содержат достаточно шаблонных компонентов и их легко автоматизировать, что и привлекает владельцев бизнеса. На многих современных машиностроительных заводах и заводах электроники механизируется до 90 процентов производственных операций. Человеку достается самое сложное – сборка конечных изделий, а также надзор за машинами.

Исходя из этого, разработчики атласа считают перспективными профессии, в основном не рассчитанные на средний уровень подготовки. Например, в области медицины после 2020 года должны появиться генетические консультанты, специалисты по киберпротезированию, медицин­ские маркетологи, сетевые врачи. В космической области – инженеры-космодорожники, космобиологи, менеджеры космотуризма. В других областях – IT-проповедники, цифровые лингвисты, сити¬фермеры, энерготрейдеры, био­этики, строители умных дорог… Удивительного много.

Относиться к таким прогнозам можно по¬разному, но нельзя не согласиться с одним: мир труда изменяется, профессии – тоже. В ориентирах нуждаются и учреждения образования, и выпускники. Первая попытка расставить указатели сделана. Насколько она удачна, поможет понять время. А пока поле деятельности для образовательных организаций начального и среднего звена очерчено очень четко. Перечень профессий и специальностей, установленный распоряжением правительства страны, не просто ориентир. Это задание, которое необходимо выполнять.

  1. Распоряжение Правительства РФ «О Перечне профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ» от 3 ноября 2011 г., № 1943-р.
  2. Распоряжение Правительства РФ «О Перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ» от 5 мая 2014 г., № 755-р.
  3. Форсайт (от англ. «foresight» – взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, которая была создана за рубежом более тридцати лет назад и активно используется в сфере бизнеса и государственного управления. Она позволяет участникам совместно создать прогноз развития отрасли, региона или страны и на его основе договориться о действиях по достижению желаемого будущего.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Модернизация профессионального образования в Алтайском крае
Проблема содействия трудоустройству выпускников
Особенности нижегородского профессионального образования
Коммерциализация инноваций – сфера тонкая
Все выпускники востребованы
От инвестиций в экономику – к развитию образования
Государственно-частное партнерство в системе профессионального образования
Дни профессионального образования в Москве
Доступность и качество прежде всего
Удовлетворенность обучением в колледже и вузе

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ