Профессии и специальности завтрашнего дняВ ноябре 2011 года Правительством были утверждены перечни профессий начального и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России. Выделив, проблемную область, государство одновременно нацелило систему СПО на нужды технического и технологического обновления предприятий. Просмотров: 191
Просто удивительно, до чего богата наша страна. В России – четверть мирового запаса древесины, треть мировых запасов природного газа, второе место в мире по наличию водных ресурсов, пашни и пастбищ, а запасы нефти на душу населения шестикратно превышают среднемировой уровень. Такие цифры приведены в Стратегии устойчивого развития (2002). Возможно, что за прошедшие одиннадцать лет показатели изменились, но и сегодня вряд ли ктонибудь усомнится, что кладовые отечественного природного сырья огромны. За счет продажи существующего богатства, в первую очередь углеводородов, формируется значительная часть доходной части государственного бюджета. Однако цены на сырье могут не только повышаться, но и понижаться. Да и продавать выгоднее не сырье, а продукты его переработки. К тому же все на свете имеет конец, и думать о рациональном природопользовании приходится уже сегодня. В России поставлена стратегическая цель – усовершенствовать существующую структуру экономики, увеличив удельный вес наукоемких, высокотехнологичных отраслей. Эксперты – как отечественные, так и зарубежные – единодушны: обновлять производственные фонды и технологии, двигаться от традиций к новациям можно только путем развития человеческого и интеллектуального капитала, опираясь на высококвалифицированные кадры, причем особо важную роль в обеспечении перемен к лучшему должны сыграть наука и образование. Аналитики ОЭСР называют оба фактора решающими для устойчивого развития, то есть улучшения условий жизни людей сегодня и обеспечения благоприятных условий для будущих поколений. В 2004 году Правительством РФ выделены пять приоритетных направлений модернизации российской экономики, которые должны служить базисом для развития страны и обеспечивать ее безопасность в течение ближайших десятилетий. Это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. Позже в разряд приоритетных занесены еще два направления: обороноспособность и рациональное природопользование. Современное образование развивается, или по меньшей мере должно развиваться, с учетом стратегической задачи модернизации экономики. А значит, обеспечивать такой уровень компетенций и квалификаций рабочей силы, какой потребуется для инновационного развития страны. Это своего рода вызов, на который вузам и ссузам просто невозможно не ответить. В ноябре 2011 года распоряжением Правительства РФ №1943 были утверждены перечни профессий начального и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России1. Выделив, таким образом, проблемную область, государство одновременно нацелило систему СПО на нужды технического и технологического обновления предприятий. Однако с 1 сентября 2013 года в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» начальное профессиональное образование как самостоятельный уровень перестало существовать, и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) начали реализовывать учреждения среднего профессионального образования. Кроме того, изменились коды профессий и специальностей. В связи с этим в мае 2014 года вышло новое распоряжение правительства, согласно которому имеющиеся перечни признаны утратившими силу и утвержден новый2. Что собой представляет преобразованный документ? В первую очередь в нем отражена потребность в рабочей силе в бурно развивающейся сфере информационных технологий. В перечень включены такие специальности СПО, как «Компьютерные сети», «Компьютерные системы и комплексы», «Программирование в компьютерных системах», «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», «Информационная безопасность автоматизированных систем» и некоторые другие. Для модернизации медицины необходимо, чтобы больницы и поликлиники были оснащены высокотехнологичным диагностическим и лечебным оборудованием. Чтобы грамотно его эксплуатировать и содержать в порядке, нужны электромеханики различного профиля – по ремонту и обслуживанию наркозодыхательной аппаратуры, медицинского оборудования, медицинских оптических приборов, электронной медицинской аппаратуры. Все эти и некоторые другие профессии тоже присутствуют в перечне. Всего документ состоит из 113 наименований. Наладчик программного обеспечения, мастер по обработке цифровой информации, радиомеханик, сборщик изделий электронной техники, машинист паровых турбин, оптикмеханик, сборщик трансформаторов, аппаратчик-оператор в биотехнологии – все это приоритетные специальности. И каждая связана с техникой. Нет сомнения, что для школьников с «умными» руками, которым нравится чтолибо разбирать, монтировать, конструировать, перечень в силу своего небольшого объема может служить хорошим и наиболее простым ориентиром, нежели огромный классификатор профессий рабочих и должностей служащих. Ведь мало найти свою профессию, надо еще, чтобы она была востребована и человек мог реализовать свои возможности. Классификатор сведений о востребованности не дает. В справке на официальном сайте Правительства РФ, говорится, что распоряжение направлено на поддержку талантливой молодёжи, повышение престижа профессий и специальностей среднего профессионального образования. Меняет ли новый перечень чтолибо в принципе? Пожалуй, нет. Он просто расширяет круг профессий и специальностей. Если в прежнем виде документ включал 34 профессии и 59 специальностей, то теперь 40 и 73 соответственно. Но, судя по развитию событий, следующего пополнения, а правильнее сказать – изменения, документу не избежать. Так, на заседании правительства 15 июля этого года Дмитрий Медведев, говоря о расширении IT-сферы, отметил большой потенциал ее развития. Прогнозируется, что через пять лет производство и экспорт высокотехнологичных информационных услуг удвоятся, а число высоко¬производительных рабочих мест в отрасли перевалит за 600 тыс. Естественно, на эти места потребуются высококлассные специалисты, и не исключено, что владеющие такими специальностями, каких в перечне 2014 года нет. Модернизируя экономику, приходится смотреть в будущее. Ученые утверждают, что профессии обновляются каждые десять-пятнадцать лет. Получается, что перечень начинает устаревать, как только выучатся дватри поколения студентов колледжей и техникумов. А что же дальше? Какие изменения готовит завтрашний день? Отодвинуть завесу времени и дать ответ на этот непростой вопрос попытались участники необычного проекта под названием «Форсайт-компетенции – 2030»3, который разработали и реализовали Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив. В течение двух с половиной лет отечественные и зарубежные эксперты (среди них были и представители Минобрнауки РФ) анализировали технологические, экономические и социальные изменения, происходящие в девятнадцати ключевых отраслях экономики страны, и выявляли спрос на компетенции, востребованные в ближайшем будущем. Итогом работы стал Атлас новых профессий, состоящий примерно из 140 наименований. Показательно, что в атласе не указано, какого уровня образования (начального, среднего специального или высшего) требует одна или другая профессия. Этому есть причина. По мнению экспертов, участвовавших в исследовании, в экономике будущего будет расти занятость низко и высококвалифицированных работников, а работников среднего уровня – сокращаться. Прежде всего это произойдет потому, что задачи среднего уровня сложности содержат достаточно шаблонных компонентов и их легко автоматизировать, что и привлекает владельцев бизнеса. На многих современных машиностроительных заводах и заводах электроники механизируется до 90 процентов производственных операций. Человеку достается самое сложное – сборка конечных изделий, а также надзор за машинами. Исходя из этого, разработчики атласа считают перспективными профессии, в основном не рассчитанные на средний уровень подготовки. Например, в области медицины после 2020 года должны появиться генетические консультанты, специалисты по киберпротезированию, медицинские маркетологи, сетевые врачи. В космической области – инженеры-космодорожники, космобиологи, менеджеры космотуризма. В других областях – IT-проповедники, цифровые лингвисты, сити¬фермеры, энерготрейдеры, биоэтики, строители умных дорог… Удивительного много. Относиться к таким прогнозам можно по¬разному, но нельзя не согласиться с одним: мир труда изменяется, профессии – тоже. В ориентирах нуждаются и учреждения образования, и выпускники. Первая попытка расставить указатели сделана. Насколько она удачна, поможет понять время. А пока поле деятельности для образовательных организаций начального и среднего звена очерчено очень четко. Перечень профессий и специальностей, установленный распоряжением правительства страны, не просто ориентир. Это задание, которое необходимо выполнять.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|