Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Исследовательское образование

Образование через науку представляет собой основополагающий принцип соединения университетского учебного процесса и научных исследований.

Просмотров: 219

Материал опубликован в журнале №96 от 26.06.2017.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович 

проректор по международной деятельности Института по-вышения квалификации руководящих работников и специалистов топливно-энергетического ком-плекса, доктор технических наук, профессор.

МУРЗАЕВА Айнагуль Кадыровна 

заведующая кафедрой педагогики и естественных наук Кызылкийского педагогического института Баткенского государственного университета (Кыргызстан)

Образование через науку

Образование через науку представляет собой основополагающий принцип соединения университетского учебного процесса и научных исследований. Такой подход определяется необходимостью осуществления опережающей подготовки кадров и позволяет мировым образовательным системам чутко и оперативно реагировать на конъюнктуру рынка знаний.

Новое качество

Исследовательское образование – активно развивающаяся познавательная система, во многом обеспечивающая функционирование инновационного социума. По данным Всемирного банка, вкладываемые в человеческий капитал инвестиции обеспечивают отдачу в пять-шесть раз большую, чем те же инвестиции, но в материальное производство: только 15-16 % экономического роста обусловлено физическим капиталом, около 20 % – природным и 65 % – связано с человеческим и социальным [12]. Следовательно, миссия высшей школы по отношению к обществу должна быть опережающей, а не просто соответствующей его текущим запросам и нуждам.

Для обеспечения соответствия развиваемого высокотехнологичного комплекса РФ современному уровню рыночных отношений требуется кардинальная реструктуризация и переориентация всей системы высшего образования. Включение в мировое образовательное пространство ставит перед отечественной высшей школой важную задачу подготовки высококлассных специалистов, способных мыслить самостоятельно и творчески, уметь предвидеть возникающие производственные проблемы, а также находить пути их оптимального решения, адаптироваться к быстро изменяющимся условиям общества, постоянно повышать уровень своих знаний в профессиональной деятельности [14].

​Исследовательское образование является весьма активно развивающейся познавательной системой, во многом обеспечивающей функционирование инновационного социума. По данным Всемирного банка, вкладываемые в человеческий капитал инвестиции обеспечивают от-дачу в пять-шесть раз большую, чем те же инвестиции, но в материальное производство. 

Необходимость смены традиционных педагогических технологий на инновационные стали обсуждать в России еще во второй половине ХХ века, между тем сегодня продолжают использоваться методологически устаревшие форматы. В связи с этим в российских вузах наблюдается интенсивный поиск принципиально новых методов и форм обучения, связанных с актуальными тенденциями развития как национальной, так и мировой экономик.

Выделяются три типа возможных нововведений:

• радикальные – например, переход процесса обучения полностью на компьютерные технологии;

• комбинаторные – использующие в качестве нового метода обучения какое-либо сочетание известных приемов и способов;

• модифицирующие – улучшающие или дополняющие имеющиеся методики (технологии) обучения без их существенного изменения.

Использование в практике вузов тех или иных методов обучения обусловлено самыми разнообразными факторами. Некоторые эксперты полагают, что успешность обучения в первую очередь зависит от уровня интеллектуального развития студента. В этой связи студенческий контингент подразделяют на три типа. К первому относят серьезно мотивированных и способных самостоятельно ставить цели обучающихся. Их количество довольно незначительно и составляет не более 7 %. Другие студенты ориентированы, прежде всего, на ролевые модели: они знают, как поступать, опираясь на опыт предшественников и знакомых. Их примерно 35-45 %. Но самая большая (от 20 до 55 %) когорта студенчества находится в группе нуждающихся в наставнике, так как они либо вообще не имеют познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны и случайны [6].

На качество образования влияют и так называемые внешние факторы: квалификация и заинтересованность в передаче знаний преподавателя, уровень материально-технической базы на-правления обучения, качество учебных материалов, эффективность системы и методов передачи знаний, а также система оценивания результатов учебы, ряд других. Наиболее же продуктивным способом получения качественного образования для студентов вузов является их реальное участие в научных исследованиях [4], то есть использование технологий, непосредст­венно включающих познавательную и образовательную активность самих обучающихся.

​Наиболее продуктивным способом получения качественного образования для студентов вузов является их реальное участие в научных исследованиях, то есть использование технологий, непосредственно включающих познавательную и образовательную активность самих обучающихся.

Научная практика

Учебно-исследовательская деятельность студентов, в которую их целесообразно вовлекать еще на младших курсах, включает этапы выявления и осознания проблемы, формулировки цели и задач исследования, выдвижения и проверки гипотез, обсуждения полученных результатов [4].

В процессе такой работы у обучающихся формируются необходимые первичные навыки научного исследования: анализ научно-популярной и научной литературы, планирование и проведение экспериментов, написание докладов и рефератов, изложение их перед аудиторией. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к простому переписыванию или скачиванию из интернета, целесообразно включать в них практическую или экспериментальную часть, отражающую межпредметный характер исследования [15]. В результате студенты должны уметь работать с литературой, осуществлять сравнительный научный анализ, делать объективные выводы и обобщения междисциплинарного плана, применять математические, физические, химические и прочие знания для решения задач из других областей науки.

На уровне бакалавриата важнейшими задачами обучения на основе исследований являются ознакомление студентов с общими сведениями об изучаемой науке; обучение базовой методоло-гии и методам научных исследований; ознакомление с формами и методами работы с литературой; усвоение методики оформления результатов научно-исследовательской работы; приобрете-ние необходимых знаний в области презентации.

Что касается магистрантов, то их научно-исследовательская деятельность должна быть направлена на выявление объективно существующих закономерностей, явлений и процессов. Здесь можно выделить такие этапы, как мотивация научно-исследовательской работы, выбор направления исследования, постановка задачи и выдвижения гипотезы, другие [9].

Обучение через исследование также предполагает осуществление всех видов самостоятельной работы студентов, функционирование научных студенческих кружков, реализацию научно-технических проектов. В этой схеме научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса [13]. При этом формы НИРС условно разделены на две категории: включенная в учебный процесс и выполняемая во внеучебное время.

Технология образования через научные исследования реализуется, прежде всего, в федеральных или крупных исследовательских университетах, где на весьма высоком уровне проводятся научные исследования и практические научные занятия со студентами. Кроме того, необходимо осуществлять программное целевое финансирование развития научно-практической базы в составе образовательного комплекса, поддер­живая конкретные направления исследований, напрямую связанные с развитием профильных образовательных программ [4].

​Технология образования через научные исследования реализуется, прежде всего, в федеральных или крупных исследовательских университетах. Кроме того, необходимо осуществлять программное целевое финансирование развития научно-практической базы в составе образовательного комплекса, поддерживая конкретные направления исследований, напрямую связанные с развитием профильных образовательных программ.

Например, уже более двадцати пяти лет преподаватели кафедры геологии и геохимии горючих ископаемых МГУ им. М.В. Ломоносова проводят обучение студентов в реальных условиях экс-педиционных работ и на конкретных геологических примерах в рамках научно-образовательной программы «Плавучий университет» [5]. В 2012 году в КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова принята программа «Обучение через исследование», целевым индикатором которой является 100 % охвата студентов и ППС исследовательской работой, включенной в образовательный процесс [13].

Участие обучающихся в научной практике позволяет применять новейшие научные достижения в образовательном процессе и осуществлять профессиональную подготовку современного уровня. Благодаря такой методике студент уже с первых дней обучения в вузе знакомится с реальными исследовательскими проблемами и задачами, преодоление и решение которых позволит ему в дальнейшем справляться с аналогичными задачами в рамках своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: анали-тический доклад, под ред. Ефимова В.С. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012 // foresight.sfu-kras.ru/sites/foresight.sfu-kras.ru/files/_Doklad_Vysshaya_shkola_-_2030_ekspertnyy_vzglyad_2012_0.pdf

2. Воробьев А.Е., Тулегенова О.Ш., Каукенова А.С. Научная составляющая индустриально-инновационного развития государства. – Атырау (Казахстан), 2013. – 210 с.

3. Воробьев А.Е., Шамшиев О.Ш., Маралбаев А.О., Каукенова А.С. Пути научно-инновационного развития в XXI веке. – Бишкек (Кыргызстан), 2014. – 329 с.

4. Горбачев С.В. Влияние науки на развитие образовательного комплекса в условиях постмо-дерна // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки», № 4, 2006. – С. 46-52.

5. Двадцать пять лет под парусами науки: Плавучий университет (Обучение через исследова-ния) // «Георесурсы», № 2, 2015. – С. 106-110.

6. Зюськин А.А. Использование активных методов обучения в практике подготовки управлен-ческих кадров // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – СПб, 2014. – С. 49-55.

7. Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний //«Вопросы философии», № 1, 2016. – С. 5-16.

8. Карпов А.О. Обучение через науку – штрихи к проблеме. – М., 2000. – 20 с.

9. Кудаков О.Р., Хомочкина С.А. Формирование исследовательской компетенции у магистран-тов первого года обучения // «Вестник Казанского государственного энергетического университе-та», № 2, 2009. – С. 113-123.

10. Макарова Е.А., Макарова Е.Л. Схема взаимосвязи образовательного процесса и теоретиче-ских исследований через информационно-коммуникационные технологии // «Информатика, вы-числительная техника и инженерное образование», № 3 (27), 2016. – С. 45-50.

11. Мельник А.Ф. Внедрение научных исследований в образование как инновация // «Russian agricultural science review», № 5, 2015. – С. 231-233.

12. Омирбаев С.М. Инновации в высшем образовании Республики Казахстан // Образование: традиции и инновации / Материалы международной научно-практической конференции (27 ап-реля 2017 года). – Прага, 2017. – С. 172-177.

13. Рослякова Е.М. Реализация программы «Обучение через исследование» на модуле нор-мальной физиологии // «Международный журнал экспериментального образования», № 2, 2016. – С. 301-303.

14. Солостина Т.А. Обеспечение качества образования студентов средствами самостоятельной работы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2015.

15. Фомина Т.П. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // «Вестник ТГУ», вып. 7 (63), 2008. – С. 242-246.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Процессы оптимизации российской высшей школы
Экспорт образования: индонезийские перспективы
Глобальная конкурентоспособность ТУСУР
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
В какие вузы стремятся поступить
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
Управление качеством образования: новые подходы
Интернационализация японских университетов
Цифровая трансформация в образовании

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ