Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика

В июле 2017 года масштабный инфраструктурный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» был включен в перечень стратегического развития страны на период до 2025 года.

Просмотров: 270

Материал опубликован в журнале №97 от 25.09.2017.

Дело в цифре, или Экономика нового поколения

Выступая с посланием к Федеральному Собранию РФ в декабре прошлого года, президент Владимир Путин предложил запустить системную программу развития экономики нового технологического поколения. Уже в июле 2017-го масштабный инфраструктурный проект «Цифровая экономика Российской Федерации» был включен в перечень стратегического развития страны на период до 2025 года.

Большие ожидания

Цель программы – развитие экономического уклада с качественно новым уровнем использования информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической деятельности. В рамках восьми направлений определены цели и задачи, выполнение которых позволит создать к 2025 году цифровую экономику (далее – ЦЭ) с набором конкретных характеристик за счет ряда показателей (см. табл. 1)[1].

Наглядную картину цифровой экономики будущего на панельной дискуссии TAdviserSummit – 2017 представил заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Козырев (см. рис. 1).

Модель ЦЭ включает три сегмента. Верхний уровень, на котором создается добавленная стои­мость и ее потребление, составляют конкретные программы и продукты. Средний – слой компетенций, где ведутся исследования и разработки, создаются платформы и технологии. Нижний – основа, состоящая из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды.

Были перечислены и ключевые задачи. В отношении регуляторики – иметь привлекательную для инвесторов с точки зрения технологических инноваций юрисдикцию в стране, защищающую интеллектуальную собственность, интересы и права владельцев данных, поддерживающую их оборот в правильном режиме. В сфере подготовки кадров – в 10 раз больше ИТ-специалистов, чем сегодня, формирование в режиме обязательной программы в школах, вузах, при профориентации и переподготовке дополнительного набора компетенций, связанных с цифровыми технологиями. По части инфраструктуры – устранение цифрового неравенства, появление связи во всех труднодос­тупных районах страны, изменение ситуации с центрами обработки данных, внедрение защищающих от ключевых угроз базовых элементов.

На уровне исследований и разработок важно обеспечить более тесное взаимодействие между исследовательскими коллективами, крупными национальными компаниями, стартапами и финансовыми институтами. Необходимы центры компетенции и трансферта технологий, аккумулирующие вокруг себя исследования, финансирование и национальных чемпионов с целью более быстрого превращения новых идей в инновации и их реальной работы в экономике.

– К 2024 году должна быть сформирована база для развития цифровой экономики. В ключевых отраслях – возникнуть национальные лидеры в своей области, которые станут операторами цифровых платформ. На базе этих платформ начнет формироваться определенная система взаимодействия участников. В рамках платформы участники не будут ограничены в создании новых способов взаимодействия друг с другом, в создании добавленной стоимости. Эти платформы должны стать центрами притяжения для развития соответствующих секторов экономики, – резюмировал замглавы ведомства.

Катализатором преобразований выступит государство, основные интересы которого – формирование новых высокотехнологичных рынков и сотрудничество с партнерами, как обозначил на открытии годовой коллегии Минкомсвязи РФ помощник Президента РФ Игорь Щеголев. В выступлении сделан акцент на необходимости развития системы воспроизводства собственных сквозных технологий, создания передовых разработок и научных решений, активном их использовании в различных отраслях экономики, формировании крупных ИТ-компаний, продвинутой науки и сильной системы образования.

Доля сотрудников, чьи функции непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых инструментов, составляет около 2 % от общей численности занятого населения России, что в два раза меньше, чем у стран – цифровых лидеров. По уровню занятости в высокотехнологичных и наукоемких отраслях с показателем 5,5 % РФ также уступает ведущим странам.

 

Цифровой потенциал

– Серьёзного переосмысления требует система образования и трудоустройства. Никакие изменения не будут происходить, если к ним не готовы люди. Это абсолютно очевидно. Но люди очень быстро учатся, наши граждане в том числе. И поэтому всё то, что мы делаем, должно быть замкнуто именно на человеческую историю, – заявил на августовском совещании о реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации» глава Правительства РФ Дмитрий Медведев.

Как следует из программы, Россия должна стать «привлекательным местом для работы ИТ-специалистов» благодаря правовой, технологической и организационно-экономической поддержке.

В планах – привлечение новых работников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, старшего возраста и высвобождающихся в экономике, упрощение и повышение эффективности процедуры включения в ЦЭ проживающих за рубежом соотечественников и иностранных граждан.

Система аттестации компетенций ЦЭ вариативна и согласована с профессиональными и образовательными стандартами, национальной системой квалификаций. Современную грамотность населения, формирование компетенции кадров для ЦЭ с индивидуальной поддержкой талантливых, высокомотивированных обучающихся обеспечивает система основных образовательных программ.

На всех уровнях образования реализуется персонализация, гибкое проектирование и соединение различных образовательных и трудовых траекторий, количество выпускников соответст­вует потребностям ЦЭ, применяются цифровые инструменты профессиональной и повседневной деятельности.

Обучающиеся вовлекаются в трудовой процесс в сфере ИТ. Трудовая (включая учебную) деятельность фиксируется в цифровой персональной траектории развития гражданина. Данные используются при прохождении аттестации, планировании продолжения образования, в других процессах.

Механизмы переподготовки, повышения квалификации и самообразования обеспечивают необходимые компетенции ЦЭ, вовлечение в нее государственных служащих, лиц старше 50 лет, пенсионеров и инвалидов, высвобождающихся граждан. Ежегодно предусматривается доступ более 1 млн. россиян к онлайн-программам второго высшего образования. Желающие повысить квалификацию или получить новые компетенции в области ЦЭ получат специальные электронные ваучеры. При этом предлагаться они будут специалистам, лишившимся работы из-за автоматизации труда.

Достижимы ли эти и другие цели? В докладе «Цифровая Россия: новая реальность» специалисты глобальной экспертной группы DigitalMcKinsey констатируют определенные успехи России на пути развития ЦЭ. Страна входит в группу «активных последователей» за счет инвестиций в расширение инфраструктуры ИКТ и внедрения цифровых технологий в государственных структурах, но значительно отстает от цифровых лидеров, особенно по уровню цифровизации компаний (см. рис. 2).

– Для цифровой экономики России характерно так называемое «цифровое неравенство» – диспропорции в развитии ИТ-технологий между регионами. По оценке CNewsAnalytics, на Москву приходится 40 %, а на 10 из 86 регионов – 80 % совокупных государственных расходов на информационные технологии. По уровню цифровизации Москву и Санкт-Петербург будет уместно сопоставить с мировыми лидерами, в то время как регионы больше сравнимы с государствами категорий «активные последователи» и «отстающие последователи», – отмечают эксперты.

Что касается ситуации с кадрами, то доля сот­рудников, чьи функции непосредственно связаны с разработкой и применением цифровых инст­рументов, составляет около 2 % от общей численности занятого населения России, что в два раза меньше, чем у стран – цифровых лидеров (см. рис. 3). По уровню занятости в высокотехнологичных и наукоемких отраслях с показателем 5,5 % Россия также уступает ведущим странам.

Спрос на квалифицированных специалистов в области цифровых технологий удовлетворяется благодаря относительно неплохому качест­ву школьной и вузовской подготовки в области точных наук. Согласно результатам исследований 2015 года PISA и TIMSS, уровень математических навыков российских школьников выше среднего значения для стран – членов ОЭСР, а по качест­ву математического и естественнонаучного образования наши обучающиеся заняли позиции в первой семерке среди 50 стран. На мировых студенческих чемпионатах по программированию российские участники побеждают пятый год подряд. В международных олимпиадах по математике и естественнонаучным специальностям команда из России уступает по количеству побед и медалей только США и Китаю. В целом же Россия отстает от стран – цифровых лидеров. Устаревшая предметно-ориентированная образовательная система, слабое взаимодействие с потенциальными работодателями, малая степень включенности информационных технологий в образовательный процесс чреваты нехваткой цифровых кадров в будущем.

Отечественные образовательные методики и программы, учебные форматы, подходы к взаимодействию с потенциальными работодателями требуют адаптации к потребностям ЦЭ. Помимо модернизации системы подготовки кадров, необходимо обеспечивать возможность их самореализации. Как подчеркивают авторы исследования, «высококвалифицированные российские специалисты по цифровым технологиям, прошедшие обучение в отечественной образовательной системе, пользуются высоким спросом не только в России, но и за рубежом. По оценкам объединения компаний – разработчиков программного обеспечения НП «Руссофт», в 2015-м и первой половине 2016 года до 2 тыс. ИТ-специалистов покинуло Россию ради работы в других странах».

Сегодня РФ не входит в группу лидеров развития цифровой экономики, однако условия для этого имеются. Стремительно растет объем ЦЭ: с 2011 по 2015 годы при росте ВВП на 7 % он увеличился на 59 %. Страна располагает интеллектуальной и научной базой, подкрепленной хорошей системой профессионального и высшего технического образования. У российских специалистов традиционно сильны навыки в таких востребованных в цифровую эпоху прикладных областях, как разработка ПО, обеспечение кибербезопасности, применение искусственного интеллекта. Велика емкость внутреннего рынка инфраструктуры ИКТ, еще не полностью раскрыты возможности цифровизации промышленного сектора. Правительство осознает государственную важность этих задач и для их решения способно мобилизовать ресурсы в национальном масштабе.

Удастся ли реализовать потенциал настоящего для достижения целей будущего, узнаем через восемь лет.

 

СПРАВОЧНО

 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» принята распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года.

Минкомсвязь РФ отвечает за реализацию направлений «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».

Центр компетенций занимается подготовкой трехлетних планов мероприятий по реализации направления «Информационная инфраструктура». Планируется создание экспертного сообщества, подготовка финансово-экономических обоснований мероприятий.

Утверждены функциональная структура системы управления реализацией программы и правила разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий.

Функции проектного офиса по реализации программы закреплены за Аналитическим центром при Правительстве РФ.

Определены ответственные федеральные органы исполнительной власти по каждому из направлений.

Дальнейшая работа по реализации программы будет вестись в рамках специальной информационной системы.

При Комитете Госдумы РФ по экономическому развитию, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству создан экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн-технологиям.

Текущая оценка объемов ежегодных затрат согласно еще не утвержденному операционному плану программы составляет около 100 млрд. рублей.

 

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ 

Сбербанк запустил «Цифровой индекс Иванова», который будет рассчитывать уровень проникновения цифровых технологий в жизнь россиян.

Иванов – среднестатистический россиянин в возрасте 14-64 лет, проживающий в городе с населением более 100 тыс. человек. Проект призван оценить и спрогнозировать динамику различных секторов «новой экономики», а также определить наиболее перспективные направления их дальнейшего развития. Самое высокое значение в индексе зафиксировано в блоках «Электронное правительство» (61 %) и «Доступ в интернет» (58 %), а наибольший потенциал роста – у блоков «Платные сервисы» (40 %) и «Человеческий капитал» (45 %).

Согласно оценкам, сделанным Минэкономразвития РФ совместно с «Яндексом», максимальный положительный эффект от цифровизации экономики может быть достигнут в таких отраслях, как торговля, транспорт, ЖКХ, финансы, а также образование и здравоохранение, где переход к дистанционной работе и использование технологий искусственного интеллекта должны стать причиной прорывных изменений.

Более 70 российских чиновников федеральных и региональных органов власти, депутатов и сенаторов проходят обучение по программе развития кадрового управленческого резерва. Цель программы – ознакомление с современными трендами развития информационных и финансовых технологий, государственного и муниципального управления. Из слушателей формируется кадровый резерв для назначения на руководящие посты в регионах.

Источник www.tadviser.ru

Людмила СУЛЬДИНА

 

[1]Согласно докладу МСЭ GlobalCybersecurityIndex (GCI), в 2017 году Россия вошла в десятку стран с самым высоким уровнем кибербезопасности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
Интернационализация японских университетов
России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
В Госдуме РФ обсудили создание единого образовательного пространства
Тренды развития образования в цифровую эпоху
О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
Владимир ЗЕРНОВ: «Образование – источник пищи для ума»
Современные вузы: многообразие стратегий развития
Новые параметры проекта «5-100»
Баварско-российская конференция по экономическим наукам

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ