Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»

Конкурсный проект объединяет сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. Согласно итогам 2-го этапа, в лидеры вышли 53 программы из более 700, а также впервые одна структура ДПО.

Просмотров: 512

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

Образовательный марафон ДПО: глава вторая

Первый этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» стартовал в апреле прошлого года, объединив сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. По результатам отбора в число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций, из более 500 программ лучшими признаны 82. В этом году, согласно итогам второго этапа проекта, из более 700 программ в лидеры вышли 53, а также впервые одна структура ДПО.

Догнать и перегнать

Продолжение хорошей истории всегда интригует и вместе с тем вызывает опасения: будет ли так же увлекателен сюжет, оправдают ли ожидания полюбившиеся персонажи, захочется ли нового витка развития событий. Второй этап проекта «Образовательный марафон» показал – дистанция этого года была пройдена с не менее удовлетворительными результатами, а по некоторым критериям даже превосходящими предыдущие.

​Необходимо отметить повышение качества конкурсных материалов в отношении информативности и конкретности, что, безусловно, повлияло на результаты. Если в прошлом году общий коэффициент соответствия конкурсным критериям деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, составлял около 75 %, то в нынешнем он оказался равен почти 100.

При оставшемся на прежнем уровне количестве образовательных организаций-победителей, в число которых впервые вошла самостоятельная структура ДПО, расширилась география марафона. В конкурсном состязании были задействованы представители всех федеральных округов страны (см. рис. 1) – факт, важный для подтверждения общероссийского статуса проекта.

Увеличилось и количество поданных на конкурс программ: если в прошлом году на суд экспертов их было представлено более 500, в этом – уже свыше 700. Что касается распределения программ-победителей по областям науки, пальма первенства на этот раз принадлежит образованию и педагогическим наукам (см. диагр. 1).

Необходимо отметить и повышение качества конкурсных материалов в отношении информативности и конкретности, что, безусловно, повлияло на результаты. Если в прошлом году общий коэффициент соответствия конкурсным критериям деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, составлял около 75 %, то в нынешнем он оказался равен почти 100. Кроме того, налицо сохранение сильных позиций и улучшение работы структур ДПО, принимавших участие в «Образовательном марафоне – 2016», а также появление среди новых конкурсантов сильных лидеров, активно способствующих развитию системы непрерывного образования взрослых.

Акценты и проценты

Второй этап конкурса, как и первый, проводился по двум номинациям. На основании сведений, содержащихся в тестовых материалах, оценивались отдельные дополнительные профессиональные образовательные программы и структурные подразделения ДПО, их реализующие.

Анализ контента по номинации «Образовательные программы» выявил его соответствие базовым характеристикам системы ДПО более чем на 90 %. Так, по параметру «Актуальность»(в том числе «Бизнес-составляющая») этот коэффициент составил 92,5 %, «Вариативность» (в том числе «Доступность») – 90,5 %, «Гибкость» – 98,3 %.

Если рассматривать результаты оценивания по отдельным критериям (вопросам конкурсной анкеты), стопро­центный показатель отмечен в отношении:

• соответствия программ отраслевым и региональным требованиям рынка труда, в рамках реализации которых, например, решаются задачи импортозамещения, ведется подготовка экспертов к чемпионатам «Молодые профессионалы», актуализируется содержание образовательного процесса в связи с появлением новых профстандартов;

• наличия среди преподавателей образовательных программ признанных в отрасли методистов, экспертов, исследователей, успешно реализовавших себя на научно-педагогическом поприще, активно участвующих в общественно-политической деятельности, имеющих практический опыт работы в отрасли;

• использования в образовательном процессе современных технологий, методов, форм и средств обучения, представленных столь же разнообразно, как и в прошлом году (перечень и подробное описание педагогических инструментов не оставляет сомнения в том, что слушатели, обучаемые по программам ДПО, получают образование, соответствующее актуальным требованиям);

• реализации обратной связи со слушателями-выпускниками для дальнейшего проектирования/корректировки образовательных программ, механизмы которой весьма гибки и продуктивны.

Слушатели-выпускники создают инновационные образовательные площадки, участвуют в общественно-профессиональной экспертизе программ ДПО, получают индивидуальные консультации по профессиональным вопросам, принимают участие в проблемно-аналитических семинарах, методических и научно-практических конференциях.

​Анализ контента по номинации «Образовательные программы» выявилего соответствие базовым характеристикам системы ДПО более чем на 90 %. Так, по параметру «Актуальность» (в том числе «Бизнес-составляющая») этот коэффициент составил 92,5 %, «Вариативность»(в том числе «Доступность») – 90,5 %, «Гибкость» – 98,3 %.

Важный «клиентоориентированный» показатель, составивший почти 90 %, – обучение по индивидуальным образовательным траекториям. В качестве основных инструментов реализации отмечены учет индивидуальных потребностей, профессионально-личностных запросов и опыта слушателей; научно-методическое сопровождение в ходе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута; самостоятельная работа в формате дистанционного обучения, позволяющая совершенствовать навыки самоменеджмента и многие другие. При отрицательном ответе на вопрос анкеты о реализации в рамках образовательной программы персонализированного обучения такая возможность предусматривалась в случае возникновения необходимости и в соответствии с требованиями заказчика.

Факторы роста

Как отмечалось выше, общий коэффициент соответствия деятельности оцениваемых в номинации «Образовательная организация» структур ДПО базовым характеристикам системы составил почти 100 %. Наиболее сильными сторонами работы организаций-участников стали следующие.

Наличие стратегической программы развития, учитывающей конъюнктуру рынков труда и образования, новых законодательно-правовых требований, тенденций развития науки, производства и технологий.

Ключевыми приоритетами таких программ, в частности, выступили развитие механизмов вовлечения целевой аудитории в сферу ДПО, создание условий для повышения качества образовательных услуг, обновление содержательной стороны программ на основе профессиональных стандартов, содействие трудоустройству выпускников и развитию карьеры, ряд других.

Реализация федеральных, в том числе отраслевых программ, направленных на социально-экономическое развитие региона и страны. В соответствии с этой задачей структуры ДПО участвуют в повышении квалификации кадров в рамках ведомственных и федеральных целевых, президентских, государственных регио­нальных и других видов программ.

Кроме того, результаты «Образовательного марафона – 2017» продемонстрировали рост вовлеченности образовательных организаций в работу по становлению национальной системы квалификаций. Если в прошлом году количество задействованных в этом процессе структур ДПО составило 60 %, в этом – уже 80. Указывались такие форматы участия, как внесение предложений при разработке профстандартов, организация методического сопровождения мероприятий по их внедрению, создание региональных центров по сертификации и оценке квалификаций, проведение тематических семинаров и круглых столов, прочие. Был сформулирован ряд предложений по развитию НСК: организация подготовки общественных экспертов, а также деятельности по «стыковке» требований ФГОС и профстандарта, разработка механизмов интеграции работодателей, органов государственной власти, государственных образовательных организаций и представителей экспертного сообщества в систему независимой оценки профессиональных квалификаций, формирование единых подходов к созданию региональных моделей внедрения НСК.

Сотрудничество с организациями других стран. Этот вид взаимодейст­вия организациями-победителями осуществляется по таким направлениям, как изучение потребностей рынка труда в новых образовательных программах, привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов-практиков, проведение совместных мероприятий, совместная разработка нормативно-законодательной базы регионального уровня, прочим. Если же говорить о других видах партнерства, то, например, в сетевой кооперации с научными и образовательными организациями региона, страны и зарубежья в среднем задействовано более 70 % структур ДПО, в развитии государственно-частного партнерства – около 90.

Использование лучших зарубежных практик, в числе которых отмечаются метод кейс-технологий с разбором конкретных ситуаций, имеющих место на реальных производственных объектах, игротехнический менеджмент, артпедагогические техники, другие методики обучения, а также принципы разработки образовательных программ.

Обучение людей с ОВЗ и других групп населения. Как и по итогам первого этапа проекта, по этому виду деятельности результаты оказались высокими. На вопрос о наличии условий для обучения людей с ОВЗ и других категорий граждан утвердительно ответили все финалисты. Для слушателей с особыми потребностями создана комфортная среда, начиная с материально-технической базы и заканчивая образовательными технологиями, методами, средствами и формами обучения. Обучение различных групп населения (лиц третьего возраста, временно неработоспособных женщин, школьников и других категорий слушателей) также проводится с учетом индивидуальных запросов. Например, на основании результатов профориентационной диагностики, позволяющей сформировать адекватное представление о личностно-профессиональных особенностях, выстроить программу достижения профессиональных целей.

Как отмечают конкурсанты, в связи с пониманием необходимости профессионального саморазвития в регионах растет востребованность дополнительных профессиональных программ, и образовательные организации готовы удовлетворить спрос. Согласно подсчетам, 90 % организаций-лидеров реализуют короткие программы, чья доля от общего числа варьируется от 1,2 до 66 %, а в среднем составляет более 15.

Соответствие деятельности образовательной организации требованиям информационной открытости. По этому критерию второй этап «Образовательного марафона» повторил почти стопроцентный результат первого: российские структуры ДПО активно взаимодействуют с внешней средой не только за счет ресурсов, размещенных в глобальной сети, но и участвуя в совместных с партнерами мероприятиях, работе профильных союзов, ассоциаций, конференций.

Перспективное планирование. Серьезно нацеленные на дальнейшую работу, организации-лидеры планируют обновлять тематику программ, увеличивать модульную вариативность, модернизировать технологии и содержание обучения, разнообразить формы сетевого взаимодействия, привлекать новых партнеров, провести внутренний аудит качества образования с учетом требований ФГОС, реализовать другие направления деятельности по совершенствованию ДПО.

Награждение победителей второго этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» состоялось на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессио­нальному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва. Подробности – в следующем номере «АО».

​Победители второго этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН»

• Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова (2 программы)

• Благовещенский государственный педагогический университет(1 программа)

• Брянский государственный аграрный университет (4 программы)

• Бурятский республиканский институт образовательной политики(3 программы)

• Ивановская государственная сельскохозяйственная академияим. академика Д.К. Беляева (1 программа)

• Иркутский государственный университет путей сообщения (2 программы)

• Кубанский государственный технологический университет (2 программы)

• Международный институт менеджмента ЛИНК (5 программ)

• Мордовский республиканский институт образования (3 программы)

• Нижневартовский государственный университет (3 программы)

• Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (1 программа)

• Ставропольский государственный аграрный университет (2 программы)

• Ставропольский государственный медицинский университет(Институт дополнительного профессионального образования)

• Сургутский государственный педагогический университет (8 программ)

• Тольяттинский государственный университет (4 программы)

• Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (3 программы)

• Тюменский индустриальный университет (5 программ)

• Ульяновский государственный педагогический университетим. И.Н. Ульянова (1 программа)

• Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования (2 программы)

• Чурапчинский государственный институт физической культурыи спорта (1 программа)

Людмила СУЛЬДИНА.

Редакция журнала благодарит конкурсантов, членов экспертной комиссии, партнеров, содействовавших организации сопряженных с проектом мероприятий. Приглашаем к участию в проекте.

 [1] Подробнее об итогах конкурса: Сульдина Л.Г. Образовательный марафон ДПО // «Аккредитация в образовании», 2016, № 8 (92), с. 58-61.

2. Подробнее

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Образование длиною в жизнь
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
ДПО: стратегия выживания
России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
ДПО в России: факты, цифры, тенденции
Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
Госполитика по достижению национальных целей развития РФ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ