Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»Конкурсный проект объединяет сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. Согласно итогам 2-го этапа, в лидеры вышли 53 программы из более 700, а также впервые одна структура ДПО. Просмотров: 512
Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017. Образовательный марафон ДПО: глава вторая Первый этап Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» стартовал в апреле прошлого года, объединив сильнейших представителей дополнительного профессионального образования РФ. По результатам отбора в число лидеров ДПО страны вошли 20 образовательных организаций, из более 500 программ лучшими признаны 82. В этом году, согласно итогам второго этапа проекта, из более 700 программ в лидеры вышли 53, а также впервые одна структура ДПО. Догнать и перегнать Продолжение хорошей истории всегда интригует и вместе с тем вызывает опасения: будет ли так же увлекателен сюжет, оправдают ли ожидания полюбившиеся персонажи, захочется ли нового витка развития событий. Второй этап проекта «Образовательный марафон» показал – дистанция этого года была пройдена с не менее удовлетворительными результатами, а по некоторым критериям даже превосходящими предыдущие.
При оставшемся на прежнем уровне количестве образовательных организаций-победителей, в число которых впервые вошла самостоятельная структура ДПО, расширилась география марафона. В конкурсном состязании были задействованы представители всех федеральных округов страны (см. рис. 1) – факт, важный для подтверждения общероссийского статуса проекта. Увеличилось и количество поданных на конкурс программ: если в прошлом году на суд экспертов их было представлено более 500, в этом – уже свыше 700. Что касается распределения программ-победителей по областям науки, пальма первенства на этот раз принадлежит образованию и педагогическим наукам (см. диагр. 1). Необходимо отметить и повышение качества конкурсных материалов в отношении информативности и конкретности, что, безусловно, повлияло на результаты. Если в прошлом году общий коэффициент соответствия конкурсным критериям деятельности образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, составлял около 75 %, то в нынешнем он оказался равен почти 100. Кроме того, налицо сохранение сильных позиций и улучшение работы структур ДПО, принимавших участие в «Образовательном марафоне – 2016», а также появление среди новых конкурсантов сильных лидеров, активно способствующих развитию системы непрерывного образования взрослых. Акценты и проценты Второй этап конкурса, как и первый, проводился по двум номинациям. На основании сведений, содержащихся в тестовых материалах, оценивались отдельные дополнительные профессиональные образовательные программы и структурные подразделения ДПО, их реализующие. Анализ контента по номинации «Образовательные программы» выявил его соответствие базовым характеристикам системы ДПО более чем на 90 %. Так, по параметру «Актуальность»(в том числе «Бизнес-составляющая») этот коэффициент составил 92,5 %, «Вариативность» (в том числе «Доступность») – 90,5 %, «Гибкость» – 98,3 %. Если рассматривать результаты оценивания по отдельным критериям (вопросам конкурсной анкеты), стопроцентный показатель отмечен в отношении: • соответствия программ отраслевым и региональным требованиям рынка труда, в рамках реализации которых, например, решаются задачи импортозамещения, ведется подготовка экспертов к чемпионатам «Молодые профессионалы», актуализируется содержание образовательного процесса в связи с появлением новых профстандартов; • наличия среди преподавателей образовательных программ признанных в отрасли методистов, экспертов, исследователей, успешно реализовавших себя на научно-педагогическом поприще, активно участвующих в общественно-политической деятельности, имеющих практический опыт работы в отрасли; • использования в образовательном процессе современных технологий, методов, форм и средств обучения, представленных столь же разнообразно, как и в прошлом году (перечень и подробное описание педагогических инструментов не оставляет сомнения в том, что слушатели, обучаемые по программам ДПО, получают образование, соответствующее актуальным требованиям); • реализации обратной связи со слушателями-выпускниками для дальнейшего проектирования/корректировки образовательных программ, механизмы которой весьма гибки и продуктивны. Слушатели-выпускники создают инновационные образовательные площадки, участвуют в общественно-профессиональной экспертизе программ ДПО, получают индивидуальные консультации по профессиональным вопросам, принимают участие в проблемно-аналитических семинарах, методических и научно-практических конференциях.
Важный «клиентоориентированный» показатель, составивший почти 90 %, – обучение по индивидуальным образовательным траекториям. В качестве основных инструментов реализации отмечены учет индивидуальных потребностей, профессионально-личностных запросов и опыта слушателей; научно-методическое сопровождение в ходе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута; самостоятельная работа в формате дистанционного обучения, позволяющая совершенствовать навыки самоменеджмента и многие другие. При отрицательном ответе на вопрос анкеты о реализации в рамках образовательной программы персонализированного обучения такая возможность предусматривалась в случае возникновения необходимости и в соответствии с требованиями заказчика. Факторы роста Как отмечалось выше, общий коэффициент соответствия деятельности оцениваемых в номинации «Образовательная организация» структур ДПО базовым характеристикам системы составил почти 100 %. Наиболее сильными сторонами работы организаций-участников стали следующие. Наличие стратегической программы развития, учитывающей конъюнктуру рынков труда и образования, новых законодательно-правовых требований, тенденций развития науки, производства и технологий. Ключевыми приоритетами таких программ, в частности, выступили развитие механизмов вовлечения целевой аудитории в сферу ДПО, создание условий для повышения качества образовательных услуг, обновление содержательной стороны программ на основе профессиональных стандартов, содействие трудоустройству выпускников и развитию карьеры, ряд других. Реализация федеральных, в том числе отраслевых программ, направленных на социально-экономическое развитие региона и страны. В соответствии с этой задачей структуры ДПО участвуют в повышении квалификации кадров в рамках ведомственных и федеральных целевых, президентских, государственных региональных и других видов программ. Кроме того, результаты «Образовательного марафона – 2017» продемонстрировали рост вовлеченности образовательных организаций в работу по становлению национальной системы квалификаций. Если в прошлом году количество задействованных в этом процессе структур ДПО составило 60 %, в этом – уже 80. Указывались такие форматы участия, как внесение предложений при разработке профстандартов, организация методического сопровождения мероприятий по их внедрению, создание региональных центров по сертификации и оценке квалификаций, проведение тематических семинаров и круглых столов, прочие. Был сформулирован ряд предложений по развитию НСК: организация подготовки общественных экспертов, а также деятельности по «стыковке» требований ФГОС и профстандарта, разработка механизмов интеграции работодателей, органов государственной власти, государственных образовательных организаций и представителей экспертного сообщества в систему независимой оценки профессиональных квалификаций, формирование единых подходов к созданию региональных моделей внедрения НСК. Сотрудничество с организациями других стран. Этот вид взаимодействия организациями-победителями осуществляется по таким направлениям, как изучение потребностей рынка труда в новых образовательных программах, привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов-практиков, проведение совместных мероприятий, совместная разработка нормативно-законодательной базы регионального уровня, прочим. Если же говорить о других видах партнерства, то, например, в сетевой кооперации с научными и образовательными организациями региона, страны и зарубежья в среднем задействовано более 70 % структур ДПО, в развитии государственно-частного партнерства – около 90. Использование лучших зарубежных практик, в числе которых отмечаются метод кейс-технологий с разбором конкретных ситуаций, имеющих место на реальных производственных объектах, игротехнический менеджмент, артпедагогические техники, другие методики обучения, а также принципы разработки образовательных программ. Обучение людей с ОВЗ и других групп населения. Как и по итогам первого этапа проекта, по этому виду деятельности результаты оказались высокими. На вопрос о наличии условий для обучения людей с ОВЗ и других категорий граждан утвердительно ответили все финалисты. Для слушателей с особыми потребностями создана комфортная среда, начиная с материально-технической базы и заканчивая образовательными технологиями, методами, средствами и формами обучения. Обучение различных групп населения (лиц третьего возраста, временно неработоспособных женщин, школьников и других категорий слушателей) также проводится с учетом индивидуальных запросов. Например, на основании результатов профориентационной диагностики, позволяющей сформировать адекватное представление о личностно-профессиональных особенностях, выстроить программу достижения профессиональных целей. Как отмечают конкурсанты, в связи с пониманием необходимости профессионального саморазвития в регионах растет востребованность дополнительных профессиональных программ, и образовательные организации готовы удовлетворить спрос. Согласно подсчетам, 90 % организаций-лидеров реализуют короткие программы, чья доля от общего числа варьируется от 1,2 до 66 %, а в среднем составляет более 15. Соответствие деятельности образовательной организации требованиям информационной открытости. По этому критерию второй этап «Образовательного марафона» повторил почти стопроцентный результат первого: российские структуры ДПО активно взаимодействуют с внешней средой не только за счет ресурсов, размещенных в глобальной сети, но и участвуя в совместных с партнерами мероприятиях, работе профильных союзов, ассоциаций, конференций. Перспективное планирование. Серьезно нацеленные на дальнейшую работу, организации-лидеры планируют обновлять тематику программ, увеличивать модульную вариативность, модернизировать технологии и содержание обучения, разнообразить формы сетевого взаимодействия, привлекать новых партнеров, провести внутренний аудит качества образования с учетом требований ФГОС, реализовать другие направления деятельности по совершенствованию ДПО. Награждение победителей второго этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон» состоялось на первом заседании Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ VII созыва. Подробности – в следующем номере «АО».
Людмила СУЛЬДИНА. Редакция журнала благодарит конкурсантов, членов экспертной комиссии, партнеров, содействовавших организации сопряженных с проектом мероприятий. Приглашаем к участию в проекте. [1] Подробнее об итогах конкурса: Сульдина Л.Г. Образовательный марафон ДПО // «Аккредитация в образовании», 2016, № 8 (92), с. 58-61. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|