Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

Россия находится в первой десятке стран, которые выбирают для обучения за рубежом граждане Малайзии. Наиболее перспективным образовательный рынок этой страны может стать для российских медицинских вузов при наличии у них аккредитации Малазийского медицинского совета.

Просмотров: 349

Материал опубликован в журнале №95 от 25.04.2017.

КРАСНОВА Гульнара Амангельдиновна

 ведущий научный сотрудник, доктор философских наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ.

Малайзия далекая и близкая, или Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов

Россия находится в первой десятке стран, которые выбирают граждане Малайзии для обучения за рубежом. Наиболее перспективным образовательный рынок этой страны может стать для российских медицинских вузов при наличии у них аккредитации Малазийского медицинского совета (англ. – MalaysianMedicalCouncil).

Общая характеристика

Среди стран Юго-Восточной Азии малазийская экономика занимает третье место. На протяжении последних шестидесяти лет в стране наблюдается рост ВВП примерно на 6 % в год. Население – около 30,9 млн., при этом самая крупная возрастная группа, от 25 до 54 лет, составляет 41 %. Система высшего образования представлена частными колледжами (414), частными (37) и государственными (20) университетами, политехническими институтами (24), 7 филиалами зарубежных вузов. Всего по программам высшего образования обучается 1,2 млн. студентов.

​Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

С 2009 года правительство страны неоднократно смягчало политику в отношении сектора услуг с целью привлечения большего объема зарубежных инвестиций. После отмены ряда ограничений в области консультирования по IT, туризму и грузоперевозкам в 2011 году принято решение о разрешении присутствия компаний, чьи акции на 100 % принадлежат зарубежным владельцам, в таких отраслях, как здравоохранение, розничная торговля, образование, а также оказание профессиональных, экологических и курьерских услуг.

По состоянию на 1 декабря 2016 года подписано более 900 меморандумов о договоренности и взаимопонимании между университетами Малайзии и зарубежными организациями для расширения сотрудничества в области высшего образования и академических исследований на международном уровне. Они охватывают вопросы обмена публикациями, сотрудниками и студентами, совместного проведения исследований.

По данным исследования банка HSBC «Ценность образования» (англ. – TheValueofEducation) 68 % малазийских родителей полагают, что обучение за рубежом создаст перспективы для будущей карьеры их детей, 65 % родителей считают, что реализовать эти цели поможет обучение в рамках послевузовских программ. Предпочтения относительно будущих специальностей распределяются следующим образом: 25 % родителей малазийских студентов думают об их обучении за рубежом по медицинским специальностям, 18 % – по инженерным и 3 % – по компьютерным наукам.

Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия (см. табл. 1).

В свою очередь Малайзия активно приглашает иностранных студентов. В 2014 году в государственные и част­ные вузы страны были зачислены 135,5 тыс. иностранных граждан, в основном из Бангладеш, Китая, Индонезии, Нигерии, Индии и Пакистана. К 2020 году Малайзия намерена стать международным и региональным образовательным хабом и привлечь 200 тыс. студентов.

​Основные страны академической мобильности студентов из Малайзии: Великобритания, Австралия, США, Египет, Россия, Япония, Иордания, Индия, Новая Зеландия, Ирландия. 

Российские ориентиры

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года, № 891, гражданам Малайзии ежегодно выделяются квоты на обучение в российских вузах. Число квот утверждается ежегодно. В 2013-2014 учебном году по всем уровням образования Малайзии было выделено всего 5 квот, а в 2014-2015 учебном году за счет средств российского бюджета обучались 30 малазийцев . Большая часть малазийских студентов обучается в российских вузах на контрактной основе, причем медицинским специальностям. По данным ведомственной статистики , количество студентов из Малайзии в прошлом учебном году достигало 2 465 (см. табл. 2).

Медицинский совет, полномочный государственный орган Малайзии, признает дипломы 6 медвузов России: с 1999 года – Курского государственного медицинского университета, с 2001 года – Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, Нижегородской государственной медицинской академии, Волгоградского государственного медицинского университета и с 2001 по 2013 годы – Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского . За последние двадцать лет в этот список не вошел ни один другой российский вуз.

Процедура аккредитации вуза в Малазийском медицинском совете крайне длительна и финансово затратна, но только при её наличии можно ожидать появление интереса со стороны малазийских абитуриентов по медицинским специальностям.

Самый большой контингент малазийских студентов зарегистрирован в Нижегородской государственной медицинской академии, Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете им. Н.И. Пирогова, Волгоградском государственном медицинском университете, Курском государственном медицинском университете, а также в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете и Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете). Перспективы набора абитуриентов из Малайзии для российских вузов высокие.

В последние годы среди малазийцев усилился интерес к изучению русского языка. Так, на языковых курсах в Российском центре науки и культуры Россотрудничества в г. Куала-Лумпур в 2015 году обучалось 222 слушателя. Рост наблюдается с 2014 года.

​Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

В ноябре 2015 года подписано межправительственное соглашение о создании российско-малазийской комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Соглашения в области образования, признания документов о предыдущем образовании между нашими странами отсутствуют. Однако так же, как Россия и Индонезия, Малайзия является участницей Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования (Токио, 26, ноябрь 2011). Документы об образовании, выданные малазийскими образовательными организациями, признаются действительными на территории России при наличии консульской легализации.

Перспективными направлениями сотрудничества между Россией и Малайзией являются аэрокосмическая сфера, информационные и нанотехнологии, военная и военно-техническая сфера. Соответственно, интерес к обучению по перечисленным направлениям в российских вузах гарантирован.

Российским вузам, планирующим начать набор малазийских студентов или увеличить их число, необходимо обратить внимание на следующие ключевые факторы:

– создание Ассоциации выпускников российских (советских) вузов в Малайзии;

– участие в международной образовательной выставке FaconEducationFair в Малайзии.

В целом увеличению числа малазийских студентов, обучающихся в российских вузах, может способствовать:

– подписание между Россией и Малайзией соглашения о сотрудничестве в области образования и признании документов о предыдущем образовании;

– увеличение числа ежегодных квот на обучение малазийских граждан в российских вузах;

– создание русского центра фонда «Русский мир» в Малайзии;

– проведение в Малайзии Года российского образования.

[1]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[2]Там же.

[3] Global parents’ survey: three quarters would consider university abroad. 20.07.2015 // Электронный доступ: http://monitor.icef.com/2015/07/global-parents-survey-three-quarters-would-consider-university-abroad/ (Дата обращения: 12.04.2017).

[4]Источники: UNESCO Institute for Statistics. (2016), Global Flow of Tertiary- Level Students 2014.

[5]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[6]Там же. – С. 277.

[7]Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Экспорт российских образовательных услуг. Статистический сборник. Выпуск 6. Минобрнауки РФ. – М.: Центр социологических исследований. – 2016. – С. 42.

[8]В 2001 году КГМУ им. С.И. Георгиевского вошел в официальный список Малазийского медицинского совета как украинский вуз. В 2006 году Международный медицинский факультет КГМУ им. С.И. Георгиевского был также сертифицирован международной организацией International EducationSociety, Ltd (IES), Лондон, с рейтинговым уровнем АА (топ учреждение, получившее международное признание и мировую известность). Вскоре после присоединения Крыма к России на базе КГМУ им. С.И. Георгиевского была создана Медицинская академия им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, юридически утратившая в новом статусе международное признание. Около 400 иностранных студентов медуниверситета прервали обучение и покинули вуз сразу после принятия решения о его включении в состав федерального университета. Всего в КГМУ им. С.И. Георгиевского обучались 2 тыс. иностранных студентов из 47 стран (подробнее на сайте Информационного агентства «Крыминформ»: http://www.c-inform.info/news/id/12101 и http://www.c-inform.info/comments/id/140).

[9]Официальный сайт Малазийского медицинского совета: http://www.mmc.gov.my/images/contents/Second%20Schedule/Second%20Schedule%20-%20Updated%2020170117.pdf. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[10]Официальный сайт Малазийского медицинского совета: http://www.mmc.gov.my/images/contents/Second%20Schedule/Second%20Schedule%20-%20Updated%2020170117.pdf. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[11]Проект «Азиатский вектор. Россия – Азиатско-Тихоокеанский регион»: http://asiavector.ru/countries/malaysia/. – Режим доступа свободный. Загл. с экрана. Дата обращения: 31.03.2017.

[12]Официальный сайт Россия – АСЕАН: http://russia-asean20.ru/russia_asean/, свободный. – Загл. с экрана. Дата обращения: 05.02.2016.

 

 

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Стратегия международного образования: опыт Великобритании
Новости образования «АО-95»
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Итоги 2-го этапа Всероссийского конкурсного проекта в сфере ДПО «Образовательный марафон»
Особенности стратегии экспорта образовательных услуг Франции
Канадские инициативы по увеличению количества иностранных студентов
Рекрутинг иностранных студентов в российские вузы увеличивается
Поколение учащихся за рубежом
Интернационализация в сфере гарантии качества образования
В России и мире развивается интернационализация высшего образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ