Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Внедрение симуляционных методов в обучающий процесс

Внедрение симуляционных центров обучения в практику подготовки специалистов в медицинских вузах является весьма актуальной задачей. Это позволяет повысить уровень владения практическими навыками и профессиональное мастерство будущих врачей, обеспечивает более эффективный переход к самостоятельной медицинской деятельности и уменьшает возможные риски для пациентов.

Просмотров: 175

Опыт на кончиках пальцев

В.Н. ПАВЛОВ, ректор Башкирского государственного медицинского университета (г. Уфа), доктор медицинских наук, профессор

Лекционная аудитория симуляционного центра Башкирского государственного медицинского университета встречает студентов плакатом с афоризмом Цезаря: «Est rerum omnium magister usus. Опыт – всему учитель».

Жизненный вопрос

В основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заложено развитие человеческого потенциала, включающее структурную и технологическую модернизацию здравоохранения и образования. Реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» дает возможность по-новому взглянуть на роль высшей школы, определить стратегию и тактику решения проблем, возникающих в медицине.

Одной из приоритетных задач развития современного здравоохранения является подготовка высококвалифицированных кадров. Если освоение студентами теоретических знаний не представляет больших сложностей, поскольку в их распоряжении находятся оснащенные на современном уровне библиотеки, видеоматериалы, лекции и доклады профессорско-преподавательского состава вузов, то получение практического опыта и формирование профессиональных компетенций затруднительно. Следовательно, одной из главных проблем современного медицинского образования становится обеспечение соответствия у выпускников уровня теоретической подготовки и владения профессиональными компетенциями. Бесспорно, налицо увеличение числа новых технологий и практических методов, которыми должен овладеть будущий врач.

Нельзя сбрасывать со счетов лавинообразный рост медицинской информации, приводящий к усилению теоретической составляющей учебного процесса. Но наряду с этим, медицинские учебные заведения не могут предоставить возможность каждому студенту выполнить –
причем неоднократно, доводя до автоматизма, до запоминания кончиками пальцев, – каждый отдельный прием, метод обследования или лечения, учитывая, что объектом практической работы являются люди. Да и сами пациенты зачастую негативно относятся к видению себя в роли «обучающей модели», особенно когда речь идет об отработке умений и навыков. Внедрение симуляционных методов в обучающий процесс позволяет решить сложности компетентностного образования. Таким образом, внедрение симуляционных центров обучения в практику подготовки специалистов в медицинских вузах в настоящее время является весьма актуальной задачей. Это позволяет повысить уровень владения практическими навыками и профессиональное мастерство будущих врачей, обеспечивает более эффективный переход к самостоятельной медицинской деятельности и уменьшает возможные риски для пациентов. В Израиле и Канаде, после того как были введены регулярные зачеты для медицинских работников на манекенах, в десятки раз снизилось количество врачебных ошибок.

Манекены тоже плачут

Правительством РФ в декабре 2011 года принято постановление «О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях», № 1069. В последние годы такие центры были открыты при многих медицинских университетах, академиях и вузах страны. В 2012 году аналогичный обучающий центр акушерско-гинекологического, неонатологического и анестезиологического профиля создан и при Башкирском государственном медицинском университете, став одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе.

Симуляционный центр БГМУ расположен в отдельно стоящем здании на территории клиники университета и включает 3 виртуальные операционные, 2 палаты реанимации и интенсивной терапии, 2 комнаты для отработки практических навыков, 2 учебные комнаты и лекционный зал на 30 мест. Кроме того, из всех операционных залов можно осуществлять он-лайн трансляцию проводимой операции в лекционный зал клиники.

Обучающий симуляционный центр вуза оснащен тренажерами и компьютерными симуляторами с современной информационной базой (симуляционные комплексы), высокотехнологичным медицинским оборудованием, позволяющими многократно отрабатывать алгоритм действий каждым обучающимся. Здесь имеются компьютеризированные роботы-манекены, имитирующие взрослого человека, роженицу с новорожденным, отдельно новорожденного, обучающие фантомы для отработки конкретных врачебных манипуляций. Теперь будущие врачи акушеры-гинекологи получают возможность приобрести и закрепить практические навыки работы в ситуациях физиологического и патологического акушерства, сопровождающихся необходимостью принятия решения в условиях, максимально приближенных к реальным.

Имеющиеся в центре симуляторы-пациенты до мельчайших деталей воссоздают работу человеческого организма. Роботы имитируют разнообразные физиологические и патологические константы и состояния: частоту сердечных сокращений, частоту дыхательных движений, изменение окраски кожи, артериального давления крови, реакцию зрачков на свет. В памяти компьютера хранятся десятки состояний на грани жизни и смерти. Кроме того, можно запрограммировать любую критическую ситуацию – например, остановку дыхания. Роботы могут стонать, истекать кровью, задыхаться, потеть, кашлять, капризничать, плакать и даже ругать или обманывать врачей.

Такое техническое оснащение дает возможность проводить лечебно-реанимационные мероприятия, отрабатывать тактику лечения при разнообразных неотложных ситуациях с использованием различных сценариев, практическое решение ситуационных задач. Учебная работа в команде, выбор оптимальной тактики лечения пациентов в критических ситуациях в соответствии с существующими стандартами повышают уровень компетентности выпускников.

Работа на будущее

Преподавательский состав симуляционного центра – ведущие профессора и доценты клинических кафедр Башкирского медицинского университета. Ими были реализованы современные методики обучения с проведением тематических мастер-классов совместно с ведущими оперирующими хирургами страны и зарубежья. Главной задачей центра является создание условий для выработки практических навыков и умений и формирование компетентностной деятельности студентов и врачей-практиков для снижения перинатальной и младенческой смертности, обучение работе специалистов в команде. Кроме того, симуляционный центр будет являться площадкой для внедрения в практику самых современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения пациентов всех возрастов.

В симуляционном центре проходят обучение не только студенты БГМУ. Здесь повышают свое мастерство практикующие врачи анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, неонатологи, педиатры в рамках повышения квалификации на курсах института последипломного образования. За год планируется обучать более 1000 специалистов. В условиях планирования сертифицирования врачей по трем блокам (теоретическая подготовка, симуляционно-тренинговое образование и практическая стажировка на рабочем месте) роль и востребованность симуляционного центра университета будет возрастать.

Результаты успешной сдачи итоговых выпускных экзаменов в области овладения практическими навыками показали, что вуз находится на правильном пути. Вектор развития медицинского образования во всем мире всё более смещается в сторону практической составляющей, и деятельность Башкирского медицинского университета соответствует мировым стандартам. Таким образом, интеграция симуляционных технологий в процесс обучения позволяет построить образовательный процесс в рамках реализации ФГОС высшего образования путем развития у обучающихся способности самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Естествознание – основа фундаментального образования врачей
ФЭПО: интеллектуальный тренинг по Интернету
Международное сотрудничество медицинского университета
Социальные сети как уникальный образовательный ресурс
Модернизация внеучебной самостоятельной работы в медицинском вузе
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
Воркутинский медицинский колледж в числе лучших
Современные образовательные технологии в высшей медицинской школе
Вклад в образование - вклад в здоровье нации
У истоков медицинской школы Оренбуржья

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ