Внедрение симуляционных методов в обучающий процессВнедрение симуляционных центров обучения в практику подготовки специалистов в медицинских вузах является весьма актуальной задачей. Это позволяет повысить уровень владения практическими навыками и профессиональное мастерство будущих врачей, обеспечивает более эффективный переход к самостоятельной медицинской деятельности и уменьшает возможные риски для пациентов. Просмотров: 178
Опыт на кончиках пальцев
Лекционная аудитория симуляционного центра Башкирского государственного медицинского университета встречает студентов плакатом с афоризмом Цезаря: «Est rerum omnium magister usus. Опыт – всему учитель». Жизненный вопрос В основу Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года заложено развитие человеческого потенциала, включающее структурную и технологическую модернизацию здравоохранения и образования. Реализация национальных проектов «Здоровье» и «Образование» дает возможность по-новому взглянуть на роль высшей школы, определить стратегию и тактику решения проблем, возникающих в медицине. Одной из приоритетных задач развития современного здравоохранения является подготовка высококвалифицированных кадров. Если освоение студентами теоретических знаний не представляет больших сложностей, поскольку в их распоряжении находятся оснащенные на современном уровне библиотеки, видеоматериалы, лекции и доклады профессорско-преподавательского состава вузов, то получение практического опыта и формирование профессиональных компетенций затруднительно. Следовательно, одной из главных проблем современного медицинского образования становится обеспечение соответствия у выпускников уровня теоретической подготовки и владения профессиональными компетенциями. Бесспорно, налицо увеличение числа новых технологий и практических методов, которыми должен овладеть будущий врач. Нельзя сбрасывать со счетов лавинообразный рост медицинской информации, приводящий к усилению теоретической составляющей учебного процесса. Но наряду с этим, медицинские учебные заведения не могут предоставить возможность каждому студенту выполнить – Манекены тоже плачут Правительством РФ в декабре 2011 года принято постановление «О финансовом обеспечении создания обучающих симуляционных центров в федеральных государственных бюджетных учреждениях», № 1069. В последние годы такие центры были открыты при многих медицинских университетах, академиях и вузах страны. В 2012 году аналогичный обучающий центр акушерско-гинекологического, неонатологического и анестезиологического профиля создан и при Башкирском государственном медицинском университете, став одним из крупнейших в Приволжском федеральном округе. Симуляционный центр БГМУ расположен в отдельно стоящем здании на территории клиники университета и включает 3 виртуальные операционные, 2 палаты реанимации и интенсивной терапии, 2 комнаты для отработки практических навыков, 2 учебные комнаты и лекционный зал на 30 мест. Кроме того, из всех операционных залов можно осуществлять он-лайн трансляцию проводимой операции в лекционный зал клиники. Обучающий симуляционный центр вуза оснащен тренажерами и компьютерными симуляторами с современной информационной базой (симуляционные комплексы), высокотехнологичным медицинским оборудованием, позволяющими многократно отрабатывать алгоритм действий каждым обучающимся. Здесь имеются компьютеризированные роботы-манекены, имитирующие взрослого человека, роженицу с новорожденным, отдельно новорожденного, обучающие фантомы для отработки конкретных врачебных манипуляций. Теперь будущие врачи акушеры-гинекологи получают возможность приобрести и закрепить практические навыки работы в ситуациях физиологического и патологического акушерства, сопровождающихся необходимостью принятия решения в условиях, максимально приближенных к реальным. Имеющиеся в центре симуляторы-пациенты до мельчайших деталей воссоздают работу человеческого организма. Роботы имитируют разнообразные физиологические и патологические константы и состояния: частоту сердечных сокращений, частоту дыхательных движений, изменение окраски кожи, артериального давления крови, реакцию зрачков на свет. В памяти компьютера хранятся десятки состояний на грани жизни и смерти. Кроме того, можно запрограммировать любую критическую ситуацию – например, остановку дыхания. Роботы могут стонать, истекать кровью, задыхаться, потеть, кашлять, капризничать, плакать и даже ругать или обманывать врачей. Такое техническое оснащение дает возможность проводить лечебно-реанимационные мероприятия, отрабатывать тактику лечения при разнообразных неотложных ситуациях с использованием различных сценариев, практическое решение ситуационных задач. Учебная работа в команде, выбор оптимальной тактики лечения пациентов в критических ситуациях в соответствии с существующими стандартами повышают уровень компетентности выпускников. Работа на будущее Преподавательский состав симуляционного центра – ведущие профессора и доценты клинических кафедр Башкирского медицинского университета. Ими были реализованы современные методики обучения с проведением тематических мастер-классов совместно с ведущими оперирующими хирургами страны и зарубежья. Главной задачей центра является создание условий для выработки практических навыков и умений и формирование компетентностной деятельности студентов и врачей-практиков для снижения перинатальной и младенческой смертности, обучение работе специалистов в команде. Кроме того, симуляционный центр будет являться площадкой для внедрения в практику самых современных высокотехнологичных методов диагностики и лечения пациентов всех возрастов. В симуляционном центре проходят обучение не только студенты БГМУ. Здесь повышают свое мастерство практикующие врачи анестезиологи-реаниматологи, акушеры-гинекологи, неонатологи, педиатры в рамках повышения квалификации на курсах института последипломного образования. За год планируется обучать более 1000 специалистов. В условиях планирования сертифицирования врачей по трем блокам (теоретическая подготовка, симуляционно-тренинговое образование и практическая стажировка на рабочем месте) роль и востребованность симуляционного центра университета будет возрастать. Результаты успешной сдачи итоговых выпускных экзаменов в области овладения практическими навыками показали, что вуз находится на правильном пути. Вектор развития медицинского образования во всем мире всё более смещается в сторону практической составляющей, и деятельность Башкирского медицинского университета соответствует мировым стандартам. Таким образом, интеграция симуляционных технологий в процесс обучения позволяет построить образовательный процесс в рамках реализации ФГОС высшего образования путем развития у обучающихся способности самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|