Социальные сети как уникальный образовательный ресурсПрименение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность, демократичность, способствует качеству академической подготовки. Просмотров: 227
Расширение сфер использования ИКТ и медийных средств в обучении требует научного обоснования
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ новых информационных технологий, медийных средств в обучении становится все более распространённым явлением в современном российском образовании. Вузы внедряют в свою работу различные онлайн-платформы (например, Moodle, Joomla, Edmodo, Blackboard) для развития учебных коммуникаций между студентами и преподавателями. Как правило, материалы, генерируемые на этих ресурсах, позиционируются как учебные или обладающие образовательным потенциалом, однако зачастую не обладают этими качествами. Представленные в концентрированном виде процессы во время обучения оффлайн – усвоение знаний, выработка умений, закрепление навыков, формирование мотивации, обеспечение контроля, проверки и оценка результативности обучения – практически не отражены в совокупности в онлайн-среде. Мониторинг инновационного поведения населения России, организованный исследователями Высшей школы экономики (К. Фурсов и Е. Чернович) с целью выявления каналов непрерывного образования, показал, что в 12 процентах случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета. Этот показатель в двенадцать раз превышает тот, что был зарегистрирован в 2006 году [1]. На основании данных мониторинга учёные выделяют формы получения новой информации – от общения на тематических сайтах до участия в дистанционных семинарах, вебинарах, прослушивания аудиолекций, просмотра видеороликов. Однако приведённая аналитика не дает ответов на актуальные вопросы. Является ли полученная информация знанием, которое можно с пользой применить в будущем? Является ли обучение онлайн таковым само по себе, в условиях самостоятельного изучения? Какими характеристиками, свойствами и отличиями от «классического» способа получения знаний оно обладает? Более того, сами авторы исследования отмечают, что в ходе научной работы внимание уделялось самообразованию, при котором получение знаний не сопровождалось официальной сертификацией и существовало вне обязательных образовательных программ. Исследование применения онлайн-технологий в обучении студентов в аудитории и дистанционно (С. Хилтон, Дж. Грэхэм, П. Ричи и Д. Уайли) показывает, что для изменения организации традиционного процесса обучения, помимо разработки плана занятий, необходимо привлекать дополнительные ресурсы и знания. Речь идет о времени коммуникации, правилах построения коммуникации в сети, создании дополнительных типов интеракций между учащимися онлайн и оффлайн, определении ролей и зон ответственности между инструктором и преподавателем [2]. Значимой исследовательской проблемой в изучении онлайн-образования является разработка программы по подготовке учебных курсов с оптимальным распределением времени, управлением онлайн и оффлайн интеракциями, формами обучения и адекватной проверкой транслируемых знаний. СИНТЕЗ «классических» аудиторных форм преподавания и современных компьютерных технологий, четкое определение целевой группы учащихся (например, студенты-заочники, студенты с ограниченными возможностями здоровья) создают условия для использования уникального электронного ресурса в профессиональном образовании – социальную образовательную сеть [3]. Многие эксперты возражают против узкого понимания информатизации образования, делая ставку не на автономные системы управления обучением, представляющие собой универсальные инструменты для подготовки содержания учебного материала, сбора сведений об успеваемости, проведения тестирования и прочего, а на социальные сети. Последние выступают в качестве средства построения собственного учебного или рабочего пространства и расширяют возможности для совместной работы участников учебного процесса. Для изучения результативности использования социальных сетей в обучении авторами был проведен опрос, в котором участвовали 289 студентов самарских вузов (СамГУ, СГТУ, СГЭУ) и 21 преподаватель из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Использовались инструменты анкетирования Google Documents. Подсчёт частотности упоминаний ответов респондентов был проведен с помощью специализированного программного обеспечения для работы с текстами NVivo. В ходе опроса изучались техническая оснащенность студентов и преподавателей, виды потребляемой ими информации в сети, затраты времени на эту работу, опыт обучения и преподавания с помощью тематических интернет-сайтов и социальных сетей, желание использовать возможности сетевого обучения в собственной практике, способы получения и применения информации в режиме онлайн, отношение учащихся и преподавателей к обучению с помощью социальных сетей. Положительный тренд применения социальных сетей в обучении подтверждается интенсивностью и продолжительностью времени работы с ними: 8 процентов участников опроса подтвердили, что не используют социальные сети в обучении, 16 – являются постоянными пользователями, 46 – часто прибегают к помощи социальных сетей в обучении, а 30 процентов – пользуются, но редко. К положительным моментам использования социальных сетей в обучении 34 процента опрошенных отнесли экономию времени, 30 – доступность информации, 25 – мобильность. С другой стороны, серьезные опасения вызывают значительные затраты времени на использование социальных сетей, что идет в ущерб аудиторной и домашней работе. На это обстоятельство указали 17,5 процента респондентов. Также 12 процентов участников опроса опасаются, что возможность интенсивного общения будет отвлекать от первоначальной цели. В свою очередь, 8 процентов анкетируемых негативно относятся к открытости сетевых образовательных ресурсов. Участники опроса отметили, что в процессе обучения можно широко использовать различные функции социальных сетей, а именно: возможности чата для групповой работы – 48 процентов, комментирование работы преподавателя и сокурсников – 47 процентов, просмотр и подготовку презентаций – 47 процентов, публикацию постов и сообщений в тематических группах – 44 процента, прослушивание аудиолекций – 44 процента, участие в вебинарах и видеоконференциях – 42 процента и ряд других (см. рисунок). К числу отрицательных моментов использования социальных сетей в учебных целях 12 процентов опрашиваемых отнесли опасность получения недостоверной информации из ненадежных источников – в отличие от получаемой от преподавателей или из рекомендованных ими источников. Кроме того, существует вероятность, что материал, в основе которого лежит недостоверная информация, будет использован впоследствии как источник знаний. Применение ресурсов информационно-коммуникационных технологий, социальных сетей в качестве дополнительных средств обучения, форм его организации создает условия для модернизации отечественного образования, обеспечивает его доступность, демократичность, способствует качеству академической подготовки будущих бакалавров, магистров, специалистов.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|