Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Качество и доступность как условие формирования многоуровневой образовательной среды

В Нижегородской области, находящейся в авангарде экономического развития России, только в 2013 году реализованы 23 крупных инвестиционных проекта. Если взять в расчет ещё и модернизацию производственных мощностей, то региону до 2020 года ежегодно будет требоваться по 11-12 тыс. квалифицированных рабочих кадров.

Просмотров: 75

Связанные одной сетью

А.Т. ШЕРШНЕВ, директор Перевозского строительного колледжа (Нижегородская область)

Качество и доступность посредством интеграции как условие формирования многоуровневой образовательной среды

В Нижегородской области, находящейся в авангарде экономического развития России, только в 2013 году реализованы 23 крупных инвестиционных проекта. Если взять в расчет ещё и модернизацию производственных мощностей, то региону до 2020 года ежегодно будет требоваться по 11-12 тыс. квалифицированных рабочих кадров.

Центральное направление

В январе 2013 года координационный совет при губернаторе по комплексному управлению кадровым потенциалом Нижегородской области принял два значимых решения – разработать предложения по активному вовлечению частного капитала в систему подготовки рабочих и специалистов, а также продолжить работу по взаимодействию учреждений профобразования с организациями строительной отрасли.

Губернатором В.П. Шанцевым была особо отмечена роль ресурсных центров подготовки кадров. В 2007 году создан ресурсный центр Перевозского строительного колледжа, включающий комплекс учебно-производственных полигонов, часть которых функционирует на основе аутсорсинга. В 2012 году он аккредитован в качестве ресурсного центра Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), а затем как базовый ресурсный центр объединения по Приволжскому федеральному округу.

Сегодня в Нижегородской области на базе СПО функционируют уже 11 таких центров, но их мощности позволяют закрыть лишь половину кадровой потребности. Главным путем решения проблемы является организация сети учебных центров профессиональной квалификации на базах ресурсных центров учебных заведений и профильных производственных кафедр, образованных на предприятиях. В сетевой экспериментальной площадке ФИРО при Перевозском строительном колледже такая система отрабатывается на протяжении более пяти лет, и уже получен положительный опыт.

К успеху приходят вместе

Учебный центр профессиональной квалификации колледжа интегрирует в себе три основных сектора: ресурсный, информационно­методический центры и на выходе – центр оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК). Важным в развитии подобной системы является создание при учебных центрах базы электронных методических ресурсов, образующих информационно­методический центр. Предполагается на кафедрах предприятий­работодателей сформировать систему независимой оценки и сертификации квалификаций, состоящую из сети ЦОСК.

Социальное партнерство с Российским союзом строителей, Национальным объединением строителей позволяет участвовать в разработке профессиональных систем, стандартов, выстраивании независимой системы оценки качества. Так, колледж в рамках экспериментальной площадки ФИРО апробировал деятельность центра по оценке и сертификации квалификаций выпускников строительной отрасли.

Сетевая форма реализации образовательных программ способствует освоению обучающимися программы с использованием ресурсов нескольких организаций. Таким образом, выполняется задача формирования ресурсно-обеспеченных локальных образовательных сред СПО, посредством которых должно осуществляться формирование навыков решения стереотипных производственных задач разного уровня сложности, автоматизация ранее приобретенных умений и прочее.

При этом важно создать среду, насыщенную профессионально­образовательными ресурсами, важнейшим из которых является коллегиальная идея участников сети, то есть методический ресурс. Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки РФ ставится задача развития учебно-методических комиссий. Цель такой комиссии – координация действий образовательных учреждений, организаций и профессиональных сообществ по разработке и учебно-методическому обеспечению основных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения. Разработанное методическое обеспечение программ находится в совместном пользовании участниками сети и размещено в электронном учебно-методическом кабинете на сайте колледжа.

Практика работы

В сетевом взаимодействии участвуют лидеры профобразования Нижегородской области: Перевозский строительный, Выксунский политехнический, Нижегородский индустриальный колледжи, Нижегородский техникум электроники и связи, Арзамасский коммерческо­технический, Шахунский агропромышленный и Сормовский механический техникумы, имеющие в своей структуре ресурсные центры.

Это объединение вокруг Перевозского строительного колледжа неслучайно: именно это учебное заведение имеет опыт построения союза ссузов в форме консорциума. Кроме того, изучение организации сетевой профподготовки в европейских странах – в частности, в Великобритании, Германии, Финляндии – позволило колледжу выстраивать образовательные технологии с учетом требований WorldSkills и международных стандартов качества.

Материально-техническое обеспечение ресурсных центров – членов сети стало базой для формирования образовательной среды нового типа. Сконцентрированное в ресурсных центрах современное оборудование и технологии профобразования позволяют учреждениям СПО взаимодействовать для освоения студентами наиболее дорогостоящих разделов программ практического обучения и добиваться максимального эффекта при минимизации инвестиций.

В результате была получена уникальная возможность обучения по 300 программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по востребованным на рынке труда профессиям, повышения квалификации и стажировки педагогов. В частности, только в ресурсном центре Перевозского строительного колледжа 14 полигонов и лабораторий.

Сетевое сотрудничество позволяет рассматривать весь студенческий контингент сети как консолидированный ресурс. Это многократно повышает возможности для расширения палитры предлагаемых вариативных профессиональных модулей, факультативов и спецкурсов, дополнительных образовательных программ, которые могут изучаться на базе различных учреждений СПО-партнеров.

Перевозский строительный колледж стал координатором экспериментальной площадки. Образовательные учреждения, ставшие членами сети, предоставляют полигоны и педагогические кадры для реализации ОПОП и программ ДПО, разрабатывают учебно-методическую документацию в рамках реализуемых программ, участвуют в разработке профстандартов. Работодатели формируют квалификационные требования для работников предприятий, организуют профильные производственные кафедры, предоставляют места для практики, участвуют в профориентировании и формировании социального заказа.

Эффективное функционирование ОУ в сети обеспечивают следующие условия:

  • создание образовательной среды на основе интеграции промышленно­образовательных ресурсов – кадровых, интеллектуальных, материальных;
  • создание электронной информационно­образовательной среды;
  • создание центров сертификации квалификаций на основе партнерства с объединением работодателей для объективной оценки компетенций.

В соответствии с обозначенными задачами разработан план развития сетевой экспериментальной площадки. Важным этапом стала отработка сетевого взаимодействия через учебный центр профессиональной квалификации (УЦПК). Предметом его деятельности является реализация образовательных программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций (программы ДПО), и разработку учебно-методического обеспечения их реализации.

Целью УЦПК является обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом актуальных и перспективных потребностей рынков труда. Все программы имеют положительные заключения объединений работодателей и крупных компаний отрасли.

Для достижения цели центр осуществляет следующие виды деятельности:

  • образовательная деятельность по реализации программ, направленных на освоение и совершенствование профессиональных квалификаций (программ профессионального обучения и ДПО);
  • оказание услуг в области профориентирования;
  • учебно-методическая деятельность;
  • производство товаров и услуг по профилям обучения в РЦ.

УЦПК реализует более 100 программ, в том числе и с применением дистанционных технологий. Обучение по данным программам, имеющим модульную основу, могут проходить не только частные заказчики из числа взрослого населения и работники предприятий­партнеров, но и студенты колледжа, студенты и педагогические работники ссузов, являющихся членами сети.

В результате ежегодно более 2 тыс. человек по заявкам работодателей проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Высокое качество знаний, умений и навыков выпускников подтверждают многие стратегические предприятия региона.

Еще одним актуальным направлением развития сетевого взаимодействия с бизнес-сообществом является создание профильных производственных кафедр на предприятиях: например, на Пешеланском гипсовом заводе, ряде организаций по строительству и эксплуатации дорог и мостов.

Закономерный итог

Мониторинг качества подготовки кадров, традиционно проводимый объединениями работодателей в области строительства, в 2012 году принес Перевозскому строительному колледжу заслуженное признание. Колледж был признан победителем национального конкурса «Строймастер-2012» в номинации «Лучшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов рабочих профессий для строительной отрасли России». В этом же году Российский союз строителей наградил колледж почётным знаком «Строительная слава» за вклад в модернизацию профессионального образования. А вскоре ссуз в номинации «За успехи в подготовке кадров дорожников» в четвертый раз стал победителем всероссийского конкурса «Дороги России­2012», проводимого президиумом объединения «АСПОР» и ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

На олимпиадах профессионального мастерства, проведенных министерством образования области в 2013 году, студенты Перевозского строительного колледжа заняли четыре первых места.

Таким образом, сетевое взаимодействие существенно повышает как привлекательность образовательной среды СПО, так и ее эффективность, обеспечивающуюся путем полного удовлетворения актуальных образовательных потребностей без дополнительных затрат.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Республиканский колледж культуры (г. Владикавказ): Верность традициям
Особенности нижегородского профессионального образования
Опыт дуального обучения в Германии, Казахстане, России
Ставропольский кооперативный техникум экономики, коммерции и права: Шаги к успеху
Ардонский аграрно-технологический колледж: Путь к вершинам
Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
Профессии и специальности завтрашнего дня
Модель подготовки специалиста
Курс – на международное сотрудничество
Сетевой университет СНГ

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ