Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ресурсные центры – модель современная и перспективная

Оптимизация, ликвидации, реорганизации, переход на новые федеральные государственные стандарты, постоянное изменение нормативной базы, определенная пассивность работодателей – все это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются колледжи и техникумы в рамках модернизации профессионального образования.

Просмотров: 2837

А.В. НИКИТИН, директор Калужского колледжа информационных технологий и управления

Е.Е. ИВАНОВА, заместитель начальника учебного центра автомобилестроения

Л.Н. МЕДВЕДЕВА, заведующая мастерской сварочного производства

Профессиональное образование в нашей стране переживает тяжелые времена. Особенно это касается начального и среднего звена. Начальное – скоро прекратит существование, а среднее – будет заниматься подготовкой специалистов и за себя, и за «младшего брата». Оптимизация, ликвидации, реорганизации, переход на новые федеральные государственные стандарты, постоянное изменение нормативной базы, определенная пассивность работодателей – все это лишь часть проблем, с которыми сталкиваются колледжи и техникумы в рамках модернизации профессионального образования. При этом задачу по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена никто не отменяет.

КАЖДЫЙ регион решает возникшие проблемы по-своему. В частности, в Калужской области проведена оптимизация сети близких по профилю учреждений профессионального образования, и на базе одной из площадок создан учебный центр по ключевому направлению развития региона – автомобилестроению. Известные в мировом масштабе концерны – такие как «Фольксваген», «Пежо», «Ситроен», «Митсубиши», «Вольво» – закрепили в Калуге свои позиции, и производство на их предприятиях набирает обороты. В создавшихся условиях высока потребность в квалифицированных кадрах, способных обеспечить такое качество выпускаемой продукции, которое соответствовало бы современным международным требованиям безопасности и эксплуатации автомобилей. Запросы к работникам постоянно растут, и это обосновано, поскольку производители всего мира без устали совершенствуют выпускаемую продукцию, повышая ее популярность и доступность.

УЧЕБНЫЙ центр Калужского колледжа информационных технологий и управления работает с 2007 года, и, если говорить об итогах прошедшего периода, получается, что совместная деятельность образовательного учреждения и обучающих компаний (Vokswagen Bildungsinstitut, AFPA) позволила создать обширную базу данных по программам различного уровня подготовки. Стоит отметить, что учебные планы и программы по профессиональной подготовке, дополнительному профобразованию и повышению квалификации, которые в ней содержатся, адаптированы к конкретным производствам, а при обучении студентов учитывается не только отечественный, но и зарубежный опыт. Более 20 преподавателей и мастеров прошли стажировку и сертификацию в учебных центрах России и Западной Европы. Теперь им подвластны практически все операции технологического процесса, связанного с производством легковых автомобилей. Исключение составляют только два направления – «Литьё» и «Штамповка».

К настоящему времени в ресурсном центре автомобилестроения прошли обучение по различным программам более 8 тыс. человек. Основными заказчиками на подготовку специалистов являются компании «Фольсксваген Груп Рус» и «Пежо-Ситроен-Митсубиши Авто Рус».

Сейчас учебный центр является ресурсным центром отрасли «Машиностроение». Главное преимущество такой организации – возможность обучать высоким технологиям современного производства не только взрослое население, но и студентов технических учреждений. Ведь отраслевой ресурсный центр располагает и квалифицированными преподавателями, и современными учебно-производственными мастерскими и лабораториями. Правда, часть объектов материальной базы – например, покрасочные камеры, мастерские автоэлектрики, крупноузловой сборки, автодиагностики – достаточно специфична и заточена в основном под автомобильную промышленность. Но есть и унифицированные лаборатории – АСУТП, электротехники, робототехники, гидравлики, пневматики, логистики, промышленной энергетики, материаловедения, IT, – в которых можно обучать специалистов для любых видов производства.

С 2010 года колледж совместно с концерном «Фольксваген Груп Рус» внедряет адаптированную к региональным условиям дуальную систему обучения студентов. В 2012 году первые группы завершили обучение по направлениям «Мехатроника» и «Автомехатроника». Проект оказался успешным. Это позволило транслировать наработанный опыт в другие регионы Российской Федерации. Самое главное, что интересует наших коллег, а также руководителей и сотрудников министерств и ведомств из других областей и республик – подходы к обучению как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны работодателя. Состав материально-технической базы ресурсного центра – на втором месте.

ПРИ ОБУЧЕНИИ специалистов нового уровня следует принимать во внимание различные факторы: базовую подготовку слушателей, степень образованности, отличие отрасли, в которой они трудились ранее, профессиональный опыт, мотивацию. Не все это, к сожалению, понимают. Нельзя также забывать о разном уровне подготовки и индивидуальных способностях взрослых, пришедших получить новую профессию. Поэтому методика подразумевает наличие индивидуального подхода к каждому стажеру.

При отборе кандидатов в группы дуального обучения тоже существуют особенности. Все студенты проходят интервьюирование, а также выполняют индивидуальную и групповую практические работы. Далее проводится комплексный анализ и отбор кандидатов. С каждым студентом, прошедшим отбор, предприятие заключает ученический договор. Концерн успешно реализует на производстве известную с советских времен систему наставничества. Причем обмен информацией между мастером в учреждении и наставником на предприятии
осуществляется ежедневно.

Также не все предприятия и не во всех регионах готовы пойти на существенные инвестиции в образование. По-видимому, работодатель еще не готов «выращивать» для себя специалистов, как самое малое, со студенческой скамьи.

Приведем еще два аргумента в пользу социального партнерства. В апреле текущего года студент колледжа, обучавшийся по направлению «Мехатроника», принял участие во всемирной выставке в Ганновере, где представлял одну из новых разработок компании «Фольксваген Груп Рус». А нынешним летом один из лучших выпускников колледжа, специалист по автомехатронике, поедет на всемирный слет выпускников 2012 года в Лейпциге.

Оснащение, методическую базу ресурсного центра автомобилестроения и существующую здесь систему подготовки специалистов в разное время высоко оценили представители из других регионов – Белгородской, Калининградской, Нижегородской, Ульяновской, Тюменской областей, Республики Татарстан, Приморского края, а также Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев и министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов.

Пример успешной работы по подготовке специалистов из числа взрослого населения и студентов, основанной на взаимодействии с профильными предприятиями, взят в регионе за основу. В ближайшей перспективе будет создано еще несколько ресурсных центров по ключевым направлениям экономического развития области – фармацевтической промышленности, металлургии, сельскому хозяйству. Предприятия в этих отраслях либо уже производят продукцию, либо скоро будут введены в эксплуатацию. А основными условиями их успешной работы являются современное оборудование и наличие высокопрофессиональных специалистов, способных его обслуживать. Калужская область находится недалеко от столицы, здесь имеется большое количество различных производств. С учетом этих факторов набрать дипломированных специалистов, имеющих в своем багаже и опыт производственной деятельности, и соответствующую теоретическую подготовку, – задача не из легких. Зная об этом, многие предприятия принимают решение обучать своих работников. Но где: в своих цехах и собственными силами или в соответствующих учебных заведениях?

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ обучение специалистов непосредственно на предприятии имеет как плюсы, так и некоторые недостатки. К разряду неоспоримых преимуществ можно отнести возможность оперативного реагирования на изменяющиеся потребности производства в количественном и качественном соотношении рабочей силы. Не менее важным положительным моментом является и то, что подготовка осуществляется с учетом конкретного, возможно, специфичного оборудования, эксплуатирующегося на данном предприятии. Как правило, учебные программы откорректированы так, что в полной мере учитывают особенности и технического оснащения, и производственного процесса, а это позволяет значительно повысить эффективность и результативность обучения.

Зачастую решающим аргументом при выборе способа профессиональной подготовки является минимальный по времени отрыв работника от производственного процесса, характерный для обучения на предприятии. Но получить право на осуществление образовательной деятельности непросто, для этого нужно в полной мере соответствовать лицензионным требованиям. Наличие значительной материально-технической базы, программного обеспечения, библиотеки, штата сотрудников, занимающихся вопросами подготовки персонала, и прочих важных аспектов является непременным условием для качественного и эффективного ведения образовательного процесса. Крупное, стабильно развивающееся предприятие вполне может позволить себе соответствующие расходы, а малое или среднее, с небольшой численностью работников, такими ресурсами не располагает.

Как правило, наиболее значимым недостатком подготовки на производстве является отсутствие квалифицированного педагогического персонала, владеющего различными методами и формами организации инновационного обучения на уровне, позволяющем значительно повышать качество знаний слушателей. Преподавателями чаще всего являются самые опытные, знающие свою область деятельности специалисты. Но далеко не каждый из них, обладая необходимыми знаниями, способен транслировать их окружающим, тем самым мотивируя на обучение.

ОСНОВНЫМ критерием оценки любого действия является достижение поставленных целей. Но в условиях рыночной экономики, безусловно, актуальны вопросы: сколько это стоит, и нет ли наиболее экономичных способов решения задачи, которые ни в коей мере не ухудшают качество выпускаемого продукта или услуги? Сопоставив все факторы, в Калужской области пошли по пути создания и развития отраслевых ресурсных центров, которые оснащены новейшим оборудованием и имеют квалифицированных преподавателей с опытом работы в области профессиональной подготовки, владеющих современными методиками обучения. В этих учреждениях будет использоваться система обучения, близкая к дуальной. Ресурсные центры являются наиболее перспективной и, безусловно, конкурентоспособной формой подготовки квалифицированных специалистов для предприятий любой отрасли.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: калужский колледж информационных технологий и управления, СПО, ресурсные центры, образовательные технологии, ао-63

Похожие материалы:
В интересах отрасли и выпускников
Актуальность и перспективы дуального обучения
Новая высота
Сетевой университет СНГ
Знак вопроса похож на петлю
Дистанционное обучение: методологическая культура преподавателя
Когда найти работу сложно
Качество и доступность как условие формирования многоуровневой образовательной среды
Через тернии – к звёздам
Опорное учреждение краевой стажировочной площадки

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#104Филиал ОмГПУ в г. Таре реализует стратегические проекты
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#107Псковский госуниверситет развивает экспортный потенциал региональной системы образования
#100Перечень основных стратегических документов Правительства РФ в сфере образования за 2017 год
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний