Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс

Инновационная деятельность университетского комплекса заключается во внедрении и использовании новых методов и технологий обучения, формирующих у слушателей аналитическое и прогностическое мышление и развивающих необходимые навыки, умения.

Просмотров: 2151

Три в одном

ЗАДОРОЖНЫЙ Василий Никифорович, ректор Сыктывкарского государственного университета, доктор экономических наук, профессор

Сыктывкарский государственный университет (СыктГУ), созданный в 1972 году, является признанным центром высшего образования, науки и культуры на северо-западе Российской Федерации. Такая характеристика заслужена: руководство, преподаватели и сотрудники делают для укрепления авторитета достаточно много. В университете открываются новые факультеты, колледжи, кафедры, учебно-научные структуры и подразделения, вводятся в строй и модернизируются аудитории, компьютерные классы. О серьезности преобразований говорит, например, такой факт: из внебюджетных средств на ремонт и приобретение оборудования для учебных помещений расходуется в среднем до 20 млн. рублей в год и почти 2,5 млн. рублей – на командировки преподавателей и сотрудников в связи с повышением квалификации и участием в научно-технических мероприятиях.

Развитие вуза изначально основывалось на концепции классического университетского образования, признании единства учебного и научного процессов, обучения и воспитания. Благодаря сочетанию традиций, инноваций и усилий коллектива эти позиции сохранились до сих пор. Даже в период кардинальных социально-экономических преобразований университету удалось не только сохранить единство учебно-научного комплекса, но и открыть новые специальности и направления, а также организовать обучение по программам среднего специального и дополнительного профессионального образования. Благодаря централизации финансовых ресурсов была создана сбалансированная образовательная система, адаптированная к условиям российской экономики.

Сегодня вуз является университетским комплексом, включающим все ступени и формы общего среднего, среднего специального, высшего образования, аспирантуру и систему дополнительного профессионального образования, а также инновационные подразделения, оказывающие услуги организациям и населению Республики Коми: социотехнопарк, бизнес-инкубатор, общественные приемные, художественный салон. В вузе разработана программа непрерывного образования «лицей – колледж – вуз – институт дополнительного профессионального образования – аспирантура».

Инновационная деятельность университетского комплекса заключается во внедрении и использовании новых методов и технологий обучения, формирующих у слушателей аналитическое и прогностическое мышление и развивающих необходимые навыки, умения. Обучение строится как на использовании классических (лекции, практические занятия, семинары), так и активных методов (ролевые и организационно-деятельностные игры, интеллектуальные разминки, обсуждение конкретных ситуаций, тренинги, видеотренинги, работа в малых группах, круглые столы, модерации, работа в научных и производственных коллективах). В преподавании применяются разнообразные технологии, что способствует:

  • интеграции теории и практики;
  • демонстрации различных позиций и точек зрения;
  • формированию навыков эффективного поведения в различных ситуациях;
  • развитию навыков коммуникативной компетенции, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими и принимать коллективные решения;
  • развитию практического опыта.

Эффективность применяемых методов обучения обеспечивается высоким уровнем профессионализма преподавателей, имеющих опыт практической и консалтинговой деятельности, а также освоивших различные программы повышения квалификации: стажировки в европейских школах бизнеса, тренинги в рамках международного проекта «Делфи», коучинг со стороны западных экспертов, обучение по программам повышения квалификации в рамках федеральной программы подготовки управленческих кадров.

В условиях реформы образования, демографического спада и ресурсных ограничений университет стремится сохранить позиции ведущего вуза Республики Коми, то есть:

  • готовить квалифицированные кадры, способные внести эффективный вклад в интеллектуальное, социально-экономическое, культурное и этническое развитие региона и России;
  • развивать фундаментальную и прикладную науки как основу высокого качества образования;
  • активно воздействовать на социально-экономическое и духовное развитие республики и Северо-Западного федерального округа.

Так как в отрыве от классической науки невозможно создать конкурентоспособный, инновационный, финансово эффективный предпринимательский вуз с диверсифицированными доходами и обеспечить высокое качество подготовки специалистов и ученых-исследователей, университет подписал договор о творческом сотрудничестве с институтами Коми НЦ Уральского отделения РАН. Это позволяет коллективам учреждений-партнеров совместно проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, в первую очередь, по темам, имеющим важное народнохозяйственное значение для республики, рациональнее использовать потенциал преподавателей, учебные площади, лабораторное оборудование, библиотеки, помещения для спортивных и культурных мероприятий, координировать работу по информационному обеспечению учебного и научного процессов.

В рамках договора с 2001 года по настоящий день осуществляется плодотворная работа в научной, научно-организационной, образовательной, учебно-методической и других областях. Значительный прогресс достигнут в создании совместных научно-образовательных структур.

Инновационный комплекс университета – это интегрированный центр, который способен решать многие проблемы экономики Республики Коми и России и выпускать специалистов, наделенных знаниями и умениями, отражающими состояние науки и опыта сегодняшнего дня, готовых к дальнейшему профессиональному росту.

Отличительные особенности комплекса:

  • качественный кадровый состав сотрудников;
  • гибкая система подготовки специалистов, отвечающая требованиям экономики региона;
  • современный комплекс информационных и прочих ресурсов;
  • возможность реализации сквозного плана подготовки специалистов на базе, отвечающей требованиям мирового уровня;
  • высокий уровень научных и инновационных работ;
  • пропаганда здорового образа жизни, патриотизма, освоения культурного наследия предыдущих поколений;
  • контакты и взаимодействие с зарубежными партнерами, что предполагает обмен студентами, магистрами, аспирантами, преподавателями, совместные научные, образовательные и инновационные проекты.

Образовательные преимущества:

  • крупнейшее высшее учебное заведение в Республике Коми, в котором обучается более 7 тыс. студентов;
  • университетский тип образования, для которого характерна фундаментальность, широта кругозора, особая методологическая культура, навыки аналитической работы;
  • укомплектованный штат преподавателей, из которых более 72 процентов имеют ученые степени и звания, участие в учебном процессе известных в своих областях специалистов-практиков;
  • развитая материально-техническая база, включающая современные компьютерные классы с выходом в Интернет, мультимедийные классы, библиотеку с новейшей литературой, специализированные спортивные залы, плавательный бассейн;
  • использование новых форм, методов и схем обучения, базирующихся на передовых достижениях образовательных технологий (ситуационное обучение, деловые игры, методы компьютерного моделирования);
  • организация зарубежных стажировок в США, Канаде, Англии, Германии, Франции, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, Китае, Японии и других странах;
  • возможность непрерывного образования (бакалавриат – магистратура – аспирантура);
  • возможность получить параллельно второй диплом (юриспруденция, экономика, психология) или дополнительную квалификацию.

Социальные преимущества:

  • медицинское обслуживание студентов и сотрудников на базе здравпункта и санатория-профилактория;
  • возможность заниматься в 20 коллективах, созданных на базе центров художественного творчества и творческой фотографии;
  • формирование здорового образа жизни в секциях спортклуба, центра по туризму.

Трудоустройство.

В университете активно работает центр содействия трудоустройству учащейся молодежи и выпускников, который проводит разнообразные тематические мероприятия (презентации компаний, профориентационные лекции и экскурсии, мастер-классы, дни карьеры), распространяет тематическую литературу и периодические издания по вопросам карьеры, а также совместно с деканами факультетов и выпускающими кафедрами регулярно организует стажировки студентов. В 2003 году по инициативе центра создана ассоциация выпускников, активистами которой целенаправленно формируется специализированный банк данных о специалистах, окончивших СыктГУ, и оказывается помощь в трудоустройстве тем, кто в этом нуждается.

Политика Сыктывкарского государственного университета в области создания научно-образовательного инновационного комплекса является примером реализации сложной системы управления, определяющей долговременное устойчивое развитие регионального вуза. Важнейшие принципы этой политики: постоянное повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и сотрудников, совершенствование учебно-методической деятельности и средств обучения, внедрение инновационных образовательных технологий, интеграция с научным и бизнес-сообществом.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: василий задорожный, республика коми, сыктывкарский государственный университет, ВПО, личный опыт, ао-48

Похожие материалы:
КемГМА: варианты решения кадровой проблемы
ВГИ – история горного образования и науки Заполярья
Республика Коми: необходимо осовременить систему профобразования
Владикавказский институт управления - вуз с креативным характером
Развитие не бумажной, а живой науки
Александр Радьков: о кадрах для туристической отрасли
Ориентир – личность выпускника
Институт цивилизации (г. Владикавказ)
Объединить научное пространство Арктики
В движении к работодателю

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 8 (116) 2019

Послание Президента РФ Федеральному собранию, без преувеличения, стало самым значимым инфоповодом последнего времени. Помимо инициатив по изменению в политической, социальной и других сферах, Владимир Путин озвучил предложения по трансформации системы российского образования. Логичным и весьма быстрым воплощением «слова в дело» стала смена глав двух ведомств: Минобрнауки и Минпросвещения. Что за этим последует - как всегда, покажет время, ну а мы будем держать вас в курсе.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Качество образования: уровень международный
В апреле 2019 года Нижегородским государственным педагогическим университетом им. Козьмы Минина...
Новые открытия и большие возможности
Сибирский государственный университет водного транспорта стремится стать центром формирования...
Дайджест № 116 «Аккредитация в образовании»
В новом номере читайте. Валерий Фальков и Сергей Кравцов возглавили Минобрнауки и Минпросвещения....
НСК: работа над ошибками и планы на перспективу
Статья постоянного автора «АО» Владислава БОРОДАЧЁВА продолжает начатый ещё в 2015 году цикл...
Из журнала
#112Участие в чемпионатах WorldSkills Russia как условие повышения качества профподготовки
#111Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#108Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
#110Профессиональная подготовка медицинских специалистов
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ