Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Объединить научное пространство Арктики

МГТУ работает в рамках тесной интеграции науки и образования. Он входит в Арктическую ассоциацию вузов России, которая объединяет университеты, в том числе Северный (Арктический) федеральный университет и научно-исследовательские институты, которые занимаются проблемами исследования Арктики.

Просмотров: 2129
Светлана ДЕРКАЧ, проректор по научной работе Мурманского государственного технического университета, доктор химических наук, профессор

Одним из значимых направлений деятельности Мурманского государственного технического университета (МГТУ) является взаимодействие вуза с академическими институтами. О том, каким образом в высшем учебном заведении проходит процесс интеграции науки и образования, нашему журналу рассказала Светлана ДЕРКАЧ, проректор по научной работе Мурманского государственного технического университета, доктор химических наук, профессор.

– Светлана Ростиславовна, какие направления научно-исследовательской деятельности являются приоритетными для вашего вуза?

– Приоритетные направления определяются особенностями географического положения Мурманской области и необходимостью развития рыбопромышленного комплекса, освоения биологических, минеральных и углеводородных ресурсов Севера. Наши научные исследования имеют как фундаментальный, так и прикладной характер. К первым нужно отнести изучение геофизических процессов в Арктике, геологии Кольского полуострова и Арктического морского шельфа. Прикладные научные работы проводятся в области техники и технологии переработки гидробионтов, судовождения, промышленного рыболовства и технической эксплуатации рыбопромышленного флота, химии, экологии.

В качестве примера приведу программно-аппаратный комплекс «МИСт», разработанный на кафедре автоматики и вычислительной техники МГТУ. Он позволяет значительно уменьшить себестоимость производства консервной продукции за счет снижения затрат ресурсов при стерилизации. В 2010 году разработчик комплекса, старший научный сотрудник А.В. Власов был награжден золотой медалью Х Московского международного салона инноваций и инвестиций.

Годом раньше МГТУ получил диплом первой степени и золотую медаль на Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» за новаторскую разработку «Технологическая жидкость для перфорации и глушения нефтяных скважин». Это совместная работа кафедры химии и кафедры механики сплошных сред и морского нефтегазового дела.

– Каким образом в Мурманском государственном техническом университете происходит процесс интеграции науки и образования? Расскажите, пожалуйста, о том, как результаты научных исследований ваших ученых используются в образовательном процессе вуза.

– МГТУ работает в рамках тесной интеграции с Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича и Кольским научным центром РАН (в его институтах созданы базовые кафедры университета). Студенты занимаются в прекрасно оборудованных лабораториях академических институтов, проходят производственную практику в полевых экспедициях и на экспериментальных участках Полярно-альпийского ботанического сада.

Ежегодно в университете организуется студенческая научно-техническая конференция, на которую представляется около 2 тыс. устных и стендовых докладов. Это свидетельствует о том, что курсанты и студенты МГТУ активно включаются в научно-исследовательскую деятельность. Например, кафедра радиотехники и радиотелекоммуникационных систем давно и плодотворно занимается разработкой «карусельных» антенн. В проектировании, расчетах, создании макетных образцов участвуют студенты. Самые талантливые достигают больших успехов на отраслевых и всероссийских конкурсах.

Университет располагает учебно-экспериментальным цехом, который стал полигоном для внедрения инновационных технологий и оборудования пищевых производств. Студенты-технологи занимаются здесь, создавая новые виды рыбной продукции. И подобных примеров немало.

– Университет входит в Арктическую ассоциацию вузов России, одной из главных целей которой является организация сотрудничества в научно-исследовательской сфере между высшими учебными заведениями Арктического региона. Какие наиболее результативные совместные проекты вы бы отметили?

– Эта ассоциация была создана в 2009 году по инициативе ректора нашего университета, профессора А.М. Ершова. Она объединяет университеты, в том числе Северный (Арктический) федеральный университет и научно-исследовательские институты, которые занимаются проблемами исследования Арктики.

В партнерском содружестве мы выступаем при образовании технологических платформ по освоению биологического и углеводородного сырья. В рамках ассоциации созданы научно-образовательные центры: «Морские экосистемы», «Нефтегазовое дело», «Инфраструктура Арктики», Научно-образовательный центр по переработке гидробионтов.

В 2011 году стартовал международный проект CETIA, который направлен на изучение биологических ресурсов Арктики. В нем участвуют партнеры по Арктической ассоциации вузов России и университет норвежского города Тромсё. Кроме того, проект включает образовательную составляющую: будет разработана общая магистерская программа по экологической безопасности.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мурманский ГТУ: отраслевое образование региону
Формирование специалиста и личности
Педагогические кадры для Башкортостана
Актуальные проблемы лесного образования
Сергей Агарков: «Мы должны отвечать современным требованиям»
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Ориентир – личность выпускника
В движении к работодателю
Непрерывность образования - залог его качества
Челябинская область - научные результаты мирового уровня

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ