Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Так просто в рейтинг не попасть

«Российские университеты в мировом контексте: что делать с формальными разрывами» - так называлась открытая лекция Андрея Щербенка, приглашенного в Томск. Основное внимание лектор уделил собственно рейтингам как наиболее эффективному инструменту оценки вузов во всем мире.

Просмотров: 1238

«Российские университеты в мировом контексте: что делать с формальными разрывами» - так называлась открытая лекция Андрея Щербенка, приглашенного в Томск НОЦом «Социально-политические исследования технологий». Кроме многочисленных студентов послушать соображения столичного ученого пришли преподаватели и деканы разных факультетов, а также проректора ТГУ Эдуард Галажинский и Сергей Кирпотин.

Андрей Щербенок, доцент СПбГУ и PhD Калифорнийского университета в Беркли (США), профессор практики Московской школы управления «Сколково», не понаслышке знаком с проблемами «невидимости» российских университетов в мировых рейтингов. Он имеет опыт опыты и исследований в Колумбийском университете (США) и Британской академии (Великобритания), а также является сотрудником Центра образовательных разработок «Сколково», и в этом качестве руководил проектной работой в программе «Перспективы Архангельского региона: стратегии и ресурсы развития».

Основное внимание лектор уделил собственно рейтингам как наиболее эффективному инструменту оценки вузов во всем мире, подробно рассказав о том, почему необходимо рейтингование, о видах, особенностях и методологиях основных мировых рейтингов.

- По имеющимся данным, 20% студентов не считают важным место расположения университета, - подчеркнул Андрей Валерьевич. – Еще меньше – 15% - придают значение цене обучения. Главное – репутация университета и качество образования, а университет может хоть в пустыне находиться. Все больше студентов учатся не в той стране, откуда родом, и российские студенты тоже включились в этот процесс. А это значит, что теперь мы должны бороться не только за иностранных, но и за наших абитуриентов, чтобы в России не оставались только самые бедные и глупые.

Чтобы проиллюстрировать трудности, которые ожидают российские классические университеты при вхождении в мировое пространство, Андрей Щербенок напомнил слушателям историю здания в Массачусетсе, известного как «Building 20», имеющего репутацию самого креативного места на планете. В этом доме – не очень уютном, некрасивом и, по сути, подлежащим сносу – ученые самых разных областей оказались предоставлены сами себе: они общались, строили фантастические планы. Если нужно было для опытов – ломали перегородки и перекрытия. В результате именно здесь была изобретена первая видеоигра, родилась высокоскоростная фотография и физика микроволн, и т.д.

- Главный корпус вашего университета – совсем другой, это красивое здание с колоннами. Его не переделаешь так легко, как «Building 20». Но мы говорим сейчас, конечно, не о зданиях, а о том, что наше наследие тормозит нас, не дает развиваться так динамично, как требует время.

Также основными препятствиями, считает Андрей Валерьевич, являются: недостаточность стимулов для радикальных трансформаций, инерция прошлого, институциональная культура и так называемые «личные контракты» («как можно уволить моего бывшего научного руководителя, ведь он хороший человек, несмотря на то, что уже десять лет ничего не пишет»), а также «корпоративное бессознательное». Несмотря на это, Андрей Валерьевич оптимистично смотрит в будущее:

- Я считаю, что у людей есть стремление к самосовершенствованию. Россия хочет успеть, говоря образно, оказаться в вагоне, а не остаться на перроне и смотреть вслед уходящему поезду. И поэтому нужно осознать, что необходимы кардинальные изменения, и воспользоваться государственной поддержкой.

Одним из самых спорных моментов лекции оказался тезис о том, что «в будущее возьмут не всех»:

- Весь университет «вытянуть», скорее всего, не удастся, - размышляет Андрей Валерьевич. – Развивать необходимо только конкурентоспособные области, самые сильные направления. Такова реальность, и это надо понять.

Развернувшаяся после лекции дискуссия показала, что присутствующие глубоко озабочены сложившейся ситуацией. Но, как сказал первый проректор ТГУ Эдуард Галажинский, у нас нет выбора, мы уже работаем по программе 5-100:

- Наш университет попытается реализовать собственную модель развития, которая получила одобрение Минобнауки. Мы не будем отказываться от социально-гуманитарного блока как «лишнего», наоборот – будем мотивировать людей, учить их. Нельзя забывать, что региональные университеты выполняют такие важнейшие функции, как социокультурная и геополитическая.

Поблагодарив Андрея Валерьевича за визит и интересную, хоть и неоднозначную лекцию, Эдуард Галажинский призвал собравшихся и в дальнейшем активно участвовать в обсуждении университетских проблем.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Мониторинг вузов и филиалов в 2013 году
Олег Сергеев о мониторинге эффективности вузов
РГГУ сможет рассчитывать на повышенное государственное внимание к своему развитию
Негосударственные вузы: есть надежда, что завтра будет лучше
Международный рейтинг университетов U-Multirank
Прорыв Томского госуниверситета в рейтинге QS
В Минобрнауки одобрили новые подходы к оценке вузов
Результаты Мониторинга эффективности вузов за 2013 год
На пути вхождения в мировую элиту
Опыт Тайваня в сфере повышения международной конкурентоспособности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ