Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Создать эффективную систему профобразования

На сегодняшний день в стране модернизирована только пятая часть профессиональных образовательных организаций. Вопрос о совершенствовании системы среднего профессионального образования стал основным на заседании Правительства РФ 12 февраля.

Просмотров: 414

На сегодняшний день в стране модернизирована только пятая часть профессиональных образовательных организаций

Вопрос о совершенствовании системы среднего профессионального образования стал основным на заседании Правительства РФ 12 февраля. Обсуждался комплекс мер по созданию к 2020 году условий для осуществления в половине профессиональных образовательных организаций подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями, а также мероприятия по мониторингу качества подготовки.

Предваряя обсуждение документа, председатель правительства Дмитрий Медведев отметил:

– Наша цель – создать современную, эффективную систему профессионального образования, которая была бы ориентирована на запросы предприятий, способна удовлетворять потребности нашей экономики.

Глава правительства привел следующие данные. В прошлом году в колледжах обучалось 2,3 млн. человек, ещё полмиллиона проходили подготовку в вузах по программам СПО. Государство активно вкладывается в систему профессионального образования. В рамках соответствующей федеральной целевой программы финансируются образовательные проекты в 45 регионах по 15 приоритетным отраслям экономики. Объём суб­сидий из федерального бюджета на эти цели в 2014 году превысил 1 млрд. рублей. При этом регионы софинансировали расходы ещё на 2 млрд.

В Послании Федеральному Собранию РФ в декабре 2014 года президент В.В. Путин поставил задачу – обеспечить к 2020 году как минимум в половине колледжей и техникумов страны подготовку по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. В соответствии с этим Минобрнауки РФ разработан и внесён проект распоряжения правительства об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы.

С основным докладом на заседании правительства выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, кратко охарактеризовав настоящее состояние системы СПО. В частности, последние два года происходят структурные изменения. Это обусловлено и завершением в 2012 году процесса регионализации системы профессионального образования (соответ­ствующие полномочия закреплены за регионами), и переходом от двухуровневой системы НПО и СПО к одному уровню среднего профессионального образования с реализацией двух типов программ – подготовки квалифицированных рабочих и подготовки специалистов среднего звена. В регионах наблюдается также чёткая тенденция развития кластерных моделей управления подготовкой кадров, что позволяет наиболее эффективно использовать потенциал государственно-частного партнёрства и распределять ресурсы системы профессионального образования – кадровые, материально­технические, финансовые и другие.

Мониторинг процессов, происходящих в регионах после передачи им организаций профессионального образования, осуществляемый Минобрнауки РФ, показывает, что, во-первых, происходит укрупнение профессиональных образовательных организаций. В настоящее время средний контингент колледжа составляет 1 тыс. студентов. Ещё несколько лет назад эта цифра равнялась 350‑400. Второе – выросла привлекательность среднего профобразования для выпускников девятых классов. За пять лет доля тех, кто выбирает для продолжения образования СПО, увеличилась на 10 процентов – до 44, с 400 до 500 тыс. человек. Наконец, во всех регионах сегодня разработаны и реализуются региональные программы развития профессионального образования, в которых предусмотрено софинансирование со стороны работодателей. Активно создаются советы по управлению системой профобразования, в состав которых включаются представители ключевых работодателей.

Тем не менее, сделал вывод докладчик, темпы движения вперёд пока недостаточны. На сегодняшний день в стране модернизирована в соответствии с современными требованиями только пятая часть профессиональных образовательных организаций.

Министр подчеркнул, что обсуждаемый документ – комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО на 2015-2020 годы, – согласован со всеми субъектами РФ, с Минтруда, Минпромторгом, Минэкономразвития, Минфином, Агентством стратегических инициатив. Он обсуждался также на площадках комитетов Госдумы РФ по труду и социальной политике, по образованию, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Комплекс мер направлен на решение трёх системных задач: обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики, консолидацию ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы среднего профобразования, контроль качества подготовки кадров.

В этой связи предложены мероприятия, реализация которых, по мысли разработчиков, будет способствовать решению поставленных задач – с учётом современных международных стандартов и передовых технологий подготовки кадров. Это включает изменение и законодательной базы, и содержания образования, внедрение практикоориентированных методов обучения и непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО, а также создание системы мониторинга и контроля качества подготовки. Ряд мероприятий, включая развитие системы национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, направлен на повышение престижа рабочих профессий.

В отношении совершенствования законодательной базы, помимо разработки профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, для подготовки по наиболее востребованным и перспективным профессиям СПО будут также разработаны нормативно-правовые акты федерального уровня, обеспечивающие усиление контроля качества подготовки и уровня применяемых технологий обучения, обязательные для применения в регионах. Документом предусматривается также внесение изменений в законодательство в части мотивации предприятий к участию в практикоориентированной модели подготовки рабочих кадров, то есть дуальном обучении, в том числе в развитии материально­-технической базы профессиональных образовательных программ.

Для реализации комплекса мер планируется государственная поддержка в объёме примерно 5 млрд. рублей в рамках государственной программы развития образования. Министр образования и науки подчеркнул, что планируемые субсидии федерального бюджета субъектам РФ будут направлены на оснащение профессиональных образовательных организаций современным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием, актуализацию совместно с работодателями образовательных программ, учебно-методического обеспечения и повышение квалификации педагогических кадров. С целью контроля над выполнением мероприятий определены целевые индикаторы и показатели.

Итогом реализации предложенных мер должна стать подготовка кадров с использованием практикоориентированных методов обучения – не менее половины учебного времени студенты будут проводить на производственных площадках организаций или учебно-тренировочных центров. Участие работодателей в управлении региональными системами подготовки кадров будет усилено на всех этапах – от профориентации до трудоустройства. Будет выстроена система непрерывной подготовки педагогических и управленческих кадров для системы СПО, а также обеспечено повышение квалификации не менее 75 процентов педагогических и руководящих работников. Будет создана и система конкурсов и олимпиад профессионального мастерства среди молодёжи и молодых рабочих как механизм актуализации профессиональных и образовательных стандартов и программ, профессиональной ориентации детей и молодёжи, а также получения ежегодной достоверной информации об уровне подготовки студентов по соответствующим профессиям и специальностям.

По итогам обсуждения, в котором приняли также участие губернатор Смоленской области Алексей Островский и министр финансов РФ Антон Силуанов, комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, был в основном одобрен. В решении правительства отмечено, что при доработке документа следует обратить внимание на необходимость законодательного регулирования вопроса мотивации предприятий к участию в практикоориентированной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Также обращено внимание, что требуют проработки Минобрнауки РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти такие вопросы, как внесение изменений в законодательство России, предусматривающих предоставление права профессиональным образовательным организациям выступать учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, включение в проект ФЦП развития образования на 2016-2020 годы мероприятий по поддержке базовых профессиональных образовательных организаций по направлению «Композитные материалы».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Прикладной бакалавриат в колледже
Ключевые проблемы профессионального образования
Зачем нужна сертификация квалификаций
Глобальное образование: перспективы
СПО — важнейший сегмент всей системы образования
Малые инновационные предприятия: в условиях «барьерной среды»
Три этапа развития аккредитации в России
Демографическая яма: прогнозы и вызовы
Почему России нужны федеральные колледжи?
Центры прикладных квалификаций: концептуальные подходы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ