Сокращение количества образовательных организацийМониторинг должен носить рекомендательный характер и проверять, в первую очередь, качество знаний и умений выпускников, а в конечном итоге – помогать образовательной организации совершенствовать учебный процесс. Лучше чем учредитель данный процесс никто не реализует, а значит, образовательные организации должны быть в основной своей массе ведомственными. Просмотров: 233
Оптимизация системы образования – один из самых острых вопросов государственной образовательной политики. Много об этом говорилось и на X съезде Российского союза ректоров. На пленарном заседании акцентировал внимание на излишнем количестве вузов Президент РФ Владимир Путин. При обсуждении темы на секции «Миссия университетов в современных условиях. Повышение качества образования» особо были подняты проблемы отраслевого образования (см. статью ректора Московского государственного университета путей сообщения Бориса Лёвина в «АО», № 75, ноябрь, 2014). По всем позициям коллегу поддержала ректор Уральского государственного аграрного университета Ирина Донник, подчеркнув, что согласно дорожной карте «все отраслевые вузы рано или поздно будут под Минобром». Надо понимать, что при этом количество их изменится. Прошлись и по «органу с репрессивными наклонностями, который решает некие арифметические задачи», – ярко выступил представитель негосударственного сектора ректор Регионального открытого социального института Владимир Петров. То, что звучало в кулуарах, можно обобщить одним словом: «Переживём». Однако, не все. В числе первых под удар попадают филиалы: негосударственные и государственные, маленькие и большие – любые. Всегда ли обосновано? Что думают об этом на местах? Минобрнауки РФ ежегодно проводит мониторинг эффективности образовательных организаций. При оценке учитывается ряд параметров: образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ поступивших на очную форму обучения), международная деятельность (удельный вес иностранных учащихся в общей численности студентов вуза), объем доходов от научно-исследовательской деятельности, доходы в расчете на одного педагогического работника, инфраструктура (общая площадь учебно-научных помещений, находящихся в собственности или оперативном управлении) и дополнительный показатель по инфраструктуре в расчете на одного студента. Критерии эффективности сложно назвать объективными, поскольку они совершенно не привязаны к уровню знаний, которые студент должен получить. Например, как может филиал или небольшой институт приобрести дорогостоящее здание? Естественно, образовательный процесс ведется на арендуемых площадях. Как это влияет на уровень образования? Совершенно не понятно. А легко ли будет создать с нуля новую образовательную организацию? Возможно, это и не требуется. Не ясно также, почему норматив по размеру площади на студента увеличился с 10 до 14 кв. метров? Неужели просто взяли медианное значение данного показателя по региону? Рассмотрим другой критерий – количество иностранных студентов. Очевидно, что образовательная организация готовит специалистов, прежде всего, для своего государства, поэтому изначально увязывать количество иностранцев с качеством образования не стоит. Кроме того, следует всерьез задуматься, не нарушает ли нашу обороноспособность наличие граждан иностранных государств в большинстве образовательных организаций высшего образования страны? Критерий «средний балл ЕГЭ поступивших» свидетельствует в большей степени о престижности вуза, а не о его эффективности. Можно ли ставить в один ряд баллы ЕГЭ столичных и периферийных первокурсников? Всем известно, что многие выпускники школ с высокими баллами едут поступать в вузы центральной части России, а потом, кстати, там и остаются жить. Вместе с тем, например, в соответствии с ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» необходимо повышать закрепляемость населения на удаленных территориях, создавать приемлемые для проживания социальные условия. Весьма сомнителен критерий «объем доходов от научной деятельности». В недавнем прошлом большинство научных хоздоговорных тем образовательных организаций было замкнуто на производство. В каком состоянии это на сегодняшний день? Вопрос риторический. Доход учреждения на одного педагогического работника, и это вполне очевидно, зависит от количества студентов, обучающихся на договорной основе. Данный показатель вступает в противоречие с критерием «средний балл ЕГЭ поступивших». Чем больше примем платных студентов, тем он будет ниже. Берем мало платников – не выполняем один критерий. Берем много – заваливаем другой. Естественно, выполнить данный норматив в центральной части России будет значительно легче, чем на Дальнем Востоке. Учитывается при мониторинге и количество остепененных преподавателей по отношению к общему количеству студентов в вузе. При этом есть один нюанс. Если иностранные студенты и площади считаются по отношению к приведенному контингенту (при подсчете 10 заочников равны одному очнику), то данный показатель учитывает просто общее количество студентов в образовательной организации. Следовательно, соответствовать критерию может только крупная образовательная организация, имеющая большое количество студентов очной формы. Ведь чем больше очников, тем больше учебная нагрузка. Чем больше нагрузка, тем больше преподавателей. Кроме того, необходимо учитывать и размер бюджетного финансирования образовательных организаций, который также весьма разнится. И, наконец, почему пороговые показатели мониторинга эффективности с каждым годом увеличиваются без каких бы то ни было обоснований? Давайте признаем, что основными проблемами современного образования являются демографическая – количество выпускников школ значительно уменьшилось, а также кризис производства, который привел к значительному уменьшению количества рабочих мест и общему падению авторитета рабочих профессий и специальностей (направлений подготовки). Обсуждать демографический спад смысла нет, работа государства в данном направлении ведется. Необходимо, как говорится, немного подождать, а вот с производством надо что-то делать. Именно стагнация производства и демографический спад привели к тому, что колледжи и техникумы были переданы с федерального бюджета на бюджеты субъектов РФ, где в данный момент проходит разрушительный процесс их оптимизации – приведения под потребности региона. Данная участь постигла и ПТУ, которых с принятием нового закона об образовании не стало вовсе: с 1 сентября 2014 года они могут существовать только как первая ступень профессионального образования. На коллегии Минобрнауки РФ при рассмотрении вопроса «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» было акцентировано внимание на «приведении содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными потребностями рынка труда». Теперь дошла очередь до высшей школы? Действительно, нет большого конкурса на технические направления подготовки. Большинство выпускников школ идут на гуманитарные специальности, в том числе юридические и экономические. На самом деле это совсем неплохо – наши дети заняты делом. Можно еще добавить, что очень важный показатель состояния нации – уровень образованности граждан. И стоит серьезно подумать, прежде чем сокращать бюджетные места в вузах и ссузах, как мы их раньше называли, исходя только из рыночной конъюнктуры. Нужно заниматься восстановлением промышленности. По мере её развития будет увеличиваться потребность в специалистах, что в свою очередь, стимулирует развитие образовательных организаций, повысит престиж технических направлений подготовки. В связи с этим нельзя не вспомнить печальный опыт реформирования дошкольного образования. Когда детей было мало, детские сады сокращали, имущество продавали. Спустя несколько лет, после частичного выправления демографической ситуации, приобретали вновь. Вследствие этого реформирования проблема с местами в детских садах до сих пор стопроцентно не решена. Мониторинг, возможно, и нужен, но он должен носить рекомендательный характер и проверять, в первую очередь, качество знаний и умений выпускников, а в конечном итоге – помогать образовательной организации совершенствовать учебный процесс. Лучше чем учредитель данный процесс никто не реализует, а значит, образовательные организации должны быть в основной своей массе ведомственными. В качестве выводов следует отметить, что дальнейшее развитие системы мониторинга в таком русле приведет к уменьшению количества образовательных организаций, в том числе путем объединения и продажи высвободившихся площадей, с безусловным нарастанием социальной напряженности в обществе. Усилится миграция населения в центральную часть страны, что также противоречит интересам государства. Параллельно, согласно дорожной карте образования, идет процесс сокращения штатной численности работников образовательных организаций: на преподавателя с каждым годом приходится все большее количество студентов. Учебный процесс из творческого зачастую превращается в бюрократический. Самое удивительное, что все это идет на фоне потока информации об успехах и инновациях, а ведь впору бить в колокола. Проблема заключается еще и в том, что при значительном увеличении учебной нагрузки преподаватель не способен в полном объеме формировать не только профессиональные, но и общекультурные компетенции обучающихся. Целесообразно усиливать воспитательную составляющую учебного процесса. Необходимость данной меры обусловлена, прежде всего, сложной политической ситуацией в мире. Именно образовательные организации наиболее активно занимаются воспитанием в подрастающем поколении патриотизма, формированием жизненных ценностей и приемлемых для общества моделей поведения. Нужно остановиться, хорошенько осмотреться по сторонам и заняться реальными делами, которые настоятельно требуют своего решения: сначала демографией и производством, затем образованием и наукой. И все это необходимо делать с учетом геополитических интересов государства. В противном случае мы рискуем растерять то хорошее, что ещё осталось. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|