Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №87

Можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок (репортаж «Качество образования: формальность и реальность». Да смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации, если «джин из бутылки уже выпущен»?

Просмотров: 232

Материал опубликован в журнале №87 от 29.04.2016.

Мотова Галина Галина Мотова, главный редактор

Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней. Эта житейская мудрость актуальна в отношении всех происходящих событий, особенно для тех из них, где «точка невозврата» уже пройдена.

Например, ни государственная политика по укрупнению вузов с целью создания федеральных, национальных, опорных и других вузов, ни постановка задачи войти в мировые рейтинги, по большому счету, не учитывают потребности и интересы студентов. Важно понять, что для современных обучающихся – по утверждению руководителя экспертной группы Минобрнауки РФ по развитию ДПО в высшей школе, эксперта в области непрерывного образования взрослых Е.С. Сженова – «мобильность и удобный формат получения знаний гораздо важнее и актуальнее, чем многолетняя история университета-исполнителя, его научные школы и индекс цитируемости ученых» (рубрика «Экспертное мнение»). Может быть, именно поэтому такую популярность набирают Массовые открытые онлайн курсы (MOOC), а из миллионов китайцев, стремящихся получить образование за рубежом, половина пытается расшить кругозор, вырваться из-под родительской опеки или не имеет четкой цели вообще (статья «Китайские студенты за рубежом»).

Но можно ли повысить качество образования, ограничив его доступность? Например, путем сокращения числа вузов и программ по результатам мониторингов и контрольно-надзорных проверок (репортаж «Качество образования: формальность и реальность». Да смогут ли такие меры повлиять на количество желающих получить высшее образование, которое является обязательным условием и атрибутом успешности и социализации, если «джин из бутылки уже выпущен»?

Такой же вопрос можно поставить в отношении политики ожидаемого сокращения численности работников высшего образования, ведущему к усилению социальной напряженности и в преподавательской, и в студенческой среде. Преподаватели вузов и учителя всегда несли в аудиторию не только знания, но и идеологию. Можно предположить, что в отсутствии идеологии преподаватели действительно не нужны. Что же тогда будет способно сохранить общественные устои в государстве?

Важную роль в формировании инновационной системы и интеграции научного, образовательного и производственного процессов играют реализация программ развития вузов (читайте в тематическом блоке статей об опыте образовательных организаций Республики Мордовия, стр. 32-39) и включение работодателей в учебный процесс (экспресс-форум «Стратегия развития аграрного образования).

Возможно, более продуктивной была бы политика учета современных тенденций в области интернационализации высшего образования, когда, с точки зрения вице-президента РАО Ю.П. Зинченко, не «каждый отдельный вуз должен сам завоёвывать свой кусочек этого международного рынка образовательных услуг. <…> Необходимо создание мер государст­венной поддержки или выработки федеральной <…> программы по конкуренто­способности на международном рынке образования» (репортаж «Качество образования: формальность и реальность»).

В отношении моды на рейтинги также можно найти конструктивное решение. По мнению директора Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржановой, «рейтингов должно быть много, они должны давать многомерную картину и, конечно, не должны привязываться к каким-то административным решениям» (репортаж «Рейтингование как инструмент развития»).

Внятная долгосрочная стратегия развития регионов нужна и для качественного эффекта от создания опорных вузов. «На первом этапе это даст улучшение инвестиционного климата, на втором – отдачу в виде налогов, <…> позволит решить и текущие, и инфраструктурные задачи: качественные дороги, доступные здра­воохранение и система образования, – отмечает ректор Тольяттинского государственного университета М.М. Криштал (интервью «Роль университета на территории опережающего развития»).

Очевидно, что в условиях происходящих изменений первостепенную значимость приобретает постепенное решение проблем, исходящее из соображений здравого смысла и кон­структивного планирования: «целостный системный взгляд очень важен для эффективной реализации нашей общенациональной повестки, для постановки новых задач» (интервью «Информационная открытость – показатель эффективности»).

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, ао-87, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №66
Слово редактора к №49
Слово редактора к №37
Слово редактора к №31
Слово редактора к №94
Слово редактора к №48
Слово редактора к №85
Слово редактора к №84
Слово редактора к №65
Слово редактора №95

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
КАК БЫТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЫ: ЭКСПЕРТЫ ФОРУМА «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРЕДСТАВЯТ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ КЕЙСЫ
Инновационный подход необходим большим компаниям для повышения их внутренней производительности и...
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ НА ФОРУМЕ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ»: ВОПРОСЫ ПРАГМАТИКИ И ЭТИКИ
Президент России Владимир Путин считает сектор ИИ «одним из ключевых направлений технологического...
Из журнала
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#108«Серебряный Морин хуур» – созвучие педагогических талантов
#103Якутский технологический техникум сервиса реализует эффективную модель сетевого взаимодействия
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
#101Звезды российского цирка, эстрады и кинематографа учатся в ГУЦЭИ
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку