Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №85

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

Просмотров: 169

Галина МОТОВА,
главный редактор

Образование в кризис и антикризисное образование

Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса?

Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени (в аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное»)?

Вполне эффективной стратегией становится переподготовка или повышение квалификации для человека в условиях ограниченных возможностей трудоустройства. Именно система образования закладывает основы для выхода экономики из кризиса посредством улучшения кадрового потенциала предприятий и организаций. «Образование является очень важной антикризисной мерой <...> инвестиции в человеческий капитал – это лучшие инвестиции, которые можно делать, в том числе и в период кризиса», – считает председатель Комитета Госдумы РФ по образованию В.А. Никонов (в репортаже с парламентских слушаний профильного комитета «Дайте мне точку опоры…»). Может ли в таком случае быть эффективной стратегия Минобрнауки РФ по оптимизации высшей школы и сокращению бюджетных мест? Даже если речь идёт о гуманитарных специальностях – именно оно в большей степени способствует самозанятости.

И может ли считаться эффективной стратегия консолидации ресурсов в противовес дифференциации и ориентация на универсальность в противовес специализации? Эти вопросы вызывают бурные дискуссии в органах законодательной власти, а также в среде вузовской общественности (в интервью и.о. ректора Орловского государственного университета О.В. Пилипенко «Принципиально новый уровень»). Опорный университет, созданный в результате объединения нескольких вузов, для небольшого региона может стать «градообразующим предприятием», способствующим развитию. Однако, с другой стороны, есть опасность превращения его в монополиста, который при отсутствии конкурентной среды может провоцировать стагнацию образовательной и научной деятельности.

В сложившейся ситуации нельзя умалять значение классических университетов. По мнению ректора ЧГУ им. И.Н. Ульянова А.Ю. Александрова, вуз способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития (в интервью «Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров»).

Не менее проблемным является сохранение отраслевых вузов. По мнению президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левина, «исторический опыт наглядно показывает негативность ведомственного переподчинения отраслевых вузов» (в статье «Отраслевое образование в эпоху перемен»). Финансовая поддержка со стороны министерства образования не столь очевидна, как потеря качества и специфики подготовки специалистов. По словам депутата В.А. Никонова, «отраслевая система образования в значительной степени являлась, во-первых, спецификой нашей страны. А во-вторых, сильной стороной». В условиях продуктового эмбарго и необходимости импортозамещения «сильные стороны» агрообразования становятся тем более актуальными (в экспресс­форуме «Стратегия развития аграрного образования»).

Своего рода антикризисной мерой для отечественной высшей школы может стать международная аккредитация образовательных программ. «Те вузы, которые записали в программы развития обязательства по прохождению международной аккредитации, могут обращаться сегодня к нам, – прокомментировал председатель Национального аккредитационного совета В.А. Болотов факт официальной регистрации российского центра аккредитации в европейском реестре EQAR (в репортаже с заседания Нацаккредсовета «От Пекина до Берлина»). В отличие от государственной аккредитации, которая в последние годы уподобилась «игре на вылет», международная аккредитация способна выявлять и поддерживать лучшие практики, задавать векторы развития и укреплять доверие к качеству российского образования.

Наличие национальных аккредитационных агентств, имеющих международное признание, и формирование национальных рейтингов, признанных в России и за рубежом (в статье профессора РУДН А.Е. Воробьева «Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза»), можно считать формой импортозамещения в системе оценки качества образования. Безусловно, автор прав, «что все рейтинги, так или иначе, являются продуктом конкуренции, которая, как известно, может быть добросовестной и не очень»... Но об этом мы продолжим разговор в следующем номере «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-85

Похожие материалы:
Слово редактора к №76
Слово редактора к №63
Слово редактора к №47
Слово редактора к №64
Слово редактора к №46
Слово редактора к №41
Слово редактора к №89
Слово редактора к №83
Слово редактора к №35

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#101Медицинский колледж Управделами Президента РФ готовит конкурентоспособных специалистов
#97Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова отметил 65-летие
#105Современный подход к системе управления и формированию организационной структуры колледжа
#97#EdCrunch – важный элемент изменений в образовательной сфере
#96«Учебная техника» помогает реализовывать инновации
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку