Слово редактора к №85Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса? Просмотров: 225
Образование в кризис и антикризисное образование Очевидно, что кризис в экономике влияет на образование. А может ли образование влиять на экономику в условиях кризиса? Эксперты уверены, высшая школа может взять на себя роль «драйвера развития». Какие модели университетов ответят на острейшие запросы времени (в аналитической статье «Будущее университетов: желаемое и возможное»)? Вполне эффективной стратегией становится переподготовка или повышение квалификации для человека в условиях ограниченных возможностей трудоустройства. Именно система образования закладывает основы для выхода экономики из кризиса посредством улучшения кадрового потенциала предприятий и организаций. «Образование является очень важной антикризисной мерой <...> инвестиции в человеческий капитал – это лучшие инвестиции, которые можно делать, в том числе и в период кризиса», – считает председатель Комитета Госдумы РФ по образованию В.А. Никонов (в репортаже с парламентских слушаний профильного комитета «Дайте мне точку опоры…»). Может ли в таком случае быть эффективной стратегия Минобрнауки РФ по оптимизации высшей школы и сокращению бюджетных мест? Даже если речь идёт о гуманитарных специальностях – именно оно в большей степени способствует самозанятости. И может ли считаться эффективной стратегия консолидации ресурсов в противовес дифференциации и ориентация на универсальность в противовес специализации? Эти вопросы вызывают бурные дискуссии в органах законодательной власти, а также в среде вузовской общественности (в интервью и.о. ректора Орловского государственного университета О.В. Пилипенко «Принципиально новый уровень»). Опорный университет, созданный в результате объединения нескольких вузов, для небольшого региона может стать «градообразующим предприятием», способствующим развитию. Однако, с другой стороны, есть опасность превращения его в монополиста, который при отсутствии конкурентной среды может провоцировать стагнацию образовательной и научной деятельности. В сложившейся ситуации нельзя умалять значение классических университетов. По мнению ректора ЧГУ им. И.Н. Ульянова А.Ю. Александрова, вуз способен и должен стать разработчиком и участником реализации всех программ регионального развития (в интервью «Важнейший инструмент повышения качества подготовки кадров»). Не менее проблемным является сохранение отраслевых вузов. По мнению президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения Б.А. Левина, «исторический опыт наглядно показывает негативность ведомственного переподчинения отраслевых вузов» (в статье «Отраслевое образование в эпоху перемен»). Финансовая поддержка со стороны министерства образования не столь очевидна, как потеря качества и специфики подготовки специалистов. По словам депутата В.А. Никонова, «отраслевая система образования в значительной степени являлась, во-первых, спецификой нашей страны. А во-вторых, сильной стороной». В условиях продуктового эмбарго и необходимости импортозамещения «сильные стороны» агрообразования становятся тем более актуальными (в экспрессфоруме «Стратегия развития аграрного образования»). Своего рода антикризисной мерой для отечественной высшей школы может стать международная аккредитация образовательных программ. «Те вузы, которые записали в программы развития обязательства по прохождению международной аккредитации, могут обращаться сегодня к нам, – прокомментировал председатель Национального аккредитационного совета В.А. Болотов факт официальной регистрации российского центра аккредитации в европейском реестре EQAR (в репортаже с заседания Нацаккредсовета «От Пекина до Берлина»). В отличие от государственной аккредитации, которая в последние годы уподобилась «игре на вылет», международная аккредитация способна выявлять и поддерживать лучшие практики, задавать векторы развития и укреплять доверие к качеству российского образования. Наличие национальных аккредитационных агентств, имеющих международное признание, и формирование национальных рейтингов, признанных в России и за рубежом (в статье профессора РУДН А.Е. Воробьева «Национальный рейтинг как фактор эффективного развития вуза»), можно считать формой импортозамещения в системе оценки качества образования. Безусловно, автор прав, «что все рейтинги, так или иначе, являются продуктом конкуренции, которая, как известно, может быть добросовестной и не очень»... Но об этом мы продолжим разговор в следующем номере «АО». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|