Слово редактора к №78Главные темы номера: русский язык как живое социальное явление; двадцатилетие отечественной системы аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ; конкурентоспособность российского образования; проблемы повышения аналитической и инновационной культуры выпускников высшей школы; модернизация профессионального образования. Просмотров: 106
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…»
«Ты есть то, что ты ешь», – с Гиппократом не поспоришь. Но не только... Не только физиологические, но и социальные, духовные потребности определяют уровень жизни каждого из нас и периода истории нашей страны. По сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, 2000-е значительно повысили экономическое благополучие граждан, но привычная речевая агрессия и ненормативная лексика в повседневной жизни по-прежнему свидетельствуют о социальном отчуждении друг от друга. До идеала – «и лицо, и одежда, и душа, и мысли» – еще очень далеко. И самое печальное, что «немало поспособствовали этому и современные СМИ, меняющие представления людей о нравственных ценностях и моделирующие их поведение», – отмечают ректор Воронежского государственного университета Д.А. Ендовицкий и декан филологического факультета О.А. Бердникова. Политики, общественные деятели, журналисты перестают считаться с нормативной базой русского языка, но именно «от того, как говорят и мыслят, что читают и смотрят люди рубежа XX и XXI веков… во многом зависит духовно-нравственное состояние общества и человека». «Русский язык намного интереснее, глубже и сложнее, чем кажется многим после уроков русского языка в школе», – утверждает гость этого номера В.М. Пахомов, главный редактор специализированного портала «Грамота.ру». Язык – это живое социальное явление, это отражение нашего сознания и нашей эпохи. Он требует бережного отношения к себе и к чувствам окружающих. И «так же, как и любая другая свобода, свобода слова подразумевает меру социальной ответственности субъекта речи» (С.А. Журавлев, координатор международной образовательной акции «Тотальный диктант» в Республике Марий Эл). Мера социальной ответственности должна быть предусмотрена и в инициативах образовательной политики, оформленной законодательно. Например, таких как переход от двухуровневой системы НПО и СПО к одному уровню среднего профессионального образования. По оценке министра образования и науки Д.В. Ливанова на заседании Правительства РФ, одним из результатов такого решения стала возросшая «привлекательность среднего профобразования для выпускников девятых классов» (репортаж «Создать эффективную систему профобразования»). Или, например, введение «мониторинга» в практику законодательного «слова» (ст. 97, ФЗ № 273). Попрежнему вузовское сообщество очень настороженно, если не сказать критично, относится к этому новшеству. По мнению Т.И. Козловой, ректора Института правоведения и предпринимательства (г. Санкт-Петербург), это «не способствует повышению качества юридического образования – даже высокий балл ЕГЭ не служит гарантией получения на выходе высококлассного юриста». Но для того чтобы в полной мере дать оценку социальному явлению, нужны годы, а лучше десятилетия, что само по себе будет свидетельствовать о состоятельности и востребованности политической или общественной инициативы. Два десятилетия назад одной из таких инициатив стало введение в российскую систему образования государственной аккредитации высших учебных заведений. Никто не мог предполагать, что создание Научно-информационного центра государственной аккредитации Госкомвуза России (www.nica.ru) для сбора и анализа информации о состоянии системы образования и принятия решения по аккредитации вузов сформирует уникальную систему оценки и признания качества образования в России. Об истории становления и развития отечественной системы аккредитации читайте в материале «Три этапа развития аккредитации в России» и в экспресс-форуме. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|