Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №76

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», Галины Мотовой к очередному 76 номеру.

Просмотров: 64

Галина МОТОВА,
главный редактор

А был ли мальчик?

Пожалуй, самым обсуждаемым вопросом этой осенью на самых разных по масштабу государственных и общественных площадках стал вопрос о развитии независимых форм оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

Посудите сами, внедрение независимых форм оценки и учет ее результатов при государственной аккредитации вузов – один из пунктов перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров, состоявшегося 30 октября 2014 года (рубрика «Новости»). В ноябре и декабре состоялись заседания Комитета Госдумы РФ по образованию, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Общероссийского народного фронта, IX Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (репортаж «Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования»), проведена всероссийская конференция «Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2014)». Все эти мероприятия были посвящены перспективам развития общественной и профессионально-общественной аккредитации в российском образовании. И вполне обосновано: принят закон об изменении статьи 95 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в Госдуму РФ внесен законопроект об изменении статьи 96, которые имеют самое прямое отношение к этому вопросу. По мнению председателя комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, «неэффективность государственной контрольно-надзорной деятельности подвигает к уверенности в том, что независимая оценка качества образования, безусловно, является более правильной и крайне необходимой» (интервью «Российским гражданам – достойное образование»).

Но по-прежнему открытыми остаются вопросы независимости и добровольности этих процедур («АО», № 74). С учетом новых поправок в первом случае «правила игры» будут диктовать общественные советы, а во втором – работодатели и их объединения. Такая постановка вопроса неизбежно приведет к дополнительным обязательным формам контроля и наказанию вузов-«уклонистов». А с другой стороны, захотят ли «диктовать»? Как отметил на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию, состоявшемся 14 ноября, начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга Владислав Фролов, «на сегодняшний день, вообще-то, я на петербургских улицах очередей работодателей, желающих поучаствовать в общественно-профессиональной аккредитации, пока не вижу. И в коридорах у нас они тоже не ходят» (репортаж «Развитие форм оценки качества образования»).

Профессионально-общественная аккредитация добровольна не только для вузов, но и для работодателей. И если работодатель не вкладывает деньги в подготовку специалистов, он вряд ли будет заинтересован в аккредитации вузовских программ. Зачем создавать и финансировать экспертные структуры? «Зачем вкладывать средства в подготовку молодых специалистов, тратить силы на формирование у них необходимых трудовых и социальных качеств, если всё можно получить даром?» (статья Юрия Крупнова «Ловушка для страны»). В условиях сложившегося дефицита – не кадров, а рабочих мест высокой квалификации и «достойности» – происходит замещение высокопроизводительного и квалифицированного элитного человеческого ресурса, который выезжает из страны, на низкоквалифицированную малограмотную рабочую силу.

Такая тенденция сохраняется и в аграрном секторе. По мнению проректора Российского государственного аграрного заочного университета Александра Закабунина, «в последнее время аграрные вузы играют роль своеобразного реверса, способствуя оттоку наиболее перспективной молодежи из села в город» (экспресс-форум по вопросам аграрного образования).

Сегодня «в нашей стране больше всего специалистов с дипломами: они составляют 53 процента от общего числа, тогда как в среднем по ОЭСР – 32 процента… но конкурентоспособность у них выше и отдача от них больше» (аналитический обзор «Образование – российское, измерители – европейские»).

Можно согласиться, что «современное сельское хозяйство – это давно уже не соха и мотыга. Спутниковые системы навигации, высокоточное земледелие, автоматизированные и роботизированные комплексы – вот сегодняшний день аграрного производства» (материалы по вопросам аграрного образования). Но факт остается фактом: пока работодатель не будет заинтересован в качественной подготовке кадров (а не только в развитии производства), нормы закона о проведении работодателями оценки качества вузовских программ останутся только на бумаге.

Завершая Год культуры, задумаемся о значимости «духовных скреп», о здоровье нации (рубрики «Профиль» и «Регион»). Пусть в новом году вам сопутствует удача в решении актуальных проблем сферы образования. Будьте здоровы! До новых встреч на страницах «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, галина мотова, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №55
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №71
Слово редактора к №89
Слово редактора к №28
Слово редактора к №98
Слово редактора к №72
Слово редактора к №97
Слово редактора к №38
Слово редактора к №54

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
В «Сколково» впервые пройдут иммерсивные экскурсии
МОСКВА, 10 октября 2019. —С 21 по 23 октября в Инновационном центре «Сколково» специально для...
Из журнала
#100В России разработаны пять ключевых моделей экспорта образования
#102Армавирский машиностроительный техникум входит в сотню лучших ссузов страны
#104Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники развивает инклюзивное образование
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#110Нюрбинский техникум активно развивает социальное партнерство
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ