Слово редактора к №76Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», Галины Мотовой к очередному 76 номеру. Просмотров: 120
А был ли мальчик?Пожалуй, самым обсуждаемым вопросом этой осенью на самых разных по масштабу государственных и общественных площадках стал вопрос о развитии независимых форм оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации. Посудите сами, внедрение независимых форм оценки и учет ее результатов при государственной аккредитации вузов – один из пунктов перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров, состоявшегося 30 октября 2014 года (рубрика «Новости»). В ноябре и декабре состоялись заседания Комитета Госдумы РФ по образованию, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Общероссийского народного фронта, IX Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (репортаж «Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования»), проведена всероссийская конференция «Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2014)». Все эти мероприятия были посвящены перспективам развития общественной и профессионально-общественной аккредитации в российском образовании. И вполне обосновано: принят закон об изменении статьи 95 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в Госдуму РФ внесен законопроект об изменении статьи 96, которые имеют самое прямое отношение к этому вопросу. По мнению председателя комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, «неэффективность государственной контрольно-надзорной деятельности подвигает к уверенности в том, что независимая оценка качества образования, безусловно, является более правильной и крайне необходимой» (интервью «Российским гражданам – достойное образование»). Но по-прежнему открытыми остаются вопросы независимости и добровольности этих процедур («АО», № 74). С учетом новых поправок в первом случае «правила игры» будут диктовать общественные советы, а во втором – работодатели и их объединения. Такая постановка вопроса неизбежно приведет к дополнительным обязательным формам контроля и наказанию вузов-«уклонистов». А с другой стороны, захотят ли «диктовать»? Как отметил на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию, состоявшемся 14 ноября, начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга Владислав Фролов, «на сегодняшний день, вообще-то, я на петербургских улицах очередей работодателей, желающих поучаствовать в общественно-профессиональной аккредитации, пока не вижу. И в коридорах у нас они тоже не ходят» (репортаж «Развитие форм оценки качества образования»). Профессионально-общественная аккредитация добровольна не только для вузов, но и для работодателей. И если работодатель не вкладывает деньги в подготовку специалистов, он вряд ли будет заинтересован в аккредитации вузовских программ. Зачем создавать и финансировать экспертные структуры? «Зачем вкладывать средства в подготовку молодых специалистов, тратить силы на формирование у них необходимых трудовых и социальных качеств, если всё можно получить даром?» (статья Юрия Крупнова «Ловушка для страны»). В условиях сложившегося дефицита – не кадров, а рабочих мест высокой квалификации и «достойности» – происходит замещение высокопроизводительного и квалифицированного элитного человеческого ресурса, который выезжает из страны, на низкоквалифицированную малограмотную рабочую силу. Такая тенденция сохраняется и в аграрном секторе. По мнению проректора Российского государственного аграрного заочного университета Александра Закабунина, «в последнее время аграрные вузы играют роль своеобразного реверса, способствуя оттоку наиболее перспективной молодежи из села в город» (экспресс-форум по вопросам аграрного образования). Сегодня «в нашей стране больше всего специалистов с дипломами: они составляют 53 процента от общего числа, тогда как в среднем по ОЭСР – 32 процента… но конкурентоспособность у них выше и отдача от них больше» (аналитический обзор «Образование – российское, измерители – европейские»). Можно согласиться, что «современное сельское хозяйство – это давно уже не соха и мотыга. Спутниковые системы навигации, высокоточное земледелие, автоматизированные и роботизированные комплексы – вот сегодняшний день аграрного производства» (материалы по вопросам аграрного образования). Но факт остается фактом: пока работодатель не будет заинтересован в качественной подготовке кадров (а не только в развитии производства), нормы закона о проведении работодателями оценки качества вузовских программ останутся только на бумаге. Завершая Год культуры, задумаемся о значимости «духовных скреп», о здоровье нации (рубрики «Профиль» и «Регион»). Пусть в новом году вам сопутствует удача в решении актуальных проблем сферы образования. Будьте здоровы! До новых встреч на страницах «АО». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|