Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №76

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании», Галины Мотовой к очередному 76 номеру.

Просмотров: 60

Галина МОТОВА,
главный редактор

А был ли мальчик?

Пожалуй, самым обсуждаемым вопросом этой осенью на самых разных по масштабу государственных и общественных площадках стал вопрос о развитии независимых форм оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации.

Посудите сами, внедрение независимых форм оценки и учет ее результатов при государственной аккредитации вузов – один из пунктов перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания X съезда Российского союза ректоров, состоявшегося 30 октября 2014 года (рубрика «Новости»). В ноябре и декабре состоялись заседания Комитета Госдумы РФ по образованию, Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, Общероссийского народного фронта, IX Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования (репортаж «Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования»), проведена всероссийская конференция «Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2014)». Все эти мероприятия были посвящены перспективам развития общественной и профессионально-общественной аккредитации в российском образовании. И вполне обосновано: принят закон об изменении статьи 95 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в Госдуму РФ внесен законопроект об изменении статьи 96, которые имеют самое прямое отношение к этому вопросу. По мнению председателя комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, «неэффективность государственной контрольно-надзорной деятельности подвигает к уверенности в том, что независимая оценка качества образования, безусловно, является более правильной и крайне необходимой» (интервью «Российским гражданам – достойное образование»).

Но по-прежнему открытыми остаются вопросы независимости и добровольности этих процедур («АО», № 74). С учетом новых поправок в первом случае «правила игры» будут диктовать общественные советы, а во втором – работодатели и их объединения. Такая постановка вопроса неизбежно приведет к дополнительным обязательным формам контроля и наказанию вузов-«уклонистов». А с другой стороны, захотят ли «диктовать»? Как отметил на заседании Комитета Госдумы РФ по образованию, состоявшемся 14 ноября, начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга Владислав Фролов, «на сегодняшний день, вообще-то, я на петербургских улицах очередей работодателей, желающих поучаствовать в общественно-профессиональной аккредитации, пока не вижу. И в коридорах у нас они тоже не ходят» (репортаж «Развитие форм оценки качества образования»).

Профессионально-общественная аккредитация добровольна не только для вузов, но и для работодателей. И если работодатель не вкладывает деньги в подготовку специалистов, он вряд ли будет заинтересован в аккредитации вузовских программ. Зачем создавать и финансировать экспертные структуры? «Зачем вкладывать средства в подготовку молодых специалистов, тратить силы на формирование у них необходимых трудовых и социальных качеств, если всё можно получить даром?» (статья Юрия Крупнова «Ловушка для страны»). В условиях сложившегося дефицита – не кадров, а рабочих мест высокой квалификации и «достойности» – происходит замещение высокопроизводительного и квалифицированного элитного человеческого ресурса, который выезжает из страны, на низкоквалифицированную малограмотную рабочую силу.

Такая тенденция сохраняется и в аграрном секторе. По мнению проректора Российского государственного аграрного заочного университета Александра Закабунина, «в последнее время аграрные вузы играют роль своеобразного реверса, способствуя оттоку наиболее перспективной молодежи из села в город» (экспресс-форум по вопросам аграрного образования).

Сегодня «в нашей стране больше всего специалистов с дипломами: они составляют 53 процента от общего числа, тогда как в среднем по ОЭСР – 32 процента… но конкурентоспособность у них выше и отдача от них больше» (аналитический обзор «Образование – российское, измерители – европейские»).

Можно согласиться, что «современное сельское хозяйство – это давно уже не соха и мотыга. Спутниковые системы навигации, высокоточное земледелие, автоматизированные и роботизированные комплексы – вот сегодняшний день аграрного производства» (материалы по вопросам аграрного образования). Но факт остается фактом: пока работодатель не будет заинтересован в качественной подготовке кадров (а не только в развитии производства), нормы закона о проведении работодателями оценки качества вузовских программ останутся только на бумаге.

Завершая Год культуры, задумаемся о значимости «духовных скреп», о здоровье нации (рубрики «Профиль» и «Регион»). Пусть в новом году вам сопутствует удача в решении актуальных проблем сферы образования. Будьте здоровы! До новых встреч на страницах «АО».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-76, галина мотова, слово редактора

Похожие материалы:
Слово редактора к №101
Слово редактора к №74
Слово редактора к №87
Слово редактора к №59
Слово редактора к №91
Слово редактора к №42
Слово редактора к №60
Слово редактора к №43
Слово редактора к №79
Слово редактора №94

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение
#111Тульское образовательное пространство
#96Цифровая трансформация в образовании
#96Плюсы и минусы российского рынка труда
#111Прививая хороший вкус к культурным ценностям
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний