Слово редактора к №74Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» к очередному 74 номеру. Просмотров: 111
Носить – нечего, повесить – некудаЭта житейская женская логика вполне актуальна для системы образования. «Все с дипломами, а качественно выполнить работу некому», – сетует гость нашего журнала вице-президент Академии профессионального образования М.В. Никитин (в статье «Подходы к формированию практикоориентированных программ»). И если не решить проблему горизонтальной интеграции, то есть не обеспечить востребованными квалификациями граждан различных возрастных и социальных групп, – нас ждет «экономика невостребованных знаний». Все так, но в 2015 году нашу экономику ждет двойной негативный тренд: работать будет некому и, главное, негде. Летом состоится массовый одновременный выпуск бакалавров (прием 2011 года) и специалистов (прием 2010 года). Сможет ли обеспечить отечественная экономика рабочими местами всех выпускников? Кому отдаст предпочтение при трудоустройстве: специалисту или бакалавру«недоучке»? Предприятия и организации давно уже отказались от института «молодых специалистов», предпочитая брать на работу кандидатов со стажем и рекомендациями. В ситуации перепроизводства специалистов и конкурса при трудоустройстве такая необходимость отпадет тем более. Спасение наших выпускников… Правильно – дело рук самих вузов! По результатам проекта «Форсайт-компетенции – 2030», реализованного Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив» (читайте в статье «Профессии и специальности завтрашнего дня») в экономике будущего будет расти занятость низко и высококвалифицированных работников, а работников среднего уровня – сокращаться. Делаем вывод: необходимо расширять спектр дополнительного профессионального образования и объем подготовки в магистратуре. По данным председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Дудина (в интервью «Слово о завтрашнем дне»), общий выпуск студентовбюджетников в 2015 году составит около 700 тыс. человек и еще чуть больше – внебюджетных выпускников, точнее – около 1,5 млн., пятая часть от 5,7 млн. студентов, обучающихся в вузах в 2014 году. Количество бюджетных мест в магистратуру в 2015 году составит 172,5 тыс. Несложный расчет может дать очень оптимистичный прогноз роста конкурса в магистратуру. И значит, уже сейчас нужно создавать технологии объективной независимой оценки для отбора наиболее талантливых, подготовленных и мотивированных бакалавров (и возможно, специалистов) для продолжения обучения в магистратуре. В большей степени в этом должны быть заинтересованы крупные научные центры и ведущие вузы, поскольку, по мнению министра образования РФ Д.В. Ливанова, в ближайшем будущем магистратура и аспирантура останутся только там. Вместе с тем нашей экономике нужна не только горизонтальная, но и вертикальная интеграция. Если мы хотим в конечном итоге получить высококвалифицированных специалистов, должны понимать, что «современный человек должен быть интерпретирующей личностью, уметь толковать факты, события, явления». И начинать «образовывать» такого человека необходимо со школы. «В европейских школах учат думать и говорить и измеряют знания социальной «линейкой». А в России от учеников все еще требуют слушать и молчать. Это отбивает охоту учиться и плохо влияет на самооценку» (в аналитической статье «Какие студенты пришли в образовательные организации, или Почему Петров рассуждать не мастер?»). Такие же педагогические методы применяются в большинстве своем и в вузах. И еще мы любим экспериментировать – «в спешке, без глубокого осмысления предполагаемых результатов». «Реальность такова, что, не успев выпустить специалистов, не проанализировав, насколько эффективна их подготовка по одним стандартам, мы начинаем разрабатывать учебные планы и программы в соответствии с уже другими стандартами – еще более нового поколения», – подчеркивает ректор Карачаево-Черкесского государственного университета Б.Н. Тамбиев (в интервью «Честный разговор о главном»). Как в условиях неустойчивой нормативной базы, а также низких конкурсов и слабой подготовки абитуриентов решить проблемы качественной подготовки и востребованности специалистов, показывает широкая подборка лучших практик из опыта работы аграрных учреждений высшего и среднего профессионального образования страны и учреждений Северо-Кавказского федерального округа. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|