Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №68

Читайте в номере: интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым, интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским о финансовом стимулировании пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги, а также материал о слиянии (или поглощении) региональных и профильных вузов, поглощении средним профессиональным образованием начального профессионального.

Просмотров: 932

Кто в вузе главный?

Галина МОТОВА,
главный редактор

Студент? Ответ неправильный, по крайней мере, для российских вузов.

В системе образования запущены новые содержательные и структурные реформы, большинство из которых получило широкий общественный резонанс: мониторинг эффективности вузов (интервью с заместителем министра образования и науки А.А. Климовым), финансовое стимулирование пятнадцати ведущих университетов к вхождению в мировые рейтинги (интервью с ректором Томского государственного университета Э.В. Галажинским), слияние (или поглощение) региональных и профильных вузов, поглощение средним профессиональным образованием начального профессионального, «принуждение» работодателей к формированию профстандартов и образовательных учреждений – к прохождению профессионально-общественной аккредитации (интервью с директором Томского экономико-промышленного колледжа Н.В. Кузнецовой), создание центров квалификаций и ресурсных центров (интервью с президентом Союза директоров средних специальных учебных заведений России В.М. Деминым).

Перечень можно продолжить. Только вот студент во всех этих реформах ни при чем, его мнения никто не спрашивал, как, впрочем, и мнения академической общественности. «Извне производится ранжирование качества предметов и определяются условия их получения, – естественно, тесно увязанные с точностью выполнения внешне заданных правил. Определителю остается только наладить контроль над выполнением установленных правил. Но необходимо понимать, что при отсутствии такого контроля система перестает работать, – отмечает В.В. Степанова, научный руководитель Школы индивидуального развития «Росток» (г. Новосибирск). – Эффективными являются только те способы, которые порождены самим субъектом. Навязанные формы поведения исчезают вместе с тем, кем они были навязаны».

Сложно предсказать, чем будет руководствоваться абитуриент при выборе учебного заведения: наличием вуза в национальных и мировых рейтингах или результатами мониторинга. Скорее всего, его будут волновать совсем другие параметры: наличие госаккредитации и стоимость обучения, а не число иностранных студентов в вузе или объемы финансирования науки. «Логично, вставая на сторону потребителя, расценивать расходование собственных средств вуза на науку как ущемление прав студентов. Студент как заказчик образовательных услуг оплачивает именно свое образование, а не научные изыскания», – это высказывание ректора Самарской гуманитарной академии Н.Ю. Ворониной актуально не только для негосударственного сектора образования, но и для государственных вузов тоже.

Еще один острый вопрос: почему государство должно финансировать подготовку высококвалифицированных и талантливых кадров для бизнеса? Разве у него нет других насущных социальных задач?

Да и выпускник далеко не всегда является показателем качества и востребованности полученного образования. По утверждению руководителя отдела исследовательской компании «Левада-центр» М.Д. Красильниковой, «в 2013 году возросло число предприятий и организаций, ощущающих избыток или нехватку кадров», а по словам президента Федерации отельеров и рестораторов России И.О. Бухарова, «у выпускников нет необходимых навыков ни в области администрирования, ни в области профессиональной деятельности, но они претендуют на большую зарплату. Когда спрашиваешь, что вы умеете, слышишь в ответ: у меня есть диплом».

Как же в конечном итоге соблюсти баланс интересов личности и государства, студента, преподавателя и администрации вуза, бизнес-сообщества? Отвечает на этот вопрос «главный герой номера» – система высшего и профессионального образования Сибирского федерального округа, готовящая инновационные кадры для инновационной экономики Сибири. И здесь, по утверждению ректора Сибирского федерального университета Е.А. Ваганова, «важно не переконтролировать – университет должен быть системой, быстро и гибко настраивающейся на потребности рынка».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: слово редактора, галина мотова, ао-68

Похожие материалы:
Слово редактора к №35
Слово редактора к №83
Слово редактора к №46
Слово редактора к №63
Слово редактора к №47
Слово редактора к №64
Слово редактора к №89
Слово редактора к №84
Слово редактора к №41

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#103Уральский технологический колледж готовит кадры для атомной энергетики
#96Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова готовит высококвалифицированных специалистов
#101Калининградский филиал Санкт-Петербургского ГАУ развивает практико-ориентированное образование
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#102Проблемы организации инклюзивного образования в России
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний