Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №52

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 52 номеру.

Просмотров: 1829

Пресыщение насыщением

Галина МОТОВА,
главный редактор

Хорошего много не бывает, однако для системы высшего образования, похоже, эта народная мудрость проходит проверку на истинность: либо бывает, если высшего образования слишком много, либо не такое уж оно хорошее. По мнению государства – его слишком много, по мнению представителей рынка труда – не слишком хорошее. Действительно, число вузов и филиалов, число образовательных программ и контингент студентов выросли за двадцать лет как никогда, насытив рынок труда не слишком квалифицированными кадрами.

Сама собой напрашивается иная задача: насыщать нужно не количеством образования, а качеством. Таким, например, как это сформулировал руководитель отдела науки и образования посольства Германии в Москве Карстен Хайнц на VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений: двадцатилетний студент университета должен свободно владеть минимум двумя языками, иметь полтора года практики в зарубежных компаниях и стаж работы не менее трех лет.

Неслучайно, результатом уходящего года стало усиление дифференциации высшей школы: поддержка на конкурсной основе сильных и ликвидация или присоединение слабых к более сильным вузам. Пополнился список федеральных университетов, определилась «вторая лига» (после национальных исследовательских университетов) успешных вузов – победителей конкурса программ стратегического развития (на страницах этого номера материалы двух вузов-победителей). Развиваются новые формы оценки деятельности вузов и качества подготовки выпускников в форме рейтингов (интервью с руководителем исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» А.Г. Чаплыгиным), общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации выпускников (в материале декана факультета экономики и менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ» С.А. Степанова).

Насыщение страны высшим образованием – одна из причин падения качества и востребованности среднего профессионального образования. Президиум Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заседание которого состоялось в середине декабря, отметил, что по-прежнему «большинство выпускников школ идёт учиться в вузы», и неудивительно, что те выпускники, которые заканчивают ссуз, характеризуются «низким уровнем профессиональной подготовки и недостатком трудовой и производственной дисциплины». Но и среднее профессиональное образование для федерального бюджета оказалось тоже слишком большой нагрузкой. Иначе, зачем практически все учреждения СПО передаются на содержание региональным органам управления? А такое решение привнесет в жизнь педагогических коллективов целый спектр животрепещущих вопросов и проблем, совсем не способствующих развитию (статья «Путь перемен ведет в регионы»).

Может быть, и послевузовского образования тоже много? Не в этом ли одна из причин ликвидации кандидатских диссертационных советов и форсирование перехода на европейскую систему присвоения степени Ph.D.? Однако, если уж равняться на европейские принципы формирования образовательного пространства, необходимо не столько сокращать и ликвидировать, напротив, создавать условия для привлечения и удержания талантливых молодых исследователей, – отмечает представитель РФ в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу В.Н. Чистохвалов (читайте в материале «Трудности перевода»).

Новый 2012 год сулит, по всей вероятности, множество непредсказуемых событий, которые не могут не отразиться и на системе образования. Остается надеяться на мудрость, продуманность и обоснованность реформ, чтобы за благими пожеланиями не «получилось, как всегда». Об оценке одной из таких законодательных инициатив рассказывает гость журнала Л.И. Кащук (Казахстан) в статье «Не наступать на те же «грабли»: взгляд со стороны».

Как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, предложили участники круглого стола на церемонии награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково». Обучение, по мнению авторов концепций школы будущего, должно стать «индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности» (статья «Школы Сколково»: конкурс идей»). Вероятно, так и надо: начиная со школы, ступень за ступенью, шаг за шагом насыщать систему образования новым качеством.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: галина мотова, слово редактора, ао-52

Похожие материалы:
Инклюзия в высшем образовании
Слово редактора к №64
Слово редактора к №56
Слово редактора к №45
Слово редактора к №76
Слово редактора к №46
Слово редактора к №63
Слово редактора №96
Слово редактора к №83
Слово редактора к №35

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#101Минобрнауки РФ готовится к масштабной реформе профессионального образования
#103Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова стал инновационным центром региона
#104Ученые ВСИЭМ работают над улучшением качества жизни населения Якутии
#99Ольга Васильева обозначила главные задачи ведомства
#101ВУЗПРОМЭКСПО – территория инноваций
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку