Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Слово редактора к №52

Вступительное слово главного редактора журнала «Аккредитация в образовании» Галины Мотовой к 52 номеру.

Просмотров: 1881

Пресыщение насыщением

Галина МОТОВА,
главный редактор

Хорошего много не бывает, однако для системы высшего образования, похоже, эта народная мудрость проходит проверку на истинность: либо бывает, если высшего образования слишком много, либо не такое уж оно хорошее. По мнению государства – его слишком много, по мнению представителей рынка труда – не слишком хорошее. Действительно, число вузов и филиалов, число образовательных программ и контингент студентов выросли за двадцать лет как никогда, насытив рынок труда не слишком квалифицированными кадрами.

Сама собой напрашивается иная задача: насыщать нужно не количеством образования, а качеством. Таким, например, как это сформулировал руководитель отдела науки и образования посольства Германии в Москве Карстен Хайнц на VII Всероссийском форуме руководителей образовательных учреждений: двадцатилетний студент университета должен свободно владеть минимум двумя языками, иметь полтора года практики в зарубежных компаниях и стаж работы не менее трех лет.

Неслучайно, результатом уходящего года стало усиление дифференциации высшей школы: поддержка на конкурсной основе сильных и ликвидация или присоединение слабых к более сильным вузам. Пополнился список федеральных университетов, определилась «вторая лига» (после национальных исследовательских университетов) успешных вузов – победителей конкурса программ стратегического развития (на страницах этого номера материалы двух вузов-победителей). Развиваются новые формы оценки деятельности вузов и качества подготовки выпускников в форме рейтингов (интервью с руководителем исследовательской группы проекта «Национальный рейтинг российских вузов» А.Г. Чаплыгиным), общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации выпускников (в материале декана факультета экономики и менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ» С.А. Степанова).

Насыщение страны высшим образованием – одна из причин падения качества и востребованности среднего профессионального образования. Президиум Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заседание которого состоялось в середине декабря, отметил, что по-прежнему «большинство выпускников школ идёт учиться в вузы», и неудивительно, что те выпускники, которые заканчивают ссуз, характеризуются «низким уровнем профессиональной подготовки и недостатком трудовой и производственной дисциплины». Но и среднее профессиональное образование для федерального бюджета оказалось тоже слишком большой нагрузкой. Иначе, зачем практически все учреждения СПО передаются на содержание региональным органам управления? А такое решение привнесет в жизнь педагогических коллективов целый спектр животрепещущих вопросов и проблем, совсем не способствующих развитию (статья «Путь перемен ведет в регионы»).

Может быть, и послевузовского образования тоже много? Не в этом ли одна из причин ликвидации кандидатских диссертационных советов и форсирование перехода на европейскую систему присвоения степени Ph.D.? Однако, если уж равняться на европейские принципы формирования образовательного пространства, необходимо не столько сокращать и ликвидировать, напротив, создавать условия для привлечения и удержания талантливых молодых исследователей, – отмечает представитель РФ в Европейской наблюдательной группе по Болонскому процессу В.Н. Чистохвалов (читайте в материале «Трудности перевода»).

Новый 2012 год сулит, по всей вероятности, множество непредсказуемых событий, которые не могут не отразиться и на системе образования. Остается надеяться на мудрость, продуманность и обоснованность реформ, чтобы за благими пожеланиями не «получилось, как всегда». Об оценке одной из таких законодательных инициатив рассказывает гость журнала Л.И. Кащук (Казахстан) в статье «Не наступать на те же «грабли»: взгляд со стороны».

Как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, предложили участники круглого стола на церемонии награждения победителей, лауреатов и финалистов конкурса концепций «Школы Сколково». Обучение, по мнению авторов концепций школы будущего, должно стать «индивидуализированным, стимулирующим и вдохновляющим, способствующим развитию творчества, инициативности, ответственности» (статья «Школы Сколково»: конкурс идей»). Вероятно, так и надо: начиная со школы, ступень за ступенью, шаг за шагом насыщать систему образования новым качеством.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Слово редактора к №58
Слово редактора к №80
Слово редактора к №98
Слово редактора к №34
Слово редактора к №89
Слово редактора к №73
Слово редактора к №99
Слово редактора к №57
Слово редактора к №28

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ