Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров

Сургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов.

Просмотров: 82

Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.

ТЕРЕХОВА Светлана Анатольевна

руководитель образовательного ресурсного центра, начальник отдела дополнительного образования Сургутского государственного педагогического университета, кандидат исторических наук.

Среда профессионального развития

Сургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов. Сегодня СурГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров в интересах инновационного развития региона и РФ.

Актуальное содержание

Дополнительное профессиональное образование – важнейшая часть деятельности вуза: это не просто вопрос его позиционирования на рынке образовательных услуг, но и социальной ответственности университета по реализации задачи повышения профессионального уровня педагогических работников.

В 2013 году на базе вуза создан образовательный ресурсный центр (ОРЦ), реализующий комплекс мер для профессионального развития педагогических работников в соответствии с меняющимися условиями трудовой деятельности и социальной среды.

Считаем, что одним из основополагающих принципов деятельности системы ДПО является качество предоставляемых образовательных услуг. Это касается и содержания дополнительных профессиональных программ, и формата организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Введение ФГОС и профессиональных стандартов повлекло за собой изменение содержания программ ДПО. Проведенный ОРЦ мониторинг обозначил потребность в программах, направленных на практическую подготовку в сфере профессиональной деятельности, формирование компетенций, необходимых для реализации программ общего образования согласно актуальным требованиям. Кроме того, востребованы программы, позволяющие в короткие сроки обучить привлеченных в систему образования выпускников непрофильных вузов, создать вариативные маршруты подготовки педагогических кадров.

При разработке дополнительных профессиональных программ в СурГПУ была принята установка: программа должна давать педагогу инструмент. Именно поэтому из реестра программ ДПО университета исчезли абстрактные названия, типа «Актуальные проблемы…», и появились конкретные формулировки: например, «Формирование у обучающихся универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных результатов на уровне основного общего образования», «Предметно-развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей: реализация ФГОС дошкольного образования», «Проектная и исследовательская деятельность по математике как средство самореализации обучающихся с высоким потенциалом развития» и другие. Мы сознательно пошли на конкретизацию формулировки названия программ повышения квалификации, так как в ней заложен механизм необходимости их постоянного совершенствования.

Процесс обновления содержания образования требует от системы ДПО гибкости, тем более, что многие образовательные организации ХМАО – Югры являются пилотными площадками по различным проектам. СурГПУ осуществляет ежегодное обновление пакета дополнительных профессиональных программ в объеме около 70 %. Конечно, этот процесс требует организационных, интеллектуальных, методических, информационных и административных затрат, но именно он позволяет точно и адресно реагировать на запросы педагогического сообщества. На сегодняшний день в каталоге дополнительных профессиональных программ СурГПУ представлено более 130 актуальных, апробированных, предметно-ориентированных программ повышения квалификации и 11 программ профессиональной переподготовки в области «Образование и педагогика». В список также включены программы, связанные с формированием и обновлением компетенций учителей и воспитателей в области инклюзивного и специального образования.

СурГПУ – ведущий вуз региона в области дефектологического образования. По данному направлению реализуются 15 программ повышения квалификации и 4 программы профессиональной переподготовки, в том числе новые – «Сурдопедагогика» и «Тифлопедагогика». Понимая важность и сложность задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, университет регулярно проводит повышение квалификации руководящих и педагогических работников соответствующих реабилитационных, образовательных центров и организаций: в 2016 году обучение прошли 572 человека. Для координации деятельности структурных подразделений вуза, направленных на научное и научно-методическое сопровождение реализации инклюзивного и специального образования региона, на базе СурГПУ создан ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития.

Востребованные форматы

Специфика региона (удаленность и труднодоступность многих территорий, затрудненность сообщения, особенности учебного процесса в связи с актировками) обусловила организационное переформатирование деятельности университета в области дополнительного профессионального образования.

Так, насущной необходимостью и одним из немногих вариантов сделать ДПО доступным для каждого педагога ХМАО – Югры стало внедрение дистанционного формата обучения. Компенсировать территориальную, информационную и методическую оторванность некоторых муниципалитетов позволило создание образовательного портала СурГПУ.

Практически все реализуемые в Сургуте сетевые программы повышения квалификации содержат стажировочный модуль на базе образовательных организаций города, где не только рассказывается о возможностях реализации новых или совершенствуемых компетенций в реальном педагогическом процессе, но и демонстрируется на практике. Университет работает в плотном взаимодействии с Департаментом образования г. Сургута, который активно под­держал данный формат и позиционирует его. С 2016 года в качестве сетевых партнеров выступают 18 образовательных организаций города: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования детей, имеющие статус региональных инновационных площадок. Такой подход позволяет слушателям ознакомиться с апробированными педагогическими технологиями, а авторам программ – скорректировать дальнейшую работу. В перспективе ОРЦ планирует внедрять такой формат при работе с другими муниципалитетами.

Кроме того, с прошлого года ОРЦ реализует внутрифирменное обучение как одну из актуальных технологий развития кадрового потенциала организации. В 2016-2017 годах в таком формате квалификацию повысили коллективы 19 образовательных учреждений ХМАО – Югры. Особенно радует, что вместе с педагогами учатся и руководители.

Убеждены, что именно педагогический вуз должен выступать флагманом модернизации в сфере образования. Для осуществления этой миссии следует, прежде всего, внедрять изменения в собственную профессиональную деятельность. Овладение преподавателями педагогических вузов новыми профессиональными компетенциями, важными для реализации системно-деятельностного похода, – на наш взгляд, первостепенная задача. В этом контексте университет давно и плодотворно сотрудничает с доктором психологических наук, академиком РАО Валерием Семеновичем Лазаревым. В 2014 году ученый совет СурГПУ принял решение о необходимости повышения квалификации преподавателей вуза, работающих по программам педагогического образования и программам освоения деятельностных технологий. В результате было организовано обучение 3 групп профессорско-преподавательского состава.

Помимо деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, формирование депозитария программ ДПО и их методического обеспечения), в круг профессиональных интересов ОРЦ СурГПУ входят и другие направления деятельности. В их числе мониторинг профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций, эффективности реализации программ ДПО, проведение сертификационных процедур и экспертной оценки качества разрабатываемых дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов, инновационных образовательных методик и проектов педагогов, сопровождение инновационной проектной деятельности образовательных организаций.

Актуальность содержания дополнительных профессиональных программ, ориентированность на запросы клиентов, использование востребованных форматов обучения, а также широкий спектр направлений деятельности – все это позволяет образовательному ресурсному центру СурГПУ создавать благоприятную для профессионального развития педагогов среду. Отрадно слышать отзывы слушателей после завершения курсов: «Мы уже попробовали это на практике и видим результат!». В этом главное признание эффективности работы коллектива вуза.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: лучшие практики, ао-94, дополнительное профессиональное образование

Похожие материалы:
ДПО: между законом и практикой
О работе центров ответственности по распределению контрольных цифр приема в высшем образовании
Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
ДПО: стратегия выживания
ТулГУ готовит специалистов для опасных производств
КузГТУ занимает лидирующие позиции по подготовке кадров для российской угольной промышленности
Совместная российско-финская образовательная программа 2012-2013
Продлен прием заявок на участие в «Образовательном марафоне»
Информационно-консультационное сопровождение сельских товаропроизводителей
От образования и науки к практике

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
#97О влиянии развития системы ФУМО на качество образования
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#97Интеграция основного и дополнительного образования в Северо-Кавказском филиале МТУСИ
#97Баварско-российская конференция по экономическим наукам
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний