СГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадровСургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов. Просмотров: 136
Материал опубликован в журнале №94 от 29.03.2017.
Среда профессионального развития Сургутский государственный педагогический университет – одна из ведущих организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере дополнительного профессионального образования педагогов. Только в 2016 году на базе вуза обучение прошли около 4 тыс. специалистов. Сегодня СурГПУ активно участвует в окружной комплексной программе обновления кадров в интересах инновационного развития региона и РФ. Актуальное содержание Дополнительное профессиональное образование – важнейшая часть деятельности вуза: это не просто вопрос его позиционирования на рынке образовательных услуг, но и социальной ответственности университета по реализации задачи повышения профессионального уровня педагогических работников. В 2013 году на базе вуза создан образовательный ресурсный центр (ОРЦ), реализующий комплекс мер для профессионального развития педагогических работников в соответствии с меняющимися условиями трудовой деятельности и социальной среды. Считаем, что одним из основополагающих принципов деятельности системы ДПО является качество предоставляемых образовательных услуг. Это касается и содержания дополнительных профессиональных программ, и формата организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Введение ФГОС и профессиональных стандартов повлекло за собой изменение содержания программ ДПО. Проведенный ОРЦ мониторинг обозначил потребность в программах, направленных на практическую подготовку в сфере профессиональной деятельности, формирование компетенций, необходимых для реализации программ общего образования согласно актуальным требованиям. Кроме того, востребованы программы, позволяющие в короткие сроки обучить привлеченных в систему образования выпускников непрофильных вузов, создать вариативные маршруты подготовки педагогических кадров. При разработке дополнительных профессиональных программ в СурГПУ была принята установка: программа должна давать педагогу инструмент. Именно поэтому из реестра программ ДПО университета исчезли абстрактные названия, типа «Актуальные проблемы…», и появились конкретные формулировки: например, «Формирование у обучающихся универсальных учебных действий и мониторинг метапредметных результатов на уровне основного общего образования», «Предметно-развивающая среда в организации сотрудничества педагога и детей: реализация ФГОС дошкольного образования», «Проектная и исследовательская деятельность по математике как средство самореализации обучающихся с высоким потенциалом развития» и другие. Мы сознательно пошли на конкретизацию формулировки названия программ повышения квалификации, так как в ней заложен механизм необходимости их постоянного совершенствования. Процесс обновления содержания образования требует от системы ДПО гибкости, тем более, что многие образовательные организации ХМАО – Югры являются пилотными площадками по различным проектам. СурГПУ осуществляет ежегодное обновление пакета дополнительных профессиональных программ в объеме около 70 %. Конечно, этот процесс требует организационных, интеллектуальных, методических, информационных и административных затрат, но именно он позволяет точно и адресно реагировать на запросы педагогического сообщества. На сегодняшний день в каталоге дополнительных профессиональных программ СурГПУ представлено более 130 актуальных, апробированных, предметно-ориентированных программ повышения квалификации и 11 программ профессиональной переподготовки в области «Образование и педагогика». В список также включены программы, связанные с формированием и обновлением компетенций учителей и воспитателей в области инклюзивного и специального образования. СурГПУ – ведущий вуз региона в области дефектологического образования. По данному направлению реализуются 15 программ повышения квалификации и 4 программы профессиональной переподготовки, в том числе новые – «Сурдопедагогика» и «Тифлопедагогика». Понимая важность и сложность задачи социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, университет регулярно проводит повышение квалификации руководящих и педагогических работников соответствующих реабилитационных, образовательных центров и организаций: в 2016 году обучение прошли 572 человека. Для координации деятельности структурных подразделений вуза, направленных на научное и научно-методическое сопровождение реализации инклюзивного и специального образования региона, на базе СурГПУ создан ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития. Востребованные форматы Специфика региона (удаленность и труднодоступность многих территорий, затрудненность сообщения, особенности учебного процесса в связи с актировками) обусловила организационное переформатирование деятельности университета в области дополнительного профессионального образования. Так, насущной необходимостью и одним из немногих вариантов сделать ДПО доступным для каждого педагога ХМАО – Югры стало внедрение дистанционного формата обучения. Компенсировать территориальную, информационную и методическую оторванность некоторых муниципалитетов позволило создание образовательного портала СурГПУ. Практически все реализуемые в Сургуте сетевые программы повышения квалификации содержат стажировочный модуль на базе образовательных организаций города, где не только рассказывается о возможностях реализации новых или совершенствуемых компетенций в реальном педагогическом процессе, но и демонстрируется на практике. Университет работает в плотном взаимодействии с Департаментом образования г. Сургута, который активно поддержал данный формат и позиционирует его. С 2016 года в качестве сетевых партнеров выступают 18 образовательных организаций города: школы, детские сады и учреждения дополнительного образования детей, имеющие статус региональных инновационных площадок. Такой подход позволяет слушателям ознакомиться с апробированными педагогическими технологиями, а авторам программ – скорректировать дальнейшую работу. В перспективе ОРЦ планирует внедрять такой формат при работе с другими муниципалитетами. Кроме того, с прошлого года ОРЦ реализует внутрифирменное обучение как одну из актуальных технологий развития кадрового потенциала организации. В 2016-2017 годах в таком формате квалификацию повысили коллективы 19 образовательных учреждений ХМАО – Югры. Особенно радует, что вместе с педагогами учатся и руководители. Убеждены, что именно педагогический вуз должен выступать флагманом модернизации в сфере образования. Для осуществления этой миссии следует, прежде всего, внедрять изменения в собственную профессиональную деятельность. Овладение преподавателями педагогических вузов новыми профессиональными компетенциями, важными для реализации системно-деятельностного похода, – на наш взгляд, первостепенная задача. В этом контексте университет давно и плодотворно сотрудничает с доктором психологических наук, академиком РАО Валерием Семеновичем Лазаревым. В 2014 году ученый совет СурГПУ принял решение о необходимости повышения квалификации преподавателей вуза, работающих по программам педагогического образования и программам освоения деятельностных технологий. В результате было организовано обучение 3 групп профессорско-преподавательского состава. Помимо деятельности в сфере дополнительного профессионального образования (организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, формирование депозитария программ ДПО и их методического обеспечения), в круг профессиональных интересов ОРЦ СурГПУ входят и другие направления деятельности. В их числе мониторинг профессиональных потребностей педагогических и руководящих работников образовательных организаций, эффективности реализации программ ДПО, проведение сертификационных процедур и экспертной оценки качества разрабатываемых дополнительных профессиональных программ и учебно-методических комплексов, инновационных образовательных методик и проектов педагогов, сопровождение инновационной проектной деятельности образовательных организаций. Актуальность содержания дополнительных профессиональных программ, ориентированность на запросы клиентов, использование востребованных форматов обучения, а также широкий спектр направлений деятельности – все это позволяет образовательному ресурсному центру СурГПУ создавать благоприятную для профессионального развития педагогов среду. Отрадно слышать отзывы слушателей после завершения курсов: «Мы уже попробовали это на практике и видим результат!». В этом главное признание эффективности работы коллектива вуза. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|