Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Русский язык на грани нервного срыва

Грамматические ошибки, допускаемые обывателями, приводят филологов в ужас. Об этом говорилось на заседании круглого стола, где по предложению филологического факультета ОГПУ и кафедры русского языка, риторики и культуры речи обсуждались проблемы грамотности.

Просмотров: 1588

2013-й год на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического университета прошёл под знаком русского языка и грамотности.

Олимпиада по русскому языку для школьников, межвузовская для студентов высших учебных заведений Оренбурга, Первый общегородской диктант – всё это, организованное филологическим факультетом и кафедрой русского языка, риторики и культуры речи, по словам заведующей этой кафедрой профессора Татьяны Алексеевны Чеботниковой, лишь начало «большого наступления на неграмотность», задуманного филологами ОГПУ. Особый интерес оренбуржцы проявили к Первому общегородскому диктанту, собравшему около ста человек разного возраста, социальных слоёв, профессий. Многие о своём интересе к языку говорили прямо: им хочется заняться собственным интеллектом, а грамотность – лучший для того способ. Определённый запрос был и у учителей-словесников. Чтобы «развить тему практической грамотности», профессора и доценты кафедры составили сборник диктантов и благодаря университетскому гранту издали его. Дополнительную уникальность ему добавило аудиоприложение в виде CD-диска, на котором составители (Р.К. Арапова, Н.В. Аксютина, О.М. Косянова, Т.И. Кочеткова, Н.Н. Кузнецова, Н.И. Пирманова, В.Ю. Прокофьева, Т.А. Чеботникова, И.А. Шевякова) при технической поддержке старшего преподавателя кафедры журналистики ОГПУ В.И. Беребина записали десять диктантов – теперь их написать может любой желающий под «живую» диктовку, но без присутствия учителя или преподавателя…

***

Собственно, презентации этого сборника 12 декабря и было посвящено заседание Круглого стола «Грамотность как показатель культуры», организованного в областной библиотеке имени Крупской кафедрой современного русского языка, риторики и культуры речи филологического факультета ОГПУ. Можно без ошибки сказать, что на этой встрече присутствовали одни из самых грамотных людей города: теоретики и практики языка, кандидаты, доктора филологических наук и их студенты. Особое внимание участники Круглого стола уделили обсуждению реформ правил орфографии.

– Все реформы орфографии бьют, в первую очередь, по грамотным людям. Они предполагают изменения норм написания слов, которые воспринимаются человеком скорее на бессознательном уровне и как цельная структура. А что-то менять на бессознательном уровне очень тяжело. К тому же, каждая смена правил написания вызывает сопротивление среди профессиональных филологов, – считает Виктория Юрьевна Прокофьева, доктор филологических наук.

Оказывается, на неправильное написание текста мозг грамотного человека реагирует достаточно остро. «Маленькая, но гордая» группа нейронов взвивается, когда какое-либо слово написано неверно. Такая реакция происходит исключительно в нервной системе людей, обладающих основами грамотности, владеющих орфографией, пунктуацией и другими нормами русского языка. Если в слове есть ошибка, нейроны проводят специальный добавочный анализ, который удлиняет процесс понимания слова и текста в целом.

***

Между прочим, в России давно любят упражняться в «реформировании» русского языка. Подробнее об этом рассказала студентка 5-го курса филологического факультета ОГПУ Ольга Семёнова. Решительным реформатором русского письма выступил Петр I. Собственно, это была не реформа орфографии, а реформа графики: из алфавита тогда изъяли некоторые буквы, а начертания других изменили. Так, Петр собственноручно вычеркнул из азбуки буквы Y (пси) и x (кси), которые читались как сочетания «пс» и «кс». Была введена буква «й» и узаконена «э». Кроме того, введён гражданский шрифт, более строгий и упрощенный. Однако размышления о составе алфавита на этом не закончились. Уже Ломоносов и его ученик - грамматист А.А. Барсов - указывали на бесполезность буквы «ъ», а Н.Г. Курганов, автор знаменитого «Новейшего письмовника», высказывался против буквы "ять". Существенный вклад в русский алфавит внёс Н.М. Карамзин, который ввёл букву «ё» (вместо сочетания букв «iо»), напечатав в 1797 году сборник стихов "Аониды" с ее употреблением. В соответствии с реформой 1918 года: из алфавита исключались буквы «Ѣ» («ять»), «Ѳ» («фита»), «І» («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, «Е», «Ф», «И»; исключался твёрдый знак («Ъ») на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака («подъём», «адъютант»); изменялось правило написания приставок на «з/с»: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на «с» перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться); было введено и многое другое. Потом была реформа 1956 года, попытка реформы в 1964-м, реформа 2000-го, современные нововведения наподобие йогУрта…

***

Участники встречи обсудили и особенности преобразования языка с появлением Интернета. Филологи размышляли о моде в конце 90-х и в начале «нулевых» годов на «язык подонков», в основе которого лежит интересный феномен: написание слов в неудобочитаемой форме. ; В завершение заседания, после презентации сборника диктантов, завкафедрой русского языка, риторики и культуры речи Татьяна Алексеевна Чеботникова предложила всем участникам пройти орфографический тест-диктант. Не самый сложный. Но даже студенты-филологи допустили в нём по 3–4 ошибки. Да уж, как говорит российский лингвист Максим Кронгауз, «русский язык находится на грани нервного срыва».

Владимир БЕРЕБИН, помощник ректора ОГПУ по общественным связям

Юлия СИТНИКОВА, студентка отделения журналистики филологического факультета ОГПУ

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В.Г. Костомаров: «Учитель должен быть носителем правильности»
В СВГУ прошел круглый стол под руководством профессора Гретчен Берш
Организаторы Тотального диктанта объявили автора текста
Формирование языковой компетенции студентов политехнического колледжа
Акция «Здоровый донор – здоровое Оренбуржье!»
Актуальные методы преподавания иностранных языков обсудили в НГПУ
Образование на русском языке станет доступным из любой точки мира
Питер Франс: «Перевод – это способ понимания»
Проблемы лингвистики глазами молодых ученых
Интервью с организаторами «Тотального диктанта»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ