Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Российская аспирантура в кризисе?

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики».

Просмотров: 2019

Кто изучил науки, а к делу их не применил – словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
А. Навои.

Зачем молодые люди поступают в аспирантуру? Вопрос, которым невольно задаешься, просматривая таблицы, схемы и диаграммы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», опубликованного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». Один, но яркий пример: в 2010 году численность выпущенных аспирантов в России составила 33 763 человек, из них с защитой диссертации – всего лишь 9 611. Цифра защитившихся больше той, что имели, например, в 2008 году (8 831). С одной стороны, это радует (какой-никакой рост!), но с другой…

Может, правы ученые, которые определенно высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы журналистов разных СМИ, – «российская аспирантура в кризисе». Так считает проректор по научной работе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Дмитрий Бак. Аргументы, которые он приводит, шокируют: «все больше не защитившихся в срок или забросивших диссертации аспирантов, а диссертации «на заказ» стали обычным делом». Получается, что из таких вот кандидатов в кандидаты наук и складывается «страшная» цифра – 33 763.

– В слове «ученый» заключается только понятие о том, что его много учили, но это еще не значит, что он чему-нибудь научился, – отметил немецкий ученый и публицист Георг Лихтенберг, живший в XVIII веке. И это замечание, пожалуй, здесь как нельзя кстати. Сейчас в аспирантуре, действительно, учат многому, и посещение занятий является обязательным не только на первом учебном году обучения. А когда же работать над диссертацией, создавать «научный продукт»?

Цифры просто «кричат» о проблемах российской аспирантуры. И возникают вопросы. Вот лишь некоторые из них: как, реформируя, повысить эффективность аспирантуры? что может дать нам сближение с европейской системой образования? как повысить качество диссертаций? насколько реально обязательное требование публикаций в высокорейтинговых зарубежных журналах? изменится ли статус кандидата наук в ближайшее время?

Ученые степени в среде чиновников – реальность, которая постоянно напоминает о себе… Будущее после успешной защиты тоже не всегда гарантирует востребованность молодому ученому или преподавателю. Словом, ситуацию с воспроизводством научно-педагогических кадров в России наскоком не исправить, прежде надо ее хорошо изучить.
Задумаемся над цифрами, рассмотрим внимательно схемы и графики.1

  1. Графики и таблицы из статистического сборника «Индикаторы науки: 2012», ВШЭ. www.hse.ru.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ученые степени, наука, аспирантура, фактотум, ао-60

Похожие материалы:
Как повысить эффективность российской аспирантуры?
Интернет поможет ВАК бороться с плагиатом
В интересах науки
В Томском политехническом университете определили Ученых года-2012
Плата плагиата
Оценка эффективности работы аспирантуры
Производство знаний: от аврала к росту?
Чем больна российская медицина?
Академик Константин Скрябин: Зачем человеку знать структуру своего генома?
Развитие вузовской науки – актуальная необходимость

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (119) 2020

В номере читайте. Высшая школа против пандемии: оперативные меры и долгосрочные стратегии. Регион: адаптация системы образования Хабаровского края к новым условиям. Университеты: стратегия и тактика заимствования. ДПО: актуальная проблематика и лучшие практики. СПО: переход на дистант и комплексное развитие.
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Всегда на связи с будущим
Образовательный и научный потенциал СПбГУТ является важнейшим драйвером инновационного развития...
Раскрывая потенциал каждого студента
Доступность качественного образования, соответствующего инновационному социально-экономическому...
От профессионального самоопределения до трудоустройства
Сахалинский базовый медицинский колледж – перспективная, динамично развивающаяся образовательная...
Из журнала
#109Система образования в Бразилии
#112Управление научной лабораторией: лучшие практики и вызовы времени
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#111Особая роль наставничества
#110Кто ты в атомной отрасли? Try a Skill! Профессиональные пробы как эффективная форма профориентации
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ