Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Производство знаний: от аврала к росту?

Насколько благоприятны условия для «деятельности увлеченных умов» у нас, в России? Впрочем, пессимист, памятуя об одной из формулировок закона Мерфи – «Ничего нельзя сказать о глубине лужи, пока в нее не попадешь», – поставил бы этот вопрос иначе…

Просмотров: 1422

Перед тем как улучшиться, ситуация ухудшается. Кто сказал, что она улучшится?
Закон Мерфи.

Предваряя тему сегодняшнего номера, посвященного научно-исследовательской деятельности вузов и проблеме оценки ее эффективности, процитируем министра развития человеческих ресурсов Правительства Индии Капила Сибала: «В наше время источником роста и преуспевания вместо владения средствами производства и производительности труда стало производство знаний. Слово «инновация» звучит как своего рода «мантра» развития. Осознание этого настолько широко распространилось, что страны соревнуются между собой в создании институтов и организаций, которые способствовали бы производству знаний. Это производство подразумевает наличие сети ученых, активно вовлеченных в данный процесс, поскольку поиск нового – это результат деятельности увлеченных умов, постоянно ставящих под сомнение уже известное» (при условии, что сама деятельность осуществляется в благоприятных условиях1).

Мы неслучайно привели цитату именно представителя Индии – страны, относящейся, как и Россия, к когорте развивающихся стран. И неслучайно выделили фразу про «благоприятные условия» – представляется, что это ключевой момент для развития российской науки, где бы она ни базировалась: в академических институтах или университетах. И, вероятно, в «российском варианте» эта фраза не была бы вынесена в скобки, а звучала бы едва ли не главным рефреном…

Итак, насколько благоприятны условия для «деятельности увлеченных умов» у нас, в России? Впрочем, пессимист, памятуя об одной из формулировок закона Мерфи – «Ничего нельзя сказать о глубине лужи, пока в нее не попадешь», – поставил бы этот вопрос иначе…

Вместо «многажды слов» представим небольшой визуальный ряд – пусть читатель сам делает выводы2.

  1. «Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов» / Под ред. Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми. Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012 (http://www.hse.ru/data/2012/09/05/1241930031/).
  2. Графики и таблицы взяты из презентации-доклада старшего научного сотрудника, заведующей отдела научной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Г.А. Китовой// См: Г.А. Китова «Научная политика России: посткризисные тенденции и перспективы развития» (http://www.gosbook.ru/node/63109).
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: наука, фактотум, ао-59

Похожие материалы:
Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов
В интересах науки
Путь один – к новым исследовательским формам
Томский государственный университет представил свои достижения в Брно (Чехия)
Разработана программа «Расчет биоритмов человека»
Сотрудники НИ ИрГТУ изучали в Финляндии новейшие разработки в области авиационных материалов
Российская аспирантура в кризисе?
Как измерить «гранит науки»?
Аспирантка ИрГТУ разработала систему автоматического мониторинга сейсмичности на Байкале
Профессор ИрГТУ работает над созданием лекарств на основе байкальского эндемика

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ