Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Инженерная карта России

Инженерное образование – основа экономического развития России. Высшая инженерная школа всё ещё находится на высоком уровне развития и распространена на всей территории РФ.

Просмотров: 1702

Послесловие к Парламентским слушаниям

По оценкам отечественных (Российская инженерная академия, Ассоциация инженерного образования России, Лига независимых ученых России) и зарубежных (Всемирный банк реконструкции и развития) экспертов, существующая в России интеллектуальная собственность в 10 раз превосходит по стоимости российские основные фонды. В огромной степени – это заслуга отечественной высшей инженерной школы, которая была и пока еще остается на высоком уровне. Такие данные были приведены на Парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных тематике инженерного образования в России (подробнее – см. в статье «Будет модернизация – сохранимся...»).

Подготовку специалистов в области техники и технологий в нашей стране осуществляют 442 государственных и 113 негосударственных вузов, а также 1251 государственных и 168 негосударственных учреждений СПО. Контингент студентов, обучающихся по инженерным (техническим) специальностям в технических вузах, составляет 36% и в технических УСПО – 59%.

Первую «десятку» самых популярных у абитуриентов направлений подготовки возглавляют гуманитарные направления. Из технических в «Top-10» вошли: информационная безопасность, химическая технология и биотехнологии, информатика, вычислительная техника, геология, разведка и разработка полезных ископаемых.

Однако в сфере профессионального технического образования накопилась масса проблем, усугубляющихся еще и тем, что консенсуса между профессиональным сообществом и государством в видении путей и приоритетов дальнейшего развития ВПО пока не достигнуто. Так, по данным опроса, проведенного в 2009 году учеными МАДИ, лишь 21% научно-педагогической общественности высшей технической школы России положительно оценивают результаты реформирования и модернизации сферы ВПО, 37,4% – отрицательно, а 29,6% указывают на то, что заметных изменений не произошло. Усугубляет это положение и мировой кризис, во многом охладивший надежды на развитие государственно-частного партнерства в интеллектуальной и образовательной сфере. Пример: доля государства в финансировании науки в докризисном 2007 году составляла 60%, остальное приходилось на частные инвестиции, но уже в 2008 году доля частного бизнеса (читай – работодателей) сократилась до 30%. Такую картину можно проецировать и на систему подготовки кадров, и, в частности, кадров инженерных, а ведь здесь подготовка – наиболее наукоемкая!

Эксперты считают, у России нет иного пути, кроме пути инновационного развития. Иначе, оставаясь сырьевым «гигантом», мы уже к 2020 году окажемся на «мировых задворках» (доля топлива и сырья в мировом экспорте к этому периоду будет составлять менее 10%). Тогда с мечтой стать конкурентоспособной державой можно будет распрощаться навсегда. И футуристические опасения профессора А. Азуана о том, что о России в следующих десятилетиях «будут вспоминать как о второразрядной стране с великой культурой и трагической историей», могут превратиться в грустную реальность. Сию опасность политическая элита (или часть ее), явно осознает, обозначив пять основных направлений модернизационного технологического «прорыва» – медицинские, ядерные, информационные, космические технологии и энергоэффективность. Безусловно, вытянуть такой «груз» без новых высококвалифицированных, креативных инженеров невозможно. Инженеровпатриотов, как бы пафосно это не звучало…

Поэтому одним из самых важных предложений Парламентских слушаний представляется предложение разработки государственной комплексной программы модернизации инженерного образования в России. Только комплексный подход способен вытащить образование, в том числе техническое из той «институциональной ловушки», в которой мы, кажется, все-таки увязли…

Очень точно выразился председатель Комитета по образованию и науке СФ Х. Чеченов: «На этом последнем нашем бастионе – на качественном образовании – мы вытянемся и вытянем, даст Бог. У нас есть основания надеяться на лучшее. Не все наши карты биты!»

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: инженерное образование, фактотум, ао-40

Похожие материалы:
Владикавказский технологический центр «Баспик». Проблема подготовки инженерных кадров
СПб ГТУРП: Успех не приходит случайно
Дагестанский государственный технический университет: приоритеты в развитии инженерного образования
Конференция «Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации»
Итоги весенней сессии 2010 Комитета по образованию ГД РФ
Инновационное образование для автомобильной отрасли
XIV Всероссийский конкурс «Инженер года-2013»
Значимость гуманитарного знания при подготовке инженера
Профессиональная инженерная деятельность: перспективы
Престиж инженерного образования зависит от инвестиций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#99ТИСБИ – предпринимательский университет на основе социальной ответственности
#96Процессы оптимизации российской высшей школы
#101Моздокский механико-технологический техникум готовит квалифицированные кадры
#104Шахунский агропромышленный техникум готовит кадры для АПК Нижегородской области
#96Опыт изменений системы ФУМО в СПО
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний