Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузов

Тема очередного экспресс-форума – «Научно-исследовательская работа вузов как один из важнейших показателей эффективности деятельности учебного заведения». На вопросы редакции ответили представители руководства ряда ведущих российских вузов.

Просмотров: 4234

Тема предлагаемого вниманию читателей экспресс-форума – «Научно-исследовательская работа вузов как один из важнейших показателей эффективности деятельности учебного заведения». Обращаясь к ней, редакция учла ряд особенностей. Во-первых, некоторые эксперты отмечают, что в целом акцент дальнейшего развития российской науки, судя по всему, смещается в сторону науки вузовской. Во-вторых, в утвержденном Минобрнауки 19 июня 2012 года Примерном перечне критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений научно-исследовательская работа выделена как одно из важнейших направлений. Таким образом, по сути и государством, и экспертным сообществом высшей школе дан своеобразный сигнал ожиданий. Чем готова откликнуться высшая школа?

Редакция обратилась к руководству ряда ведущих российских вузов с предложением ответить на следующие вопросы:

  1. Какие проблемы процесса интеграции науки и образования представляются вам на сегодняшний день самыми острыми? Каково ваше видение их решения?
  2. В интервью журналу «АО» (№56, июнь, 2012) заместитель министра образования и науки РФ  Игорь Реморенко отметил: «В новом законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» мы шагнули к тому, чтобы сделать аккредитацию не формальной, а содержательной», предложив журналу организовать широкую дискуссию на тему, в каком направлении должны меняться показатели аккредитации – и государственной, и общественной. Какова ваша точка зрения на то, как должны измениться критерии оценки научно-исследовательской деятельности вуза, которые бы наиболее адекватно отражали ее уровень и мотивировали вуз на ее дальнейшее развитие?

КОКШАРОВ Виктор Анатольевич, ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, кандидат исторических наук, доцент

– (1) Сегодня перед российской высшей школой стоит немало задач. Интеграция науки, образования и бизнеса – одна из основных. В советское время связь между прикладной и фундаментальной наукой предполагала наличие отраслевых институтов, которые занимались исследованиями для реальных секторов народного хозяйства и коммерциализацией разработок, созданных в Академии наук. Сегодня эта ниша никем не заполнена: многие отраслевые институты приказали долго жить. В то же время такая ситуация рождает новые возможности для российских университетов.

Ведущие университеты России сегодня призваны развивать у себя инновационную инфраструктуру, создавая малые инновационные предприятия и инновационно-внедренческие центры. Так вузы взаимодействуют с бизнесом.

Центрами развития как фундаментальной, так и прикладной науки становятся университеты – не подменяя при этом институты Академии наук, а работая в тесном сотрудничестве с ними. Можно даже сказать больше: российские университеты образуют единый комплекс с Академией наук, по крайней мере, на Урале. Сотрудники федерального университета работают в фундаментальных институтах Уральского отделения РАН, в то же время очень многие сотрудники институтов Академии наук – штатные преподаватели УрФУ. Это дает возможность совместно заниматься множеством научных исследований вне зависимости от того, кто выигрывает гранты на их проведение.

Сегодня исследовательская база ведущих российских университетов, и УрФУ в том числе, постоянно совершенствуется. Закупается новое оборудование, что дает новые возможности. Этому способствуют гранты федеральных целевых программ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, взаимодействие с иностранными коллегами. В результате объем научных исследований неуклонно растет. Только в Уральском федеральном университете он ежегодно увеличивается на 20 процентов и в этом году составит 600 млн. рублей. Это далеко не предел, в России есть примеры гораздо более успешного продвижения научных разработок, и нам есть на кого равняться.

Отдельного разговора заслуживает кадровая проблема российской науки. К сожалению, в 90-е и начале 2000-х годов многие перспективные исследователи ушли из университетов и институтов Академии наук в частный бизнес. Сегодня нам особенно не хватает ученых в возрасте от 35 до 50 лет. Для того чтобы восполнить их нехватку, Уральский федеральный университет реализует программы грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей, привлекает специалистов предприятий, стимулируетнаучную публикационную активность. Это приносит свои плоды, что выражается в резком увеличении индексируемых публикаций в базах Web of Science и Scopus.

– (2) Нельзя не согласиться с тем, что аккредитация образовательных учреждений не должна быть формальной. Проблема кроется не в самих показателях – они выстраиваются под систему, а в организации аккредитации. Необходимо привлекать научную и образовательную общественность, а также независимых международных экспертов, а не только экспертов государственных органов управления.

Те усилия, которые сегодня предпринимаются по координации деятельности ведущих университетов, должны привести к значимым результатам. Так, недавно Уральский федеральный университет вошел в Ассоциацию ведущих социально-экономических университетов. Создание такой организации несколькими вузами позволяет проводить взаимную аккредитацию, и это оказывает влияние на результаты представления деятельности университета. При этом сами показатели должны определяться во взаимодействии с экспертами.


РЫБАКОВ Олег Юрьевич, проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор

– (1) В современных условиях особенно важна взаимосвязь между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Однако лишь увеличением количества научно-образовательных центров и подобных им структур – при всей их значимости в вузах – этот вопрос решить сложно. Перспективным видится наращивание научного оснащения научно-образовательного процесса, более широкое внедрение научных индикаторов в аттестацию студентов, использование достижений мировой науки в высшей школе.

– (2) Критерии как определенные государственные и общественные требования к системе организации научных исследований в вузе, их результативности должны отражать соответствующие изменения в потребностях определенных сфер жизни общества, их соотношение с мировыми показателями развития и соответствие им. Общеизвестны современные показатели аккредитации науки в вузах, которые рассчитываются из объема финансирования исследований фундаментального и прикладного характера, количества проводимых научных мероприятий, числа публикаций ученых вуза.

Необходимо, как представляется, развитие аккредитационных требований в направлении признания российских ученых и результатов их научно-исследовательской деятельности на мировом уровне. Прежде всего это достигается через увеличениедоли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах. Также важны как российские, так и международные формы регистрации интеллектуальной собственности (зарубежные патенты). Необходима разработка внутривузовского механизма стимулирования достижений, отражающих востребованность наших ученых. Эта модель будет наиболее эффективна при её реализации на всех уровнях профессионального образования.


ПОЛУХИН Олег Николаевич, и.о. ректора национального исследовательского Белгородского государственного университета, доктор политических наук, профессор

– (1) Интенсивность развития и конкурентоспособность ведущих российских университетов сегодня во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и производства, способной выступить действенным инструментом построения институционально новой модели высшей школы – учебно-научно-производственного комплекса. Именно он призван взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении инновационного развития экономики России. Важнейшими отличительными признаками такого комплекса, наряду с высоким качеством подготовки профессиональных кадров и широким спектром фундаментальных и прикладных исследований, должны являться развитые кооперационные связи с реальным сектором экономики и ключевая роль в территориальных инновационных кластерах.

БелГУ, став в 2010 году одним из победителей конкурса по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский», приступил к созданию саморазвивающегося производственно-финансового комплекса мирового уровня. Решение этой задачи позволит вузу раскрыть ресурсный потенциал триады «образование – наука – производство» и выступить катализатором инновационных процессов в ведущих секторах экономики Белгородской области (горно-металлургическом, машиностроительном, агропромышленном, строительном и медико-биологическом).

Среди проблем, решаемых университетом, одной из наиболее актуальных является привлечение представителей бизнес-структур к участию в образовательной, научной и инновационной деятельности. Опыт показывает, что наиболее эффективной и привлекательной для бизнеса формой объединения ресурсов вуза и промышленных предприятий региона является проектное взаимодействие, нацеленное на расширение совместного проведения НИОКР и получение значимых социально-экономических и коммерческих эффектов.

Ярким примером такого взаимодействия является сотрудничество БелГУ с опытно-экспериментальным заводом «ВладМиВа» (г. Белгород) как одним из якорных предприятий медико-биологического кластера области. Совместными усилиями создана и отработана технология синтеза нанокристаллического гидроксилапатита (НГАП), используемого для производства стоматологических препаратов нанофлюор, апексдент, фосфадент. Во исполнение постановления Правительства РФ № 218 с 2010 года предприятие и университет совместно выполняют комплексный проект «Создание производства биосовместимых композиционных и кальцийсодержащих остеопластических и лечебно-профилактических материалов для медицины». В его рамках учреждены 2 малых инновационных предприятия, объемы продаж которых к концу 2013 года должны составить 28 млн. рублей, а к 2017-му возрасти до 298 млн. рублей. Благодаря реализации проекта на базе завода «ВладМиВа» была создана междисциплинарная кафедра медико-технических систем БелГУ, деятельность которой способствует повышению качества подготовки профильных профессиональных кадров за счет возникающих обратных связей в цепочке «производство – вуз».

– (2) С учетом вышесказанного, считаем необходимым включить в перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений такой показатель, как объем финансовых средств, привлеченных вузом на НИОКР в рамках проектной интеграции с коммерческими отечественными предприятиями. Это позволит увидеть реальную востребованность вуза хозяйствующими субъектами страны и региона. В целом развитие инновационной компоненты в деятельности большинства российских вузов делает сегодня весьма актуальными разработку и введение в ряд аккредитационных показателей соответствующих индикаторов, отражающих состояние инновационной системы вузов и достигнутые результаты вразвитии и эффективном использовании инновационного потенциала.


ВЕРХОВЕЦ Сергей Владимирович, проректор по науке и международному сотрудничеству Сибирского федерального университета, кандидат сельскохозяйственных наук

– (1) Самая острая проблема заключается в разобщенности управленческой системы, несмотря на то что формально и вузы, и академические институты входят в Министерство образования и науки РФ. Университеты решают главную задачу – готовят кадры, живут своей жизнью, Академия наук занята подготовкой научных публикаций. Интеграционные процессы идут лишь на уровне горизонтально-личностных связей.

Кроме того, у вузов фактически нет прямого финансирования научной деятельности – средства можно получить за счет выполнения хоздоговорных работ, выигранных грантов. Получив деньги на проекты, вузы могут к их реализации привлечь академическую науку. Но вот при написании заявок награнты они не вправе указывать ресурсы академической среды. Академия наук, в свою очередь, при подготовке заявок на гранты не видит университеты в качестве своих партнеров.

Решение проблемы разобщенности, на наш взгляд, возможно через создание холдинговых структур, выстроенных на «среднем» уровне – межинститутском, объединенном по областям науки. Например, у академии есть хорошо зарекомендовавший себя формат – объединенные ученые советы при отделениях наук. И если бы такие советы проходили в базовых или ведущих вузах по этому направлению, это могло бы дать определенный эффект.

Еще одним вариантом решения проблемы может быть соглашение между университетами и центрами академической науки. В нашем случае – Сибирским федеральным университетом и Красноярским научным центром СО РАН в форме «простого товарищества», для того чтобы университет мог представлять интересы двоих и подавать заявки для участия в конкурсах на получение грантов, учитывая ресурсы обеих структур. При создании холдинга или научно-образовательного консорциума университет имел бы больше возможностей для участия в федеральных программах и конкурсах, наметились бы тенденции к сотрудничеству, к более плодотворной совместной деятельности.

– (2) Оценка научно-исследовательской деятельности достаточно понятна и выверена, однако, по нашему мнению, нужно проводить ранжирование вузов по регионам в зависимости от территориального расположения научных и образовательных организаций или же ввести определенные коэффициенты. Совершенно очевидно, что московским вузам живется легче, чем якутским.

Аккредитация на сегодняшний день рассматривается как констатация факта, и она не мотивирует на дальнейшее развитие. Например, просто подсчитывается количество структур: научно-образовательных и инновационных центров, лабораторий. Фактически же часто бывает, что одна интенсивно работающая структура оказывается эффективнее десяти маломощных и морально устаревших.
Ещё одним архаичным критерием является показатель количества штатных научных сотрудников. Так, в СФУ основные научные работники – профессора и доценты, они входят в штат кафедр и наукой занимаются в рамках гражданско-правовых договоров. А штат научных сотрудников – за счет бюджета или вне его – университетом создается только тогда, когда четко понятно, что определенная работа будет выполняться в течение нескольких лет. В этом случае предстоит вывести сотрудника за пределы кафедры и «поставить науку на пьедестал», сделав ее основным видом деятельности. Таким образом, количество штатных научных работников в вузе не отражает количество сотрудников, занимающихся наукой.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Уральском федеральном университете обсудили будущее Евразийского союза
Белгород - Франция: наука без границ
Мегагрант стартовал: Российские элиты и европейские инновации
МТС и СФУ создали лабораторию для будущих связистов
Отчистка от нефтепродуктов по методу ученых СФУ
Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности
Через тернии в SCOPUS
Первое заседание Белгородского Интеллектуального клуба
Менделеевский съезд состоится в Екатеринбурге 26-30 сентября 2016 года
Итоги семинара «Биолюминесцентные биотехнологии»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 2 Оставить комментарий
Гость Незарегистрированный пользователь
С

2020-03-29 09:45:44 Ответить пользователю

Евгения Незарегистрированный пользователь
Спасибо! Очень интересно было почитать.

2016-02-26 10:37:37 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ