Экспресс-форум: научно-исследовательская работа вузовТема очередного экспресс-форума – «Научно-исследовательская работа вузов как один из важнейших показателей эффективности деятельности учебного заведения». На вопросы редакции ответили представители руководства ряда ведущих российских вузов. Просмотров: 4234
Тема предлагаемого вниманию читателей экспресс-форума – «Научно-исследовательская работа вузов как один из важнейших показателей эффективности деятельности учебного заведения». Обращаясь к ней, редакция учла ряд особенностей. Во-первых, некоторые эксперты отмечают, что в целом акцент дальнейшего развития российской науки, судя по всему, смещается в сторону науки вузовской. Во-вторых, в утвержденном Минобрнауки 19 июня 2012 года Примерном перечне критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений научно-исследовательская работа выделена как одно из важнейших направлений. Таким образом, по сути и государством, и экспертным сообществом высшей школе дан своеобразный сигнал ожиданий. Чем готова откликнуться высшая школа? Редакция обратилась к руководству ряда ведущих российских вузов с предложением ответить на следующие вопросы:
– (1) Сегодня перед российской высшей школой стоит немало задач. Интеграция науки, образования и бизнеса – одна из основных. В советское время связь между прикладной и фундаментальной наукой предполагала наличие отраслевых институтов, которые занимались исследованиями для реальных секторов народного хозяйства и коммерциализацией разработок, созданных в Академии наук. Сегодня эта ниша никем не заполнена: многие отраслевые институты приказали долго жить. В то же время такая ситуация рождает новые возможности для российских университетов. Ведущие университеты России сегодня призваны развивать у себя инновационную инфраструктуру, создавая малые инновационные предприятия и инновационно-внедренческие центры. Так вузы взаимодействуют с бизнесом. Центрами развития как фундаментальной, так и прикладной науки становятся университеты – не подменяя при этом институты Академии наук, а работая в тесном сотрудничестве с ними. Можно даже сказать больше: российские университеты образуют единый комплекс с Академией наук, по крайней мере, на Урале. Сотрудники федерального университета работают в фундаментальных институтах Уральского отделения РАН, в то же время очень многие сотрудники институтов Академии наук – штатные преподаватели УрФУ. Это дает возможность совместно заниматься множеством научных исследований вне зависимости от того, кто выигрывает гранты на их проведение. Сегодня исследовательская база ведущих российских университетов, и УрФУ в том числе, постоянно совершенствуется. Закупается новое оборудование, что дает новые возможности. Этому способствуют гранты федеральных целевых программ, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, взаимодействие с иностранными коллегами. В результате объем научных исследований неуклонно растет. Только в Уральском федеральном университете он ежегодно увеличивается на 20 процентов и в этом году составит 600 млн. рублей. Это далеко не предел, в России есть примеры гораздо более успешного продвижения научных разработок, и нам есть на кого равняться. Отдельного разговора заслуживает кадровая проблема российской науки. К сожалению, в 90-е и начале 2000-х годов многие перспективные исследователи ушли из университетов и институтов Академии наук в частный бизнес. Сегодня нам особенно не хватает ученых в возрасте от 35 до 50 лет. Для того чтобы восполнить их нехватку, Уральский федеральный университет реализует программы грантовой поддержки молодых ученых и преподавателей, привлекает специалистов предприятий, стимулируетнаучную публикационную активность. Это приносит свои плоды, что выражается в резком увеличении индексируемых публикаций в базах Web of Science и Scopus. – (2) Нельзя не согласиться с тем, что аккредитация образовательных учреждений не должна быть формальной. Проблема кроется не в самих показателях – они выстраиваются под систему, а в организации аккредитации. Необходимо привлекать научную и образовательную общественность, а также независимых международных экспертов, а не только экспертов государственных органов управления. Те усилия, которые сегодня предпринимаются по координации деятельности ведущих университетов, должны привести к значимым результатам. Так, недавно Уральский федеральный университет вошел в Ассоциацию ведущих социально-экономических университетов. Создание такой организации несколькими вузами позволяет проводить взаимную аккредитацию, и это оказывает влияние на результаты представления деятельности университета. При этом сами показатели должны определяться во взаимодействии с экспертами.
– (1) В современных условиях особенно важна взаимосвязь между профессиональным образованием, научно-исследовательской и практической деятельностью. Слабая интеграция образовательной и научной деятельности в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала научной сферы. Однако лишь увеличением количества научно-образовательных центров и подобных им структур – при всей их значимости в вузах – этот вопрос решить сложно. Перспективным видится наращивание научного оснащения научно-образовательного процесса, более широкое внедрение научных индикаторов в аттестацию студентов, использование достижений мировой науки в высшей школе. – (2) Критерии как определенные государственные и общественные требования к системе организации научных исследований в вузе, их результативности должны отражать соответствующие изменения в потребностях определенных сфер жизни общества, их соотношение с мировыми показателями развития и соответствие им. Общеизвестны современные показатели аккредитации науки в вузах, которые рассчитываются из объема финансирования исследований фундаментального и прикладного характера, количества проводимых научных мероприятий, числа публикаций ученых вуза. Необходимо, как представляется, развитие аккредитационных требований в направлении признания российских ученых и результатов их научно-исследовательской деятельности на мировом уровне. Прежде всего это достигается через увеличениедоли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах. Также важны как российские, так и международные формы регистрации интеллектуальной собственности (зарубежные патенты). Необходима разработка внутривузовского механизма стимулирования достижений, отражающих востребованность наших ученых. Эта модель будет наиболее эффективна при её реализации на всех уровнях профессионального образования.
– (1) Интенсивность развития и конкурентоспособность ведущих российских университетов сегодня во многом определяются эффективной интеграцией науки, образования и производства, способной выступить действенным инструментом построения институционально новой модели высшей школы – учебно-научно-производственного комплекса. Именно он призван взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении инновационного развития экономики России. Важнейшими отличительными признаками такого комплекса, наряду с высоким качеством подготовки профессиональных кадров и широким спектром фундаментальных и прикладных исследований, должны являться развитые кооперационные связи с реальным сектором экономики и ключевая роль в территориальных инновационных кластерах. БелГУ, став в 2010 году одним из победителей конкурса по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский», приступил к созданию саморазвивающегося производственно-финансового комплекса мирового уровня. Решение этой задачи позволит вузу раскрыть ресурсный потенциал триады «образование – наука – производство» и выступить катализатором инновационных процессов в ведущих секторах экономики Белгородской области (горно-металлургическом, машиностроительном, агропромышленном, строительном и медико-биологическом). Среди проблем, решаемых университетом, одной из наиболее актуальных является привлечение представителей бизнес-структур к участию в образовательной, научной и инновационной деятельности. Опыт показывает, что наиболее эффективной и привлекательной для бизнеса формой объединения ресурсов вуза и промышленных предприятий региона является проектное взаимодействие, нацеленное на расширение совместного проведения НИОКР и получение значимых социально-экономических и коммерческих эффектов. Ярким примером такого взаимодействия является сотрудничество БелГУ с опытно-экспериментальным заводом «ВладМиВа» (г. Белгород) как одним из якорных предприятий медико-биологического кластера области. Совместными усилиями создана и отработана технология синтеза нанокристаллического гидроксилапатита (НГАП), используемого для производства стоматологических препаратов нанофлюор, апексдент, фосфадент. Во исполнение постановления Правительства РФ № 218 с 2010 года предприятие и университет совместно выполняют комплексный проект «Создание производства биосовместимых композиционных и кальцийсодержащих остеопластических и лечебно-профилактических материалов для медицины». В его рамках учреждены 2 малых инновационных предприятия, объемы продаж которых к концу 2013 года должны составить 28 млн. рублей, а к 2017-му возрасти до 298 млн. рублей. Благодаря реализации проекта на базе завода «ВладМиВа» была создана междисциплинарная кафедра медико-технических систем БелГУ, деятельность которой способствует повышению качества подготовки профильных профессиональных кадров за счет возникающих обратных связей в цепочке «производство – вуз». – (2) С учетом вышесказанного, считаем необходимым включить в перечень критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений такой показатель, как объем финансовых средств, привлеченных вузом на НИОКР в рамках проектной интеграции с коммерческими отечественными предприятиями. Это позволит увидеть реальную востребованность вуза хозяйствующими субъектами страны и региона. В целом развитие инновационной компоненты в деятельности большинства российских вузов делает сегодня весьма актуальными разработку и введение в ряд аккредитационных показателей соответствующих индикаторов, отражающих состояние инновационной системы вузов и достигнутые результаты вразвитии и эффективном использовании инновационного потенциала.
– (1) Самая острая проблема заключается в разобщенности управленческой системы, несмотря на то что формально и вузы, и академические институты входят в Министерство образования и науки РФ. Университеты решают главную задачу – готовят кадры, живут своей жизнью, Академия наук занята подготовкой научных публикаций. Интеграционные процессы идут лишь на уровне горизонтально-личностных связей. Кроме того, у вузов фактически нет прямого финансирования научной деятельности – средства можно получить за счет выполнения хоздоговорных работ, выигранных грантов. Получив деньги на проекты, вузы могут к их реализации привлечь академическую науку. Но вот при написании заявок награнты они не вправе указывать ресурсы академической среды. Академия наук, в свою очередь, при подготовке заявок на гранты не видит университеты в качестве своих партнеров. Решение проблемы разобщенности, на наш взгляд, возможно через создание холдинговых структур, выстроенных на «среднем» уровне – межинститутском, объединенном по областям науки. Например, у академии есть хорошо зарекомендовавший себя формат – объединенные ученые советы при отделениях наук. И если бы такие советы проходили в базовых или ведущих вузах по этому направлению, это могло бы дать определенный эффект. Еще одним вариантом решения проблемы может быть соглашение между университетами и центрами академической науки. В нашем случае – Сибирским федеральным университетом и Красноярским научным центром СО РАН в форме «простого товарищества», для того чтобы университет мог представлять интересы двоих и подавать заявки для участия в конкурсах на получение грантов, учитывая ресурсы обеих структур. При создании холдинга или научно-образовательного консорциума университет имел бы больше возможностей для участия в федеральных программах и конкурсах, наметились бы тенденции к сотрудничеству, к более плодотворной совместной деятельности. – (2) Оценка научно-исследовательской деятельности достаточно понятна и выверена, однако, по нашему мнению, нужно проводить ранжирование вузов по регионам в зависимости от территориального расположения научных и образовательных организаций или же ввести определенные коэффициенты. Совершенно очевидно, что московским вузам живется легче, чем якутским.
Аккредитация на сегодняшний день рассматривается как констатация факта, и она не мотивирует на дальнейшее развитие. Например, просто подсчитывается количество структур: научно-образовательных и инновационных центров, лабораторий. Фактически же часто бывает, что одна интенсивно работающая структура оказывается эффективнее десяти маломощных и морально устаревших. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 2
Оставить комментарий
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|