Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Оценка эффективности работы аспирантуры

Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников.

Просмотров: 733

О.К. ОЗЕРОВА, заведующая отделом статистики образования центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики»


Как шлифуются алмазы

Он становится «the people's best friend», когда превращается в бриллиант. Найденный среди каменных россыпей, в кимберлитовых трубках или глубоких шахтах, маленький и невзрачный, на первый взгляд, камешек лишь после длительной и точной шлифовки засверкает всеми гранями.

Конец 2012 года был ознаменован важным событием: 29 декабря, после активного общественного обсуждения был принят основной закон в сфере образования (ФЗ №273). Одним из важнейших изменений стало установление новых параметров в области образования, в частности, в системе высшей школы. Подготовка кадров высшей квалификации, включающая подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), была определена одним из уровней программ высшего образования, а не послевузовским образованием, как было раньше. Первой ступенькой высшей школы стал бакалавриат, второй – специ­алитет и магистратура, третьей – определена аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка. Подготовку же докторантов вынесли за пределы системы образования. Таковы реалии нового закона.

На аспирантском уровне обучающийся должен овладеть образовательной программой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), освоение которой подтверждается дипломом государственного образца. Предыдущий закон такой нормы не определял. В дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «исследователь» или «преподаватель-исследователь». С этим документом он готовит кандидатскую диссертацию и представляет ее в диссертационный совет для защиты.

По данным федерального статистического наблюдения, в последние годы в России весьма заметно менялась численность аспирантов: в 2010 году, по сравнению с 2000-м, она возросла на треть и достигла пикового значения – 157,4 тыс. человек (см. табл. 1). В последующие годы произошло незначительное сокращение их численности: к 2013 году их было уже 132 тыс. человек – на 10 процентов меньше, чем в 2012 году, тем не менее, по сравнению с 2000-м, рост составил 12 процентов.

Таблица 1. Численность, прием аспирантов и выпуск из аспирантуры по формам обучения, (человек)

Очное обучение остается для аспирантов приоритетом, и более 60 процентов аспирантов повышают свой уровень образования по данной форме обучения. А прием 2013 года, собравший 70 процентов аспирантов- очников, лишь подчеркнул значимость этой формы.

Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям. Лидирующее место среди отраслей наук занимают технические и экономические (см. табл. 2). На протяжении значительного периода времени доля аспирантов, обучающихся по специальностям, относящимся к этим отраслям, составляла чуть менее половины – порядка 41-43 процентов. При этом большин­ство – свыше четверти всех аспирантов – овладевает знаниями в области технических наук. В период с 2005 по 2013 годы эта цифра росла, правда, незначительно – увеличившись, по сравнению с 2005 годом, почти на 3 процентных пункта. Второе место с 15 процентами сохранили за собой экономические науки, хотя показатель в соотношении с 2005 годом снизился на 4 процентных пункта.

Таблица 2. Численность аспирантов по отраслям науки, (на конец года, человек)

Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников (см. табл. 3). Причем, если готовятся стать кандидатами медицинских наук 40 процентов аспирантов, то в области искусствоведения на долю выпуска с защитой приходится лишь порядка 8 процентов.

Таблица 3. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям науки

В большинстве своем аспиранты – это алмазы, найденные в кимберлитовой трубке системы высшей школы, наиболее талантливые выпускники вузов. Увы, не каждому из них суждено превратиться в бриллиант, чтобы ещё ярче засверкало всеми гранями ожерелье царицы – российской науки.

Статистика не знает всего. Она не может мгновенно определить, как вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реформирование деятельности Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов, да и любое иное кардинальное начинание повлияло на развитие общества, на совершенствование третьего уровня высшего образования. Для этого нужны не год­два, а годы и годы.

Но ведь и алмазы быстро не шли­фуются.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-78, компетентно, НИУ ВШЭ, наука, аспирантура, качество образования

Похожие материалы:
Российское инженерное образование в глобальной экономике знаний
На страже качества высшего образования и науки
Дополнительное образование взрослых
Почему государство отказывается аккредитовывать программы ДПО
Эндаумент. Пять вопросов российским вузам
Оценка руководителями вузов мониторинга эффективности
Лекарство от плагиата
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
«ГОС» или «НЕГОС»: выбор в пользу качества
Слияния в российской высшей школе: мотивы, издержки, возможности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ