Оценка эффективности работы аспирантурыЛакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников. Просмотров: 1485
О.К. ОЗЕРОВА, заведующая отделом статистики образования центра статистики и мониторинга образования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» Как шлифуются алмазыОн становится «the people's best friend», когда превращается в бриллиант. Найденный среди каменных россыпей, в кимберлитовых трубках или глубоких шахтах, маленький и невзрачный, на первый взгляд, камешек лишь после длительной и точной шлифовки засверкает всеми гранями. Конец 2012 года был ознаменован важным событием: 29 декабря, после активного общественного обсуждения был принят основной закон в сфере образования (ФЗ №273). Одним из важнейших изменений стало установление новых параметров в области образования, в частности, в системе высшей школы. Подготовка кадров высшей квалификации, включающая подготовку научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), была определена одним из уровней программ высшего образования, а не послевузовским образованием, как было раньше. Первой ступенькой высшей школы стал бакалавриат, второй – специалитет и магистратура, третьей – определена аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка. Подготовку же докторантов вынесли за пределы системы образования. Таковы реалии нового закона. На аспирантском уровне обучающийся должен овладеть образовательной программой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), освоение которой подтверждается дипломом государственного образца. Предыдущий закон такой нормы не определял. В дипломе выпускника аспирантуры указывается квалификация «исследователь» или «преподаватель-исследователь». С этим документом он готовит кандидатскую диссертацию и представляет ее в диссертационный совет для защиты. По данным федерального статистического наблюдения, в последние годы в России весьма заметно менялась численность аспирантов: в 2010 году, по сравнению с 2000-м, она возросла на треть и достигла пикового значения – 157,4 тыс. человек (см. табл. 1). В последующие годы произошло незначительное сокращение их численности: к 2013 году их было уже 132 тыс. человек – на 10 процентов меньше, чем в 2012 году, тем не менее, по сравнению с 2000-м, рост составил 12 процентов. Таблица 1. Численность, прием аспирантов и выпуск из аспирантуры по формам обучения, (человек) Очное обучение остается для аспирантов приоритетом, и более 60 процентов аспирантов повышают свой уровень образования по данной форме обучения. А прием 2013 года, собравший 70 процентов аспирантов- очников, лишь подчеркнул значимость этой формы. Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям. Лидирующее место среди отраслей наук занимают технические и экономические (см. табл. 2). На протяжении значительного периода времени доля аспирантов, обучающихся по специальностям, относящимся к этим отраслям, составляла чуть менее половины – порядка 41-43 процентов. При этом большинство – свыше четверти всех аспирантов – овладевает знаниями в области технических наук. В период с 2005 по 2013 годы эта цифра росла, правда, незначительно – увеличившись, по сравнению с 2005 годом, почти на 3 процентных пункта. Второе место с 15 процентами сохранили за собой экономические науки, хотя показатель в соотношении с 2005 годом снизился на 4 процентных пункта. Таблица 2. Численность аспирантов по отраслям науки, (на конец года, человек) Лакмусовой бумажкой, определяющей эффективность работы аспирантуры, является показатель выпуска с защитой диссертации. В период аспирантской подготовки этот сложный путь успешно проходят более четверти выпускников (см. табл. 3). Причем, если готовятся стать кандидатами медицинских наук 40 процентов аспирантов, то в области искусствоведения на долю выпуска с защитой приходится лишь порядка 8 процентов. Таблица 3. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации по отраслям науки В большинстве своем аспиранты – это алмазы, найденные в кимберлитовой трубке системы высшей школы, наиболее талантливые выпускники вузов. Увы, не каждому из них суждено превратиться в бриллиант, чтобы ещё ярче засверкало всеми гранями ожерелье царицы – российской науки. Статистика не знает всего. Она не может мгновенно определить, как вступление в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реформирование деятельности Высшей аттестационной комиссии и диссертационных советов, да и любое иное кардинальное начинание повлияло на развитие общества, на совершенствование третьего уровня высшего образования. Для этого нужны не годдва, а годы и годы. Но ведь и алмазы быстро не шлифуются. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|