Как повысить эффективность российской аспирантуры?«Как повысить эффективность российской аспирантуры?» – вопрос, который в последнее время, что называется, висит в воздухе и требует ответа. Редакция «АО» предоставила возможность нынешним и бывшим аспирантам, научным руководителям высказать свое мнение по этому поводу, ответив на ряд вопросов. Просмотров: 3043
«Как повысить эффективность российской аспирантуры?» – вопрос, который в последнее время, что называется, висит в воздухе и требует ответа. Проблемы, связанные с обучением в аспирантуре, ни для кого уже не секрет и обсуждаются во многих СМИ на разных возрастных, социальных и образовательных уровнях. Что предпринять для обеспечения конкурентоспособности молодых российских ученых на международной научной арене – задача не праздная. Она вплотную связана с глобальной выживаемостью отечественной науки в целом. Редакция «АО» предоставила возможность нынешним и бывшим аспирантам, научным руководителям высказать свое мнение по этому поводу, ответив на ряд вопросов.
– (1) Зачастую это так. По некоторым специальностям продолжить свое образование в аспирантуре возможно лишь в нескольких крупных городах. Стипендии аспирантов – как, впрочем, и зарплата в научных учреждениях – тоже оставляют желать лучшего. Приоритетные направления – это те, о которых скажет президент, и чиновники кинутся со всех ног исполнять монаршую волю, или же это действительно те направления, в развитии которых нуждается современная наука? Если первое – это вряд ли будет способствовать развитию науки, в итоге получатся те же потёмкинские деревни. Если второе – этим нужно заниматься всерьез и надолго, привлекая весь имеющийся научный и экономический потенциал. Вопрос о жилищных условиях стоит особенно остро для большинства аспирантов. Нет отдельных правительственных программ, в том числе и жилищных, которые бы давали возможность талантливой молодежи заниматься наукой, не думая о крыше над головой и куске хлеба насущного. Не все информированы о специальной программе кредитов «Молодые ученые», имеющей жесткие условия. – (3) Большинство молодых российских ученых искренне хотели бы приносить пользу своей Родине и знать, что нужны своей стране, но зачастую не ощущают должной поддержки со стороны государства. Часто они работают не благодаря, а вопреки. Если отношение к науке на правительственном уровне не поменяется в корне, в скором будущем «утечка мозгов» за границу станет необратимым явлением, в частности, среди молодежи. Говоря об изменении отношения к науке, я имею в виду не строительство единичных образцово-показушных потемкинских деревень типа «Сколково», а отношение к науке в целом. Считаю, что развивать нужно не только те направления, которые сулят скорую прибыль, но вкладываться и в долгосрочные фундаментальные исследования.
– (1) Я согласна с тем, что нужно увеличить время обучения в аспирантуре по приоритетным (техническим) направлениям до четырех лет, так как там обучающемуся требуется большее количество времени для экспериментальных исследований. С подготовкой по гуманитарным направлениям все гораздо проще. По поводу стипендий. Ситуация, действительно, плачевная. Многие аспиранты в возрасте до тридцати лет обзаводятся семьями, а стипендия не является достойным доходом для молодой семьи. Квартирный вопрос тоже очень насущный для обучающихся в аспирантуре. Как правило, семьи аспирантов нуждаются в улучшении жилищных условий, однако банки кредитуют только тех заёмщиков, которые обладают достаточным доходом, а молодые люди не имеют финансовой стабильности для обеспечения ипотечного кредита. Чтобы молодой человек остался в науке, ему необходимо создать нормальные условия для жизни. – (2) В последнее время в НИ МГУ имени Н.П. Огарева аспирантам уделяется особенно много внимания. Только в ноябре этого года проведено несколько значимых мероприятий: бизнес-семинар для участников молодёжных инновационных центров «Введение в предпринимательство» с выдачей сертификатов, деловая игра для студентов и аспирантов «Путь к вершине профессионального мастерства», научно-практический семинар для обучающихся «Бизнес-план, основы его разработки». Более 150 аспирантов смогли съездить с докладами на конференции, имеющие различный статус, получено более сотни наград: дипломов, сертификатов, почетных грамот. Все это способствует знакомству молодых ученых с последними научными достижениями, помогает критически мыслить, вырабатывать собственную точку зрения на предмет, умение синтезировать новые гипотезы и доказывать их, описывать полученные результаты, занимаясь исследованием. – (3) На мой взгляд, в настоящее время в России у молодых ученых появилось больше возможностей для реализации своего потенциала. Конечно, есть трудности разного характера, в том числе с публикациями в серьезных рецензируемых иностранных журналах с высоким импакт-фактором. Но тот, кто занимается саморазвитием, стремится быть в курсе каких-то научных тенденций, мотивирован на то, чтобы работать в науке, обязательно добьется успеха.
– (1) Кажется вполне оправданным увеличение срока обучения в аспирантуре по приоритетным направлениям. Это связано с большим объемом информации, которую необходимо усвоить аспиранту, и внедрением своих разработок. Стипендии – это очень больной вопрос. Они у студентов и аспирантов просто смешные. На тот мизер, который получает аспирант, просто невозможно прожить даже одному, не только с семьей. Спонсирование аспирантов могло бы частично решить вопрос по финансированию научных разработок, но где найти таких спонсоров, которых бы интересовала наука? В нашей стране их единицы, а умных людей в аспирантуре немало. Жильё – тоже проблема, хотя предоставление практически бесплатного общежития, пожалуй, можно отнести к плюсам российской аспирантуры. Но часто то, что предлагается, практически не приспособлено для проживания семейных пар, коими в основном являются аспиранты. Приобрести собственное жилье практически невозможно, занимаясь наукой. В итоге приходится выбирать – либо наука, либо поиски заработка, который способен обеспечить счастливую и комфортную семейную жизнь. – (2) В Мордовском госуниверситете проводится немало мероприятий для обучения и развития главных умений научного работника. На базе вуза созданы различные молодежные инновационные центры, проводятся молодёжные школы, бизнес-тренинги, деловые игры и научные семинары. У специалистов, которые читают основные курсы, достаточно высокая квалификация, многие из них имеют ученую степень доктора наук. Для выезда на различные конференции, семинары и форумы осуществляется достаточное финансирование, что позволяет самоутвердиться, почувствовать, насколько грамотно и уместно применяются терминология и знания, полученные во время обучения. – (3) Действительно, в нашей стране в настоящее время ощущается нехватка молодых кадров высшей научной квалификации. Поэтому перспективы, на мой взгляд, достаточно хорошие для тех, кто учится у себя дома, а не за границей. Среди научных руководителей, профессоров в России много эрудированных, интеллектуально развитых людей.
– (1) Трех лет пребывания в аспирантуре вполне достаточно. Стипендии – в том числе повышенные за талантливые публикации – необходимо, разумеется, повышать, жилищные условия улучшать, спонсоров привлекать. Но в целом совершенствование «триады» – далеко не главная задача. Это всего лишь создание необходимых начальных условий. Центральная задача – возрождение системы стимулов: необходима атмосфера всеобщего уважения к науке и деятельности ученого, создание привлекательных и эффективных научных структур, создание наукоемких рабочих мест. Иными словами, проблемы аспирантуры нельзя решить, ограничиваясь только ее рамками. – (2) Я первый раз слышу о курсах для аспирантов. Новость странная по трем причинам. Во-первых, аспирантов не так много, и вряд ли из них можно организовать массовку для прочтения лекций. Во-вторых, интересы каждого аспиранта (по определению) специфичны, придумать общие лекции трудно. В-третьих, главное дело аспиранта – самостоятельная творческая работа с увлечением. Основные формы – участие в спецсеминарах, активное чтение последних научных статей, встречи с научным руководителем, активные обсуждения с коллегами. – (3) К сожалению, реальность такова, что ввиду невостребованности в России продолжается «утечка мозгов». Простых решений здесь нет: развитие науки тесно связано с экономикой, которой до успехов далеко. Государство российское обязано наметить новую сильную политику с четкими целями и видением способов их достижения. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|