Повышение эффективности научно-исследовательской работыВопросы повышения эффективности научно-исследовательской работы в вузах сегодня в зоне особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. Свою точку зрения высказали проректоры по научной деятельности нескольких крупных региональных вузов страны, ответив на вопросы журнала «АО». Просмотров: 737
Вопросы повышения эффективности научно-исследовательской работы в вузах сегодня в зоне особого внимания и профессионального сообщества, и государственных органов. На заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ (июнь, 2014) при рассмотрении актуальных вопросов инженерного образования прозвучали новые идеи по организации вузовской науки и механизмов ее взаимодействия с внешними партнерами – высокотехнологичными предприятиями. На Х съезде Российского союза ректоров (октябрь, 2014) шла речь о необходимости раннего вовлечения талантливых студентов в исследовательскую работу вуза через студенческие конструкторскоисследовательские бюро, научноучебные лаборатории, студенческие научные общества. Свою точку зрения высказали проректоры по научной деятельности нескольких крупных региональных вузов страны, ответив на вопросы журнала «АО».
– (1) Как показывают глобальные политические и экономические процессы последнего времени, национальная безопасность России может быть обеспечена только при условии максимальной независимости ее экономики от внешних факторов. В первую очередь это касается наукоемких отраслей, где необходим качественный инновационный прорыв, который бы позволил создать основу для конкурентоспособной высокотехнологичной экономики. Очевидно, что решение этой задачи требует наличия трех составляющих – кадровой, материально-технической и финансовой. Представляется, что именно университеты страны могут стать точками роста, обеспечивающими ее инновационное развитие. Действительно, специфика деятельности университетов позволяет эффективно интегрировать проблемы подготовки кадров, проведения научных исследований и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Полагаю, в этой связи было бы логично включить в перечень критериев эффективности вузов и показатель инновационной активности (с учетом специфики вузов). – (2) Необходима более адресная государственная политика поддержки инновационной деятельности и коммерциализации РИД. В частности, было бы целесообразно возобновить государственную программу развития инновационной деятельности вузов. В ее рамках ежегодно проводить конкурс программ инновационной деятельности с выделением победителям финансовой поддержки для завершения коммерчески перспективных НИР и создания малых инновационных предприятий. – (3) Следует продолжить уже начатую работу по сокращению количества диссертационных советов, поощрять практику объединения сохраненных или вновь создаваемых советов. Представляется, что диссертационные советы должны функционировать только на базе вузов, реально лидирующих в соответствующей области знаний. Они должны привлекать к своей работе и видных специалистов из других университетов и академических организаций.
– (1) Сегодня университеты способны осуществлять подготовку кадров для инновационной экономики. Они выращивают новое поколение специалистов, способных создавать инновационные разработки и знающих пути их выхода на рынок, а при необходимости – готовых создавать инновационные предприятия. Во многом это возможно благодаря созданию в университетах условий для научно-исследовательской деятельности, нацеленной на производство необходимых для развития ведущих отраслей экономики инноваций. Конечно, в условиях тесного взаимодействия с ключевыми предприятиями. Речь идет о работе по грантам, мегапроектам, по постановлению №218 Правительства РФ, технологическим платформам, программам инновационного развития. – (2) В университетах сформировалось правильное и глубокое понимание коммерциализации РИД вузов. Созданы соответствующие службы в самих вузах и вне их. Однако для повышения эффективности коммерциализации недостает сети инжиниринговых центров по многим отраслям народного хозяйства. Работа в этом направлении начата, но очень важно придать ей массовый характер, так как восприимчивость к инновационным разработкам во многом зависит от степени их готовности к использованию, особенно в условиях серийных производств. – (3) Решение задачи невозможно без подтверждения высокого уровня компетентности экспертов. Они должны иметь не только значимые публикации, но и положительную репутацию в научном сообществе. Необходимо также повысить ответственность диссертационных советов, принимающих работы к защите.
– (1) Университеты – уникальные по своей сути организации, главной целью деятельности которых является целевое улучшение качества трудового ресурса региона, управляемый рост его профессионально-квалификационного уровня. С другой стороны, их персонал сам по себе представляет мощный интеллектуальный ресурс, ориентированный на постоянное самосовершенствование и улучшение качества работы. Эти два фактора могут сформировать площадку для инвестирования интеллектуального труда, оригинальных научных решений и изобретений обучающихся и сотрудников в разработку и получение нового знания, что формирует основу инновации как таковой. – (2) Обязательным условием является оценка эффективности работы участников инновационных исследований с учетом региональных социально-экономических реалий. На наш взгляд, только тесный диалог с региональным бизнес-сообществом позволит выявить наиболее актуальные темы для научных исследований, а уникальный характер научно-исследовательской деятельности может позволить решить вопрос импортозамещения на основе разработки отечественных технологий. Формирование списка таких технологий, равно как и выполнение посреднических функций – например, создание площадок для совместного диалога между бизнес-сферой и университетами, – лежит на администрации региона. Таким образом, ориентированность исследовательской работы на региональные интересы может повысить эффективность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вуза в научной сфере. Рост качества научных исследований невозможен без решения кадрового вопроса – как можно более раннего привлечения молодых ученых и студентов к инновационной деятельности, развития у них самостоятельности, ответственности и предпринимательской инициативы. Координируя свою деятельность с негосударственными общественными фондами и организациями, необходимо принять меры для создания и развития инновационных студенческих научных обществ, научноучебных лабораторий, научно-образовательных центров. Во избежание формализации и бюрократизации формирование этих структур следует производить исключительно на основе привлечения персонала университетов, успешно осуществляющего инновационную деятельность. Широко применяемая парадигма «Наука как компонент образования» не может в полной мере обеспечить высокую ориентированность сотрудников и обучающихся на коммерциализацию результатов своей интеллектуальной деятельности, хотя именно коммерческая эффективность отделяет инновацию от изобретения. В связи с этим необходим пересмотр системы представления научного потенциала вуза в образовательном процессе – от концепции изложения научных достижений исключительно в рамках освоения текущих дисциплин к концепции сквозных инновационных курсов. Большую роль в этом может играть передача части элективных занятий научно-образовательным центрам. Это позволит обеспечить поддержку молодого таланта с помощью индивидуализированной, актуальной среды, а также его самореализацию, сформировать целенаправленные траектории подготовки. Таким образом, комплекс мероприятий, направленных на выявление и поддержку талантливой молодежи, в совокупности с внедрением эффективного контракта может способствовать притоку молодых кадров в университет и развитию инновационного и экономического потенциала региона. ОТ РЕДАКЦИИ Вопрос поиска и поддержки талантливой молодежи в последнее время стал частью государственной политики России. Ведущий профориентационный портал страны moeobrazovanie.ru в декабре – январе провел очередной опрос среди школьников и абитуриентов. Готова ли современная молодежь посвятить свою жизнь науке? Представляем результаты опроса, в котором приняло участие более 1 тыс. человек. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|