Николай Пустовой о науке в высшей школеС точки зрения ректора НГТУ, доктора технических наук, профессора Николая ПУСТОВОГО, благодаря реализации поддержанной бюджетным финансированием в 2012-2014 годах программы стратегического развития университета уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза. Просмотров: 137
Наука в высшей школе. Этот актуальнейший вопрос находился в центре внимания X съезда Российского союза ректоров, обсуждался он и в рамках одной из тематических секций. С точки зрения ректора НГТУ, доктора технических наук, профессора Николая ПУСТОВОГО, одного из модераторов этой секции, благодаря реализации поддержанной бюджетным финансированием в 2012-2014 годах программы стратегического развития университета уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза. Новосибирский государственный технический университет видит свою миссию не только в подготовке кадров для экономики России, но и в интеграции в мировое научно-образовательное пространство.
Обеспечить реализацию прорывных технологий– Несомненно, одним из значимых событий в сфере образования в 2014 году стал Х съезд Российского союза ректоров. Сегодня все ректорское сообщество обсуждает так называемую университетскую доктрину «Новые университеты для новой России». Какой вы видите миссию Новосибирского государственного технического университета, которому в 2015 году исполнится шестьдесят пять лет, в новых изменившихся условиях? С вашей точки зрения, можно ли с полным правом назвать НГТУ драйвером регионального развития? – Вероятно, самым объективным критерием истины могут послужить реальные факты. В экономике Новосибирской области ведущее положение занимает промышленный сектор, важнейшим преимуществом которого является высокая степень диверсификации. Так, основу промышленности составляют более 230 крупных и средних промышленных, большей частью высокотехнологичных предприятий, а также малые предприятия, представляющие собой предпринимательские структуры. Для ускорения технологического развития экономики региона путем внедрения прорывных технологий и создания новых высокотехнологичных отраслей разрабатывается программа реиндустриализации. Концепцией предполагается стимулирование инновационного развития действующей промышленности, технологического перевооружения производств, освоения на предприятиях новой или импортозамещающей продукции, создание новых инжиниринговых и когнитивных центров, технологических и индустриальных парков, а также кадровое обеспечение процесса. Осуществляя подготовку специалистов по широкому спектру образовательных программ высшего образования по таким перспективным направлениям, как информационные и телекоммуникационные технологии, медицинское приборостроение, экология и техносферная безопасность, энергетика и другим, НГТУ играет одну из ключевых ролей в разработке обозначенной программы и, безусловно, будет играть впоследствии в ее реализации. Благодаря осуществлению программы стратегического развития НГТУ, поддержанной бюджетным финансированием в 2012-2014 годах, уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза. Например, создание лаборатории сверхнизких температур и центра прототипирования дало толчок возникновению нового для университета научного направления «Квантовая микроволновая инженерия на основе твердотельных наноустройств». Учебнонаучный центр в области энергосбережения и энергоаудита, лаборатория фотовольтаики стали площадкой для разработки инновационных технологий в области энергосбережения и увеличения энергетической эффективности производства и коммунальнобытовой сферы Сибири. Развитая инновационная инфраструктура университета может быть использована предприятиями реального сектора экономики для своих нужд. Накопленный потенциал позволил университету стать инициатором создания инжинирингового центра инновационных электротехнологий и оборудования для металлургического и машиностроительного производств. В разработке проекта совместно с НГТУ приняли участие 4 научных института Сибирского отделения РАН и 11 предприятий Новосибирской области. В сентябре 2014 года 16 проектов НГТУ по 11 направлениям подготовки признаны победителями конкурса «Новые кадры ОПК», нацеленного на повышение качества подготовки кадров для оборонных предприятий Российской Федерации, развитие которых относится к числу стратегических приоритетов государства. Выпуск 75 бакалавров и магистров состоится уже в 20152016 годах. В разработке образовательных модулей приняли участие такие крупные оборонные предприятия России, как НИИ измерительных приборов – Новосибирский завод им. Коминтерна, филиал Авиационной холдинговой компании «Сухой» Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова и другие. Следует отметить, что НГТУ выполняет также и важную социальную функцию по адаптации и профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья. Университет является федеральным головным и окружным учебно-методическим центром по обучению и непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии. Ежегодно рабочие профессии, специальности среднего профессионального и высшего образования осваивает около 300 студентовинвалидов. Инфраструктура учебного и студенческого городка университета с максимальным соответствием условиям архитектурной, информационной и учебной доступности, имеющийся педагогический опыт позволяют рассматривать университет как мощный ресурсный центр для сетевой реализации образовательных программ, адаптированных для освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья, совместно с другими вузами региона. НГТУ занимает лидирующие позиции в техническом образовании не только региона, но и России. Так, согласно ежегодному рейтингу вузов России агентства «Эксперт РА» в 2014 году университет уверенно занял 16е место. В рейтинге вузов стран СНГ этого же агентства, впервые опубликованном в 2015 году, НГТУ отнесен к группе «С» («высокий уровень подготовки выпускников»), а в рейтинге репутации российских вузов «Топ-50 вузов в сфере «Технические, естественнонаучные направления и точные науки»» – 12-е место. Университет достойно представлен и в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», который реализуется совместно Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, Национальным центром общественнопрофессиональной аккредитации и журналом «Аккредитация в образовании». В 2011 году лучшими были признаны 18 образовательных программ НГТУ, в 2014 году – уже 33, что свидетельствует об эффективности мероприятий по вовлечению работодателей в процесс подготовки конкурентоспособных специалистов, а также признании качества подготовки выпускников вуза. Университет видит свою миссию не только в подготовке конкурентоспособных кадров для экономики России, но и в интеграции в мировое научно-образовательное пространство. В рейтинге университетов стран БРИКС агентства QS (Великобритания) в 2014 году НГТУ занял позицию со 131 по 140, став 32-м среди российских вузов. В новом рейтинге лучших университетов развивающейся Европы и Центральной Азии – 2014-2015 того же агентства НГТУ вошел в топ-100, заняв позицию с 71 по 80 и став 17-м в России. По результатам проведенного экспертами этого же рейтингового агентства исследования показателей деятельности университета в рамках проекта «QS Stars» НГТУ было присвоено «три звезды». Аналогичные результаты имеют такие вузы, как, например, Высшая школа экономики, МГИМО, Казанский федеральный университет. По численности иностранных студентов НГТУ занимает 9-е место в России. В первую очередь, безусловно, едут получать образование молодые люди из Казахстана, граждане которого составляют почти 14 процентов от общей численности студентов вуза. Однако, несмотря на достаточную географическую удаленность, в НГТУ также обучаются студенты из 11 стран ближнего и 23 стран дальнего зарубежья. В их числе Узбекистан, Китай, Германия, Франция, Италия, Египет, Бразилия, Перу, Вьетнам, Нигерия, Япония и другие. – Сегодня университеты – это главные точки роста, обеспечивающие инновационное развитие страны. Расскажите, пожалуйста, об инновационной составляющей деятельности НГТУ. – Для реализации инновационной политики университета создано и оснащено 18 научно-образовательных центров, 7 центров коллективного пользования, 17 объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, инжиниринговые центры, центр прототипирования, студенческое конструкторское бюро и другие), 11 учебно-научных лабораторий. Общая площадь оснащенных помещений научной и инновационной инфраструктуры составляет свыше 2 тыс. кв. метров. Инновационный пояс НГТУ включает 24 малых инновационных предприятия с годовым оборотом более 500 млн. рублей, в состав учредителей которых – в соответствии с федеральным законом №217 от 2 августа 2009 года – входит сам университет и 17 предприятийпартнеров по инновационной деятельности. Выпуск продукции здесь основан на разработках ученых университета. Так, например, общество с ограниченной ответственностью «Рудотермические технологии» выполняет проектирование для металлургической промышленности и разрабатывает технологии, позволяющие осуществить глубокую переработку руды и увеличить выход металла до 90 процентов. Компания «Человекомашинные системы» осуществляет разработку электронных сурдопереводчиков, в числе которых уникальные русско-китайский и китайско-русский, «Сибирские водные технологии» – выпускает автономные системы водоочистки. В работе всех предприятий принимают участие студенты НГТУ, приобретая навыки инновационной деятельности. Ежегодно университет получает в среднем более 40 патентов на изобретения и полезные модели. – Как известно, эффективность подготовки специалистов для отрасли определяется уровнем интеграции академической науки, научноисследовательских институтов, образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Какова, по вашей оценке, степень встроенности НГТУ в эту линейку взаимодействия? – Образовательный процесс в НГТУ тесно увязан с запросами региона, промышленности и инновационных предприятий. При подготовке специалистов применяются принципиально новые подходы. К их числу можно отнести проектноориентированный – когда для выполнения конкретного проекта, формулируемого инновационным предприятием, создается команда из числа студентов разных специальностей. В ходе работы над своими дипломными работами они решают общую проблему, а предприятие в результате получает не только необходимое решение, но и готовых специалистов. Большое внимание уделяется также их целевой подготовке. Решение многих конкретных технических и технологических задач промышленности успешно осуществляется НГТУ через совместные с промышленными компаниями структуры. В частности, университет принимает активное участие в деятельности учебно-научнопроизводственного кластера авиастроения и кластера информационных технологий Новосибирской области. Создано и успешно функционирует более 30 базовых кафедр и филиалов кафедр на промышленных предприятиях и в институтах СО РАН. – О каких достижениях ученых НГТУ последнего времени вам хотелось бы сегодня рассказать? – Новосибирский технический университет по своей структуре является многопрофильным, в связи с чем диапазон проводимых научных исследований достаточно широк. Проводятся фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Результатом является ряд значимых достижений, в том числе мирового уровня. В области фундаментальных исследований следует отметить работы коллективов под руководством профессоров О.В. Кибиса – по исследованию электродинамических и механических характеристик микро и наноструктур, Я.С. Гринберга – исследование квантовых свойств тонкопленочных твердотельных наноструктур и другие. Среди прикладных исследований большое значение для реального сектора экономики имеют работы научных групп под руководством профессоров А.А. Батаева – по обоснованию и разработке высокопрочных композиционных материалов системы «алюминид никеля – никель», модифицированных бором, разработке структуры и состава функциональных керамических материалов для временных имплантатов – фиксаторов сегментов костного строения; С.А. Харитонова – по промышленному производству мехатронных систем для энергосберегающих технологий двойного назначения Н.Ф. Уварова – по темплатному синтезу функциональных наноматериалов с контролируемой микроструктурой. Результаты исследований внедрены в реальный сектор экономики. – Какой вы видите роль профессиональнообщественной аккредитации в повышении качества инженерно-технического образования? Проходил или намерен пройти НГТУ независимую аккредитацию образовательных программ? – Профессионально-общественная аккредитация играет существенную роль в повышении качества не только инженерно-технического образования. Это, прежде всего, важный инструмент профессиональной экспертизы и оценки качества подготовки по нетехническим программам, реализуемым практически каждым вузом и филиалом. Именно поэтому НГТУ подал заявку в Нацаккредцентр на проведение в 2015 году профессионально-общественной аккредитации двух кластеров образовательных программ в области экономики, менеджмента, социальной работы и конфликтологии. – И заключительный вопрос: каким вам видится будущее университета? – Представляется, что в будущем Новосибирский государственный технический университет будет играть роль ведущего инновационного и научно-образовательного центра России, обеспечивающего подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, осуществляющего проведение научных исследований мирового уровня и трансфер результатов интеллектуальной деятельности. Наращивая свой образовательный, научно-технический и инновационный потенциал, в ближайшей перспективе коллектив НГТУ планирует войти в топ-500 мировых университетов по версии рейтинга агентства QS. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|