Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Николай Пустовой о науке в высшей школе

С точки зрения ректора НГТУ, доктора технических наук, профессора Николая ПУСТОВОГО, благодаря реализации поддержанной бюджетным финансированием в 2012-­2014 годах программы стратегического развития университета уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза.

Просмотров: 62

Наука в высшей школе. Этот актуальнейший вопрос находился в центре внимания X съезда Российского союза ректоров, обсуждался он и в рамках одной из тематических секций.

С точки зрения ректора НГТУ, доктора технических наук, профессора Николая ПУСТОВОГО, одного из модераторов этой секции, благодаря реализации поддержанной бюджетным финансированием в 2012-­2014 годах программы стратегического развития университета уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза. Новосибирский государственный технический университет видит свою миссию не только в подготовке кадров для экономики России, но и в интеграции в мировое научно-­образовательное пространство.

Наводнов Владимир

ПУСТОВОЙ Николай Васильевич – ректор Новосибирского государст­венного технического университета, доктор технических наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ. Вице-­президент Российского союза ректоров. Председатель Совета ректоров вузов Сибирского федерального округа. Председатель Совета ректоров вузов Новосибирской области.


Обеспечить реализацию прорывных технологий

– Несомненно, одним из значимых событий в сфере образования в 2014 году стал Х съезд Российского союза ректоров. Сегодня все ректорское сообщество обсуждает так называемую университетскую доктрину «Новые университеты для новой России». Какой вы видите миссию Новосибирского государственного технического университета, которому в 2015 году исполнится шестьдесят пять лет, в новых изменившихся условиях? С вашей точки зрения, можно ли с полным правом назвать НГТУ драйвером регионального развития?

– Вероятно, самым объективным критерием истины могут послужить реальные факты.

В экономике Новосибирской области ведущее положение занимает промышленный сектор, важнейшим преимуществом которого является высокая степень диверсификации. Так, основу промышленности составляют более 230 крупных и средних промышленных, большей частью высокотехнологичных предприятий, а также малые предприятия, представляющие собой предпринимательские структуры.

Для ускорения технологического развития экономики региона путем внедрения прорывных технологий и создания новых высокотехнологичных отраслей разрабатывается программа реиндустриализации. Концепцией предполагается стимулирование инновационного развития действующей промышленности, технологического перевооружения производств, освоения на предприятиях новой или импортозамещающей продукции, создание новых инжиниринговых и когнитивных центров, технологических и индустриальных парков, а также кадровое обеспечение процесса.

Осуществляя подготовку специалистов по широкому спектру образовательных программ высшего образования по таким перспективным направлениям, как информационные и телекоммуникационные технологии, медицинское приборостроение, экология и техносферная безопасность, энергетика и другим, НГТУ играет одну из ключевых ролей в разработке обозначенной программы и, безусловно, будет играть впоследствии в ее реализации.

Благодаря осуществлению программы стратегического развития НГТУ, поддержанной бюджетным финансированием в 2012-­2014 годах, уже сложились необходимые условия для коммерциализации научных разработок вуза. Например, создание лаборатории сверхнизких температур и центра прототипирования дало толчок возникновению нового для университета научного направления «Квантовая микроволновая инженерия на основе твердотельных наноустройств». Учебно­научный центр в области энергосбережения и энергоаудита, лаборатория фотовольтаики стали площадкой для разработки инновационных технологий в области энергосбережения и увеличения энергетической эффективности производства и коммунально­бытовой сферы Сибири. Развитая инновационная инфраструктура университета может быть использована предприятиями реального сектора экономики для своих нужд.

Накопленный потенциал позволил университету стать инициатором создания инжинирингового центра инновационных электротехнологий и оборудования для металлургического и машиностроительного производств. В разработке проекта совместно с НГТУ приняли участие 4 научных института Сибирского отделения РАН и 11 предприятий Новосибирской области.

В сентябре 2014 года 16 проектов НГТУ по 11 направлениям подготовки признаны победителями конкурса «Новые кадры ОПК», нацеленного на повышение качества подготовки кадров для оборонных предприятий Российской Федерации, развитие которых относится к числу стратегических приоритетов государства. Выпуск 75 бакалавров и магистров состоится уже в 2015­2016 годах. В разработке образовательных модулей приняли участие такие крупные оборонные предприятия России, как НИИ измерительных приборов – Новосибирский завод им. Коминтерна, филиал Авиационной холдинговой компании «Сухой» Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова и другие.

Следует отметить, что НГТУ выполняет также и важную социальную функцию по адаптации и профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья. Университет является федеральным головным и окружным учебно-­методическим центром по обучению и непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии. Ежегодно рабочие профессии, специальности среднего профессионального и высшего образования осваивает около 300 студентов­инвалидов. Инфраструктура учебного и студенческого городка университета с максимальным соответствием условиям архитектурной, информационной и учебной доступности, имеющийся педагогический опыт позволяют рассматривать университет как мощный ресурсный центр для сетевой реализации образовательных программ, адаптированных для освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья, совместно с другими вузами региона.

НГТУ занимает лидирующие позиции в техническом образовании не только региона, но и России. Так, согласно ежегодному рейтингу вузов России агентства «Эксперт РА» в 2014 году университет уверенно занял 16­е место. В рейтинге вузов стран СНГ этого же агентства, впервые опубликованном в 2015 году, НГТУ отнесен к группе «С» («высокий уровень подготовки выпускников»), а в рейтинге репутации российских вузов «Топ-­50 вузов в сфере «Технические, естественнонаучные направления и точные науки»» – 12-­е место.

Университет достойно представлен и в проекте «Лучшие образовательные программы инновационной России», который реализуется совместно Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, Национальным центром общественно­профессиональной аккредитации и журналом «Аккредитация в образовании». В 2011 году лучшими были признаны 18 образовательных программ НГТУ, в 2014 году – уже 33, что свидетельствует об эффективности мероприятий по вовлечению работодателей в процесс подготовки конкурентоспособных специалистов, а также признании качества подготовки выпускников вуза.

Университет видит свою миссию не только в подготовке конкурентоспособных кадров для экономики России, но и в интеграции в мировое научно­-образовательное пространство.

В рейтинге университетов стран БРИКС агентства QS (Великобритания) в 2014 году НГТУ занял позицию со 131 по 140, став 32-­м среди российских вузов. В новом рейтинге лучших университетов развивающейся Европы и Центральной Азии – 2014-­2015 того же агентства НГТУ вошел в топ-­100, заняв позицию с 71 по 80 и став 17-­м в России.

По результатам проведенного экспертами этого же рейтингового агентства исследования показателей деятельности университета в рамках проекта «QS Stars» НГТУ было присвоено «три звезды». Аналогичные результаты имеют такие вузы, как, например, Высшая школа экономики, МГИМО, Казанский федеральный университет.

По численности иностранных студентов НГТУ занимает 9­-е место в России. В первую очередь, безусловно, едут получать образование молодые люди из Казахстана, граждане которого составляют почти 14 процентов от общей численности студентов вуза. Однако, несмотря на достаточную географическую удаленность, в НГТУ также обучаются студенты из 11 стран ближнего и 23 стран дальнего зарубежья. В их числе Узбекистан, Китай, Германия, Франция, Италия, Египет, Бразилия, Перу, Вьетнам, Нигерия, Япония и другие.

– Сегодня университеты – это главные точки роста, обеспечивающие инновационное развитие страны. Расскажите, пожалуйста, об инновационной составляющей деятельности НГТУ.

– Для реализации инновационной политики университета создано и оснащено 18 научно-­образовательных центров, 7 центров коллективного пользования, 17 объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-­инкубаторы, инжиниринговые центры, центр прототипирования, студенческое конструкторское бюро и другие), 11 учебно-­научных лабораторий. Общая площадь оснащенных помещений научной и инновационной инфраструктуры составляет свыше 2 тыс. кв. метров.

Инновационный пояс НГТУ включает 24 малых инновационных предприятия с годовым оборотом более 500 млн. рублей, в состав учредителей которых – в соответствии с федеральным законом №217 от 2 августа 2009 года – входит сам университет и 17 предприятий­партнеров по инновационной деятельности. Выпуск продукции здесь основан на разработках ученых университета. Так, например, общество с ограниченной ответственностью «Рудотермические технологии» выполняет проектирование для металлургической промышленности и разрабатывает технологии, позволяющие осуществить глубокую переработку руды и увеличить выход металла до 90 процентов. Компания «Человеко­машинные системы» осуществляет разработку электронных сурдопереводчиков, в числе которых уникальные русско-­китайский и китайско-­русский, «Сибирские водные технологии» – выпускает автономные системы водоочистки. В работе всех предприятий принимают участие студенты НГТУ, приобретая навыки инновационной деятельности.

Ежегодно университет получает в среднем более 40 патентов на изобретения и полезные модели.

– Как известно, эффективность подготовки специалистов для отрасли определяется уровнем интеграции академической науки, научно­исследовательских институтов, образовательных организаций и предприятий реального сектора экономики. Какова, по вашей оценке, степень встроенности НГТУ в эту линейку взаимодействия?

– Образовательный процесс в НГТУ тесно увязан с запросами региона, промышленности и инновационных предприятий. При подготовке специалистов применяются принципиально новые подходы. К их числу можно отнести проектноориентированный – когда для выполнения конкретного проекта, формулируемого инновационным предприятием, создается команда из числа студентов разных специальностей. В ходе работы над своими дипломными работами они решают общую проблему, а предприятие в результате получает не только необходимое решение, но и готовых специалистов. Большое внимание уделяется также их целевой подготовке.

Решение многих конкретных технических и технологических задач промышленности успешно осуществляется НГТУ через совместные с промышленными компаниями структуры. В частности, университет принимает активное участие в деятельности учебно-­научно­производственного кластера авиастроения и кластера информационных технологий Новосибирской области. Создано и успешно функционирует более 30 базовых кафедр и филиалов кафедр на промышленных предприятиях и в институтах СО РАН.

– О каких достижениях ученых НГТУ последнего времени вам хотелось бы сегодня рассказать?

– Новосибирский технический университет по своей структуре является многопрофильным, в связи с чем диапазон проводимых научных исследований достаточно широк. Проводятся фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Результатом является ряд значимых достижений, в том числе мирового уровня. В области фундаментальных исследований следует отметить работы коллективов под руководством профессоров О.В. Кибиса – по исследованию электродинамических и механических характеристик микро­ и наноструктур, Я.С. Гринберга – исследование квантовых свойств тонкопленочных твердотельных наноструктур и другие.

Среди прикладных исследований большое значение для реального сектора экономики имеют работы научных групп под руководством профессоров А.А. Батаева – по обоснованию и разработке высокопрочных композиционных материалов системы «алюминид никеля – никель», модифицированных бором, разработке структуры и состава функциональных керамических материалов для временных имплантатов – фиксаторов сегментов костного строения; С.А. Харитонова – по промышленному производству мехатронных систем для энергосберегающих технологий двойного назначения Н.Ф. Уварова – по темплатному синтезу функциональных наноматериалов с контролируемой микроструктурой. Результаты исследований внедрены в реальный сектор экономики.

– Какой вы видите роль профессионально­общественной аккредитации в повышении качества инженерно-­технического образования? Проходил или намерен пройти НГТУ независимую аккредитацию образовательных программ?

– Профессионально­-общественная аккредитация играет существенную роль в повышении качества не только инженерно-­технического образования. Это, прежде всего, важный инструмент профессиональной экспертизы и оценки качества подготовки по нетехническим программам, реализуемым практически каждым вузом и филиалом. Именно поэтому НГТУ подал заявку в Нацаккредцентр на проведение в 2015 году профессионально-­общественной аккредитации двух кластеров образовательных программ в области экономики, менеджмента, социальной работы и конфликтологии.

– И заключительный вопрос: каким вам видится будущее университета?

– Представляется, что в будущем Новосибирский государственный технический университет будет играть роль ведущего инновационного и научно­-образовательного центра России, обеспечивающего подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики, осуществляющего проведение научных исследований мирового уровня и трансфер результатов интеллектуальной деятельности. Наращивая свой образовательный, научно­-технический и инновационный потенциал, в ближайшей перспективе коллектив НГТУ планирует войти в топ­-500 мировых университетов по версии рейтинга агентства QS.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-77, приоритеты, новосибирский государственный технический университет, николай пустовой, наука

Похожие материалы:
Новосибирский государственный технический университет – лидер региона
Повышение эффективности научно­-исследовательской работы
СПХФА - флагман российской фармации
Конкурс проектов для ученых России и Болгарии
Нобелевская премия по физике 2013 присуждена за предсказание бозона Хиггса
Потенциал российской рыбохозяйственной науки
«Грани науки» – новый электронный журнал КФУ для студентов
Интернет-олимпиады: опередившие время
В Белгородской области зарегистрировано ноу-хау
Николай Пустовой о достижениях и проблемах высшей школы Сибири

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
ТЕХНООПТИМИСТЫ ПРОТИВ ТЕХНОСКЕПТИКОВ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ» ПРОЙДЕТ В «СКОЛКОВО»
VIII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» состоится с 21 по 23...
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего образования
В Высшей школе экономики пройдет X Международная российская конференция исследователей высшего...
RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
Информационно-аналитический портал российской национальной нанотехнологической сети RusNanoNet.ru...
V Всероссийский студенческий форум «Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России»
Поволжский государственный технологический университет приглашает вас принять участие в работе V...
Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований»...
Из журнала
#101Андрей Рудской об образовательных трендах сегодняшнего дня
#95Региональные инновационные площадки развивают СПО
#95Высшие курсы иностранных языков Минэкономразвития России обеспечивают непрерывное образование граждан
#111Рубцовский институт – центр образования, науки и культуры юго-западной части региона
#103Центр компетенций международных служб образовательных организаций РАНХиГС при Президенте РФ проводит курсы повышения квалификации
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку