Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новосибирский государственный технический университет – лидер региона

Новосибирский государственный технический университет как системообразующий вуз региона. Опыт взаимодействия с крупными предприятиями, научная и исследовательская деятельность, реализация принципов Болонского процесса и собственной инновационной образовательной программы.

Просмотров: 2631

Учиться говорить «на языке компетентностного подхода»

ПУСТОВОЙ Николай Васильевич – ректор Новосибирского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

Для обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда недостаточно дать ему некоторую сумму знаний, а значит – нужны новые методологические подходы, новые образовательные технологии.

Новосибирский государственный технический университет сегодня вышел на новый уровень развития, значительно укрепив имидж передового образовательного и научного учреждения. Например, только за 2008 год выиграны 3 гранта на реализацию крупных проектов в образовательной, научной и социальной сферах. А в некоторых сферах научной и инновационной деятельности НГТУ является и безусловным лидером среди вузов Сибирского федерального округа и соседних территорий, что подтверждается патентами, медалями международных выставок. Об этом свидетельствует и победа во всероссийском конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. Подробнее об университете рассказывает ректор, доктор технических наук Николай ПУСТОВОЙ.

– В Новосибирской области разработана Стратегия развития региона до 2025 года, в основе которой лежит идея создания инновационных территориально-производственных кластеров. Какую роль в этом достаточно амбициозном проекте может сыграть НГТУ?

– Новосибирский государственный технический университет можно без преувеличения назвать системообразующим вузом. В Новосибирске нет практически ни одного предприятия, где бы не работали наши выпускники. Их много и в других городах Новосибирской области, а также всего Сибирского федерального округа. Непосредственной реализацией названной стратегии будут заниматься конкретные люди, и мы надеемся, что наши выпускники сыграют в этом процессе важную роль. Наиболее существенным вкладом НГТУ в создание инновационных территориально-производственных кластеров будет, несомненно, подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих инновационным мышлением.

Не следует сбрасывать со счетов и научный потенциал. Высококвалифицированные кадры могут быть подготовлены только в том случае, если преподаватели дают знания, полученные ими в результате собственного участия в научных и инновационных разработках, если они в полной мере владеют ситуацией, сложившейся на переднем крае науки и технологий, если студентам обеспечено полноценное участие в реальных проектах.

В некоторых сферах научной и инновационной деятельности НГТУ является безусловным лидером. К ним принадлежат мехатроника и электрические машины, наноматериалы и наноэлектроника, энергосберегающие электротехнологии получения редкоземельных металлов, переработка техногенных отходов, силовая электроника, разработка методов расчета прочности летательных аппаратов, медицинские системы, цифровые системы и телевидение. Это подтверждено не только публикациями в цитируемых научных изданиях, патентами, медалями международных выставок, но и победой во всероссийском конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы.

По ряду направлений университет мог бы стать интеллектуальным центром создаваемых кластеров, генератором передовых идей. Здесь имеется возможность сформировать команды, создающие и осваивающие наукоемкую продукцию, инновационные подходы и новые технологии. Для этой цели у нас уже созданы студенческий и технологический бизнес-инкубаторы на 100 рабочих мест, под которые выделены помещения, произведен ремонт, а также закуплены компьютеры и мебель, обеспечен доступ к Интернету. Коллективам, реализующим проекты в бизнес-инкубаторах, предоставляют услуги инновационно-технологический, информационно-правовой центры и центр развития инновационных компетенций. Кроме того, в НГТУ совместно с такими крупными предприятиями, как НПО «ЭЛСИБ» и НАПО им. В.П. Чкалова, созданы студенческие конструкторские бюро. Таким образом, сформирована база для генерации идей, проведения исследований, конструкторской и технологической проработки новых решений, а также коммерциализации инновационного продукта.

– Университет является координатором реализации основных целей развития системы ВПО по Сибирскому федеральному округу в соответствии с Болонской декларацией. Болонские принципы и компетентностный подход легли в основу инновационной образовательной программы НГТУ «Высокие технологии». Насколько, на ваш взгляд, эта система приживается в отечественной системе образования?

– Проблемы реализации основных принципов Болонского процесса нельзя рассматривать и решать отдельно друг от друга. Именно поэтому в НГТУ разрабатывается и апробируется комплексный подход к внедрению системы зачетных единиц, реализации принципа мобильности в рамках двухуровневой системы подготовки.

В университете сложилось собственное видение процесса реализации компетентностного подхода в образовании, разработаны соответствующие методики, система автоматизированного проектирования образовательных программ, модули единой информационной системы для формирования индивидуальных траекторий обучения студентов (личные кабинеты студента, тьютора, подсистема деканата), нормативная база.

Проблем, конечно же, много. Это и внутренние – связанные с обеспечением свободы выбора дисциплин и преподавателей при формировании индивидуальных траекторий обучения студентов, и внешние – обусловленные, в частности, существующей системой лицензирования и аккредитации, решать которые необходимо на уровне Министерства образования и науки.

Однако проводимые нами эксперименты дали и однозначно положительные результаты. Наверное, важнейшим из них стало то, что «на языке компетентностного подхода» заговорила критическая масса наших преподавателей. Появилось понимание того, что для обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда недостаточно дать ему некоторую сумму знаний, а значит – нужны новые методологические подходы, новые образовательные технологии.

– Какие инфраструктурные изменения произошли в университете в результате реализации инновационной образовательной программы?

– В рамках этой программы в НГТУ создано 14 научно-образовательных центров и 10 центров коллективного пользования по наиболее актуальным научным направлениям: центры нанотехнологий, «Структурные методы исследования материалов», «Современные электротехнологии», телекоммуникационных цифровых технологий, лаборатории прочности материалов и конструкций, лазерной и плазменной обработки материалов и другие. На их базе активно развивается сотрудничество с отраслевыми предприятиями и научно-исследовательскими институтами региона. Например, центр нанотехнологий заключил договор на разработку спецпродукции с ФГУП НПП «Восток» и контракт с Институтом физики полупроводников Сибирского отделения РАН на разработку и исследование фотоприемных устройств на основе наноструктур.

Также в структуре университета появились учебно-научные лаборатории и центры в области энерго- и ресурсосберегающих технологий, автоматизированного электропривода типовых производственных механизмов, силовой и промышленной электроники, микропроцессорной техники, автомобильной электроники, электрооборудования автомобилей, электромагнитной совместимости, плазменных и дуговых электротехнологий и т.д. Они созданы совместно с важнейшими производителями и поставщиками техники и программного обеспечения: компаниями «CISCO», «Microsoft», «Softline», «SEW-Eurodrive», «HILTI», «ABB», НПФ «ИРБИС», ЗАО «Эрасиб». На их базе проходит обучение студентов, а также переподготовка и повышение квалификации специалистов предприятий Новосибирска.

К другим изменениям в инфраструктуре университета относится модернизация 125 аудиторий, компьютерных классов и лабораторий. С ней связано укрепление материально-технической базы: приобретение компьютерного, серверного, телекоммуникационного, презентационного и специализированного оборудования, в том числе суперкомпьютерной грид-системы, комплекса цифрового печатного и офсетного оборудования, высокоточных электронных микроскопов и программного обеспечения.

В рамках инновационной программы студентам и преподавателям был обеспечен доступ к мировым библиотечным информационным ресурсам: научным журналам издательства «Elseviеr», реферативной и диссертационной базам данных. Это существенно повышает качество учебных и научных работ, сокращает время поиска необходимой информации, сроки подготовки научных обзоров.

Завершено строительство технопарка. Это пятиэтажное здание, первые два этажа которого представляют собой офисные помещения, построенные на средства компаний, входящих в «инновационный пояс» НГТУ, а верхние этажи – жилая зона для аспирантов и молодых ученых, в том числе и семейных. Таким образом, появилась уникальная возможность обеспечить молодежь уже на стартовом этапе и интересной работой, и жильем.

– А как реализация программы повлияла на научную и образовательную деятельность вуза?

– Несомненно, кардинально изменила отношение профессорско-преподавательского состава и студентов к научным исследованиям и творческой деятельности, имеющим основополагающее значение для развития университета. Благодаря созданной инфраструктуре, существенно активизировалась инновационная деятельность студенческих коллективов, в разы увеличилось количество заявок на гранты, а объем хоздоговорных и фундаментальных исследований возрос более чем в три раза.

Старшекурсники, наряду с преподавателями и аспирантами, принимают участие в работе школ-семинаров молодых ученых; на базе студенческих конструкторских бюро выполняют на хоздоговорной основе заказы в области разработки и проектирования крупных электрических машин, оборудования для машиностроения, легких летательных аппаратов, принимают участие в наладке и обслуживании современного оснащения, приобретенного в рамках программы. Студенты и магистранты посвящают темы дипломных проектов и диссертаций решению актуальных задач, связанных с развитием техники и технологий. За период реализации программы студенты приняли участие более чем в 155 научных конференциях городского, всероссийского и международного уровней, где получили 238 дипломов и грамот. Научные гранты НГТУ выделены 53 соискателям.

В ходе реализации программы повысили квалификацию в России и за рубежом 1567 сотрудников – более половины общего кадрового состава университета. Началась разработка новых актуальных курсов в области высоких технологий для систем повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

Благодаря изменениям в инфраструктуре и образовательном процессе, университету удалось значительно активизировать взаимодействие не только с подразделениями Сибирского отделения РАН и предприятиями, но и с администрацией Новосибирской области. Так, с участием немецкого концерна «Deckel-Maho-Gildemeister», областной администрации и полномочного представителя Президента РФ А.В. Квашнина был разработан проект по использованию положительного опыта, приобретенного вузом в ходе выполнения программы, при создании современных обучающих классов в учреждениях начального и среднего профессионального образования Новосибирска. Также совместно с областной администрацией была организована система переподготовки специалистов НАПО им. В.П. Чкалова и т.д.

В целом университет вышел на новый уровень развития, значительно укрепил имидж передового образовательного и научного учреждения. Только за 2008 год мы выиграли 3 гранта на реализацию крупных проектов в образовательной, научной и социальной сферах: на создание центра нанотехнологий, на строительство нового общежития и, что для нас очень важно, на реализацию программ повышения квалификации кадров управления образованием и руководителей вузов Сибирского федерального округа.

– В чем особенность этого проекта, связанного с повышением квалификации?

– Самое важное в этом проекте то, что впервые за многие годы стало уделяться внимание повышению квалификации менеджеров среднего управленческого звена – как в вузах, так и в системе управления образованием в целом. До сих пор такими управленцами были, как правило, самоучки, которые набирались опыта путем проб и ошибок, и на это уходили годы. Обучение позволит сократить срок адаптации, и человек через год-два сможет ориентироваться практически во всех вопросах, связанных с управлением основными видами деятельности в рамках среднего и высшего профессионального образования. До этого проекта имелся только один учебный центр подобного рода – в городе Пушкине, куда приглашали, в основном, ректоров и проректоров. Он, конечно же, не справлялся с задачей обучения огромного количества специалистов.

Реализация этого проекта уже началась. Не все проходит гладко: например, многие учебные материалы, подготовленные Академией народного хозяйства, приходится «на ходу» адаптировать для представителей различных вузов. Тем не менее, уверен, что этот проект – большое достижение в сфере подготовки управленческих кадров для системы образования.

– Какие направления интеграции университета с институтами СО РАН и отраслевыми предприятиями вы считаете наиболее перспективными?

– Процесс обучения по ряду высокотехнологичных специальностей и направлений подготовки может быть эффективным лишь в том случае, если при проведении лабораторных работ и практических занятий используется современное научное и технологическое оборудование. Некоторые его виды стоят десятки миллионов рублей. Закупить это оборудование и установить его в университетских лабораториях во многих случаях невозможно, да и не всегда обязательно. Гораздо эффективнее использовать возможности академических институтов и промышленных предприятий. В этом отношении Новосибирск – уникальный город. Подразделения Сибирского отделения РАН интересуются деятельностью университета, а мы, со своей стороны, ищем контакты с исследовательскими институтами. Длительное время наш вуз реализует систему подготовки высококвалифицированных специалистов, предусматривающую реализацию образовательного процесса, начиная с третьего курса, преимущественно в лабораториях академических институтов. Эта система подтвердила свою состоятельность высоким уровнем подготовки выпускников, их участием в различных конкурсах, хорошими отзывами работодателей. Филиалы кафедр НГТУ, научно-образовательные центры, совместные лаборатории успешно развиваются на базе Института ядерной физики, Института физики полупроводников, Института катализа, Института теоретической и прикладной механики, Института лазерной физики и некоторых других. Тесное сотрудничество с фундаментальной наукой имеет место при подготовке студентов по физике, прикладной механике, динамике и прочности машин, материаловедению, гидроаэродинамике, электронике и микроэлектронике, нанотехнологиям, оптотехнике, фотонике и оптоинформатике. Оно позволяет решать несколько важнейших задач, а именно:

  • обеспечивать качественное обучение студентов путем привлечения высококвалифицированных специалистов и использования уникального оборудования Академии наук;
  • формировать совместные коллективы для успешного участия в конкурсах грантов, проведения научных исследований;
  • стимулировать приток молодых кадров в аспирантуру – на кафедры НГТУ и в академические институты.

В последние годы, благодаря участию университета в приоритетном национальном проекте «Образование» и расширению возможностей академических институтов, интеграционные процессы заметно усилились.

Университет взаимодействует не только с академическими организациями. Мы работаем в тесной кооперации с крупными промышленными предприятиями региона. Например, готовим по специальным программам десятки инженеров для НАПО им. В.П. Чкалова, НПО «ЭЛСИБ». Приглашая наших студентов на все виды практики, создавая совместные образовательные и исследовательские структуры, предприятия помогают нам решать важные для успешной реализации образовательного процесса задачи – обеспечивать будущим специалистам доступ к современному дорогостоящему технологическому оборудованию, которое реально используется на производстве, и развивать их профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда.

Другой аспект интеграции – внедрение на предприятиях результатов инновационных разработок научных коллективов, в том числе студенческих и аспирантских. К сожалению, многие наши идеи пока не доведены до промышленной реализации. В качестве примера можно привести до сих пор не реализованный проект создания установок по производству жидкого и твердого искусственного композитного топлива на основе углей любых типов (в том числе и низкосортных). Жидкое топливо могло бы полностью заменить мазут, используемый во многих котельных, а твердое – уголь, реализуемый населению. При более низкой стоимости и меньшем расходе его использование наносит существенно меньший вред окружающей среде. Видимо, угольные компании и поставщики угля во внедрении проекта не заинтересованы – ведь это грозит им уменьшением доходов. Тем не менее, все большая часть наших инновационных разработок находит своего потребителя в регионе и за его пределами. Так, разработанные в НГТУ высокомоментные электродвигатели применяются в электромеханическом усилителе руля автомобилей ВАЗ и в нефтяных насосах известной зарубежной фирмы «Шлюмберже»; система противопожарных телевизионных установок охраняет леса Новосибирска от пожаров; новый электрохирургический инструмент и кардиомониторы используются в клиниках; системы частотного регулирования и теплосчетчики – в жилищно-коммунальном хозяйстве.

– Каковы перспективы интеграции НГТУ в международное образовательное и научное сообщество?

– Вопросам международного сотрудничества в НГТУ всегда уделялось большое внимание.

За два года реализации инновационной программы университет принял участие в 20 международных проектах, в том числе в 4 – по линии «ТЕМПУС», проекте «Erasmus-Mundus» и российско-шведском проекте «Развитие рынка труда в Новосибирской области». У нас проведены международный форум по стратегическим технологиям «IFOST», Международная школа-семинар по электронным приборам и микро-нанотехнологиям «EDM’2008» и ряд других международных конференций и семинаров. За это же время созданы международный консорциум «Энергетическая эффективность» совместно с Морской академией (г. Гдыня, Польша) и образовательный консорциум в содружестве с университетом им. Генриха Гейне (г. Дюссельдорф, Германия). Начата реализация 8 международных программ подготовки и программ «двойных дипломов» в сотрудничестве с университетами Китая, Кореи, Швеции, Италии, Казахстана.

В 2007-2008 годах в университет было приглашено 19 зарубежных преподавателей и специалистов: из США, КНР, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании, Республики Корея. Они содействовали знакомству студентов и преподавателей нашего университета с перспективными направлениями научных исследований и новыми образовательными технологиями, созданию поликультурной университетской среды.

В 2008 году одним из принципиально новых для нас проектов международного сотрудничества, являющихся результатом успешного внедрения в практику основных принципов Болонского процесса, стало проведение летней школы «Современные проблемы лазерных технологий», организованной в рамках программы «GO EAST» Германской службы академических обменов (ДААД). В работе школы приняли участие немецкие студенты из университета им. Гумбольдта (Берлин) и университета Мюнхена. Очень важно, что все занятия преподаватели НГТУ вели на английском языке. Не секрет, что низкий уровень владения иностранными языками часто является препятствием для развития академической мобильности профессорско-преподавательского состава, однако зарубежные языковые стажировки, организованные для преподавателей в рамках инновационной программы, значительно повысили уровень их языковой компетенции.

Контакты в области науки и образования, установленные в рамках выполнения инновационной программы «Высокие технологии», и взаимный интерес партнеров послужили основой для разработки программ новых летних школ «Лазерная техника и нелинейная оптика», «Общее машиностроение. Экономика и управление машиностроительным производством», «Компьютерно-интегрированное машиностроительное производство».

В ближайшем будущем университет намерен активно реализовывать и другие международные проекты, направленные на совершенствование образовательного процесса, расширение академической мобильности и развитие научного сотрудничества. Ведь интеграция в международное академическое сообщество – обязательное условие подготовки инновационных кадров.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Николай Пустовой: Альтернативы инновационному развитию нет
Новосибирская государственная академия водного транспорта: кадры для флота
Стабильность вуза в его внутренней политике
Читинский государственный университет: акцент на науку
Университет как научный, образовательный и инновационный комплекс
Майкопский государственный технологический университет: комплексное развитие
Ивановская сельскохозяйственная академия: нести в село идеи
Филиал вуза как ресурс развития территории
Николай Пустовой о достижениях и проблемах высшей школы Сибири
Десять ресурсных центров одного университета

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ