Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»Накануне 2019 года была утверждена региональная программа «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». В документе отмечается, что регион готов развивать ряд пилотных проектов, в том числе модели «обучения через всю жизнь». Опыт Кубанского государственного технологического университета по реализации программ дополнительного профессионального образования, способность университета своевременно адаптировать их к современным требованиям и вызовам, умело организовывать учебный процесс и использовать новые образовательные технологии – все это является значительным заделом для достижения заявленной стратегической цели. Просмотров: 225
Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019. Накануне 2019 года была утверждена региональная программа «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года». В документе отмечается, что регион готов развивать ряд пилотных проектов, в том числе модели «обучения через всю жизнь». Опыт Кубанского государственного технологического университета по реализации программ дополнительного профессионального образования, способность университета своевременно адаптировать их к современным требованиям и вызовам, умело организовывать учебный процесс и использовать новые образовательные технологии – все это является значительным заделом для достижения заявленной стратегической цели.
В процессе реализации программ дополнительного профессионального образования технических направлений коллектив КубГТУ столкнулся с определенными сложностями объективного характера, потребовавшими от организаторов принятия комплекса необходимых мер. Первая сложность была связана с кардинальным различием уровня подготовки слушателей, поступавших на изучение профессиональных модулей. В связи с этим возникла необходимость обязательной индивидуализации процесса обучения, которая – за счет возможности выбора того или иного типа действия, привнесения личных смыслов в учебный процесс, а также формулирования собственного образовательного заказа и видения своих образовательных перспектив – придала бы осмысленность учебным процедурам. Найдено следующее решение: в содержании реализуемых программ (особенно для граждан предпенсионного возраста) зафиксирована базовая часть «Основы базовых инженерных знаний», во время работы над которой использовалась технология уровневой дифференциации с выделением элективной и селективной групп. Основываясь на этой дифференциации, преподаватели распределяли слушателей на группы с обязательной профессиональной подготовкой и уровнем повышенной подготовки. В дальнейшем такая модель позволила применять разнообразные подходы как при подборе и построении используемых методик изложения лекционного материала, так и при его непосредственной подаче. При этом задействуются не только особенности дисциплины, но и мастерство ведущих занятия педагогов. Далее при обучении специалистов предпенсионного возраста нельзя было не учитывать огромный «профессиональный и жизненный опыт», которым они постоянно пытались поделиться с преподавателями. В этом заключалась вторая сложность, для разрешения которой выбрана тактика обучения, основанная на использовании сформированных универсальных компетенций слушателей. Здесь использовался приём «обмена опытом», который чаще всего реализовывался в форме обсуждения тематики, представляющей для слушателя особый профессиональный интерес. Положительное значение этого приема в том, что слушатель, работая на практическом занятии с педагогом в режиме диалога, обнаруживает, что его вопросы вполне решаемы. На некоторых практических занятиях и семинарах этот прием выступал едва ли не самым главным. Эффективным решением для преодоления еще одной сложности, связанной с необходимостью глубокого погружения слушателей в изучаемые модули, стала практика формирования малых групп обучающихся. В данном случае учебный план программ составлялся из вариативных частей, что позволило слушателям-участникам каждой малой группы углубленно осваивать учебную программу с учетом их образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей. Причем важно отметить, что, например, интерактивная форма проведения занятий подразумевает работу только в малых группах. Поэтому при реализации программ для слушателей проводились не только аудиторные занятия, но и вебинары со специалистами-практиками, представителями работодателей. Важно и то, что модули вариативной части формировались с обязательным упором на возможность применения полученных знаний в дальнейшей трудовой деятельности. Вариативная часть содержит крупные блоки, при изучении которых, как правило, эффективно поэтапное освоение модулей. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в программе представляет собой последовательность действий совместной работы преподавателя и слушателя, имеющего свои образовательные и возрастные особенности. И поскольку один слушатель может одновременно выбирать несколько модулей, соответственно возрастает трудоемкость его работы, увеличивается объем осваиваемых компетенций. С этим связана четвертая объективная сложность при обучении, которая разрешается путем ориентирования слушателя на поэтапное изучение модулей. Есть возможность поделиться и некоторыми выводами о применении дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе ДПО. При реализации дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП) с применением ДОТ выявлены следующие проблемы: – необходимо дополнительное обучение работе в модульной объектно-ориентированной динамической учебной системе (МООДУС); – наблюдается низкая активность обучающихся в межсессионный период; – затрачивается преподавателем дополнительное время на работу с обучающимся во время индивидуальных консультаций; – имеет место сложность проведения лабораторных работ в МООДУС. При реализации ДПОП с применением ДОТ возможно проявление следующих слабых сторон: 1) отсутствие непосредственного контакта преподавателя и обучающегося; 2) отсутствие методики дистанционного преподавания, и сам преподаватель должен постоянно повышать квалификацию в области дистанционных технологий; 3) трудности контроля обучающихся; 4) не у всех обучающихся имеются технические возможности обучения с применением дистанционных технологий; 5) временное отсутствие интернета; 6) рассчитано на ответственного, целеустремленного (мотивированного) обучающегося. В ходе применения электронного обучения и ДОТ при реализации ДПОП могут возникнуть следующие угрозы: 1) без соответствующего контроля «слабый» обучающийся не усвоит даже базовый минимум; 2) возможна подмена своих результатов чужими; 3) недостаточность оцифрованных российских учебников (учебных пособий и прочего подобного). Однако в большей степени при реализации ДПОП с применением электронного обучения и ДОТ проявились сильные стороны обозначенной модели обучения:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|