Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Непрерывное медицинское образование: проблемы и перспективы

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это «образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни». Пилотный проект по отработке основных принципов НМО стартовал в России 1 декабря 2013 года. Его участниками стали 16 всероссийских общественных профессиональных обществ и ассоциаций, 12 регионов, 13 образовательных организаций высшего образования, в том числе Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России.

Просмотров: 318

Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019.

Непрерывное медицинское образование (НМО) – это «образование медицинских и фармацевтических работников, которое начинается после получения специальности и продолжается непрерывно в течение всей жизни». Пилотный проект по отработке основных принципов НМО стартовал в России 1 декабря 2013 года. Его участниками стали 16 всероссийских общественных профессиональных обществ и ассоциаций, 12 регионов, 13 образовательных организаций высшего образования, в том числе Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России.

 

ФРОЛОВА Ольга Игоревна – и.о. проректора по региональному развитию и НМО – директор института НПР Тюменского ГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор.ЖМУРОВ Владимир Александрович – советник по ДПО Тюменского ГМУ Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор.

КАЛИНИНА Вера Леонидовна – зам. директора института НПР по НМО, кандидат медицинских наук, доцент.

 СОЛОВЬЕВА Светлана Владимировна – зам. директора института НПР по инновациям в образовании, доктор медицинских наук, доцент.КРУЧИНИН Евгений Викторович – руководитель центра симуляционного обучения, доктор медицинских наук, профессор.

Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России участвует в становлении и отработке модели непрерывного медицинского образования (НМО) с момента реализации пилотного проекта по внедрению системы НМО в Российской Федерации. Что сделано? Вот лишь несколько цифр. За трехлетний период силами кафедр Тюменского ГМУ, реализующих дополнительные профессиональные образовательные программы (ДПО), разработана и аккредитована 371 программа циклов повышения квалификации НМО в объеме 18-36 часов по всем основным специальностям. Из них 132 программы предполагают обучение в виде стажировок на рабочем месте, 265 программ – с использованием симуляционного обучения.

Необходимо отметить, что существенная часть программ НМО реализуется в очно-заочной форме. Однако нельзя не обратить внимание и на другую тенденцию: современные тренды цифровизации, большое количество запросов от заказчиков образовательных услуг, недостаток финансирования – важные факторы, заставляющие все больше новых программ НМО разрабатывать для дистанционного обучения. Так, в настоящее время на портале НМО в разделе Тюменского ГМУ 140 циклов проводятся полностью заочно-дистанционно.

При разработке программ НМО институтом непрерывного профессионального развития Тюменского ГМУ учитывались и требования приказа Министерства здравоохранения РФ от 4 августа 2016 года, № 575н. Согласно документу медицинскому работнику выделяются средства для финансирования затрат на циклы повышения квалификации за счет нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии, если программа повышения квалификации отвечает как минимум одному из перечисленных критериев: программа проводится частично или полностью в виде стажировок, используются симуляционные технологии, применяются дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (ДОТ и ЭО), реализуется в сетевой форме [1].

В настоящее время электронное и дистанционное обучение в Тюменском ГМУ реализуется и с использованием электронного обучающего ресурса EDUCON (на базе платформы Moodle), и через систему вебинаров. Такой формат имеет значимые преимущества: электронное обучение при реализации непрерывного медицинского образования позволяет врачам получать быстрый доступ к актуальной информации, расширяет возможности самообразования, а также частично решает проблему дефицита времени, давая возможность обучаться без отрыва от основной профессиональной деятельности [2].

Высокую эффективность показывают и другие современные технологии: в частности, симуляционные. Циклы повышения квалификации в рамках НМО проводятся на базе симуляционного центра Тюменского ГМУ, где отрабатываются практические навыки по основным специальностям.

И как результат всей проведенной в рамках пилотного проекта работы – неуклонный рост квалификации специалистов, которые вступают в систему НМО. За двухлетний период 2016-2018 годов на базе Тюменского ГМУ в рамках НМО в рамках циклов повышения квалификации прошли обучение 3222 человека: в 2016 году – 4, в 2017 году – 1975, с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 года – 1247.

Помимо организации циклов НМО, медуниверситет также является аккредитованным провайдером, уполномоченным проводить аккредитованные координационным советом НМО образовательные мероприятия: конференции, вебинары, школы и другие.

Опыт внедрения системы НМО в Тюменском ГМУ позволяет выделить и некоторые проблемы, возникающие при реализации. А именно:

– отсутствие четкой нормативной базы, регламентирующей вступление в систему НМО, в том числе для лиц со средним медицинским образованием;

– значительное прогрессирующее увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав и сотрудников университета;

– высокая конкуренция на рынке образовательных услуг со значительной долей недобросовестных поставщиков, предлагающих непрофессиональные, зачастую абсолютно не соответствующие стандартам высшего и дополнительного профессионального образования услуги, при этом резко демпингующие цены на образовательном рынке;

– невысокая приверженность врачей к вступлению в НМО в связи с отсутствием четкой нормативной базы, отсутствием государственного заказа на циклы НМО, что предполагает изыскание финансирования циклов повышения квалификации в рамках проекта;

– длительный, трудоемкий и не всегда прозрачный механизм аккредитации образовательных мероприятий координационным советом НМО с участием профессиональных сообществ.

Подводя итоги работы по участию Тюменского ГМУ в становлении российской системы непрерывного медицинского образования, можно сделать следующие выводы.

1. В целом участие Тюменского ГМУ в новой форме дополнительного профессионального   образования в Российской Федерации можно считать успешным.

2. В связи с реализацией в Российской Федерации национального проекта «Здравоохранение» с учетом отдельной программы, направленной на обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, участие Тюменского ГМУ в непрерывном медицинском образовании будет продолжено.

3. При разработке и реализации новых программ ДПО и НМО должен быть учтен опыт работы Тюменского ГМУ и других образовательных организаций в данном направлении.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калинина В.Л. Опыт внедрения системы непрерывного медицинского образования при подготовке терапевтов на базе Тюменского медицинского университета / И.Р. Криночкина, А.И. Бреднева, С.М. Кляшев, Н.Д. Борисова // «Медицинская наука и образование Урала». – Тюмень. – 2018. – № 2. – С. 119-122.
  2. Фролова О.И. Разработка программ дополнительного профессионального образования с учетом требований образовательных и профессиональных стандартов как залог повышения качества подготовки специалистов. / В.А. Жмуров, В.Л. Калинина // «Вестник Уральского государственного медицинского университета». – Екатеринбург. – Выпуск №1. – 2017. – С. 87-88.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Баварско-российская конференция по экономическим наукам
От возрождения к развитию
Программы ДПО КубГТУ: «тонкие настройки»
От маркшейдеров до переводчиков: современные кадры для ведущих отраслей
Региональный хаб новых компетенций
Задачи «на вырост»
Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образовании
Система ДПО в Губкинском университете: гармония традиций и инноваций
Технологический университет реализует эффективную стратегию продвижения ДПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ