Сочетание фундаментальных знаний и практических навыков в транспортном образованииОтечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний период сформировались богатые традиции, выработаны уникальные подходы, созданы научные школы, позволяющие готовить высококлассных и востребованных специалистов. Стратегическая важность транспорта как отрасли экономики определяет особое отношение к системе транспортного образования. Просмотров: 152
Материал опубликован в журнале №111 от 26.04.2019. Международная образовательная выставка «Учебная Сибирь – 2019».
Отечественное отраслевое образование имеет многовековую историю. За более чем двухсотлетний период сформировались богатые традиции, выработаны уникальные подходы, созданы научные школы, позволяющие готовить высококлассных и востребованных специалистов. Стратегическая важность транспорта как отрасли экономики определяет особое отношение к системе транспортного образования. Особенности подготовки транспортников Сибирский государственный университет водного транспорта (СГУВТ) – один из лидеров транспортного образования в России. Вуз реализует программы высшего и среднего профессионального образования, осуществляет повышение квалификации и переподготовку плавсостава морских судов и кадров для предприятий и организаций отрасли водного транспорта всех крупных речных бассейнов Сибири и Дальнего Востока. Из 40 образовательных программ высшего образования, реализуемых в университете, 22 имеют транспортную направленность – здесь обучается более 60% контингента. Система подготовки будущих специалистов для отрасли водного транспорта имеет целый ряд особенностей, которые в совокупности формируют уникальную, существенно отличающуюся от прочих образовательную модель. Отличия эти обусловлены не только спецификой компетенций, осваиваемых обучающимися, но и правовой базой, которую необходимо учитывать при разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ. Помимо требований соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, возникает необходимость и в соблюдении требований нормативных актов (в первую очередь, международных), регламентирующих процесс дипломирования членов экипажей речных и морских судов, их трудовые функции, требования к образованию и учёту стажа плавания. Так как Россия является участником международных соглашений в области стандартов обучения членов экипажей морских судов, особое внимание при реализации образовательных программ уделяется международным стандартам в области транспортного образования. В частности, учитываются Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, а также резолюции и руководящие документы Международной морской организации. До недавнего времени соблюдать все эти требования при реализации образовательных программ было весьма затруднительно. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по укрупнённой группе специальностей и направлений (УГСН) «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» не в полной мере позволяли учитывать положения конвенций (например, по срокам плавательной практики). Ситуация существенно изменилась только со вступлением в силу ФГОС 3++, что явилось результатом долгой и кропотливой работы федерального УМО по УГСН 26.00.00 «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», всех подведомственных Росморречфлоту образовательных организаций и существенной поддержки Минтранспорта РФ. Одним из самых значимых изменений, реализованных в новой версии образовательных стандартов, стало увеличение нормативного срока обучения плавсостава судов до пяти с половиной лет. Увеличение срока обусловлено, прежде всего, необходимостью формирования и прочного закрепления навыков по эксплуатации сложного оборудования объектов водного транспорта, что достигается с помощью двух основных инструментов – тренажерной и практической подготовки. Пожалуй, именно это сочетание серьезных фундаментальных знаний и практических навыков, доведенных до автоматизма, является одной из самых характерных черт транспортного образования. Общая продолжительность практики за весь период обучения для ряда специальностей составляет более года. При этом предъявляются жесткие требования к типу судов, используемых в качестве объектов практики, мощности главной двигательной установки, районам плавания, а также к компетенциям, которые должны быть освоены в процессе прохождения практики. Дополнительно курсанты проходят подготовку на базе учебно-тренажерного центра СГУВТ по программам, согласованным с Росморречфлотом: программа начальной подготовки по безопасности, программа подготовки по охране и другие, освоение которых требуется в соответствии с требованиями международных конвенций. Следует учитывать, что вся тренажерная подготовка, необходимая курсантам для прохождения практики и дальнейшего дипломирования, включена в учебные планы образовательных программ, реализуемых в университете. Практико-ориентированный подход Лабораторная и тренажерная базы университета создавались десятилетиями. Этот процесс не прекращается и сегодня. За последнее время в головном вузе существенно обновлен и расширен парк современного тренажерного оборудования. В Якутском институте водного транспорта – филиале университета – полным ходом идет строительство учебного тренажерного центра, который станет крупнейшим в Республике Саха (Якутия). Не менее важным является и то, что университет, являясь источником инновационных разработок, активно внедряет их в образовательный процесс, обеспечивая доступ студентам и курсантам к самым передовым технологиям отрасли. Тесная взаимосвязь образовательной организации с отраслью, ориентированность на требования конкретных работодателей являются еще одной характерной особенностью транспортного образования. Уникальным форматом взаимодействия с предприятиями и организациями водного транспорта стала организуемая СГУВТ ежегодная Всероссийская ярмарка вакансий, направленная на выявление профориентации обучающихся и сотрудничество с ведущими представителями транспортной и смежных отраслей. В рамках акции проходит также научно-практическая конференция, в работе которой принимают участие преподаватели университета и сотрудники отраслевых организаций. Необходимость непрерывного образования в течение всей профессиональной деятельности обусловлена потребностями современной экономики. С этой целью с 2005 года СГУВТ был реорганизован по принципу вертикально-интегрированной системы: к университету присоединены 5 речных училищ Западной и Восточной Сибири, осуществляющих подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования. Профориентационная работа с будущими курсантами и студентами начинается еще со школьной скамьи. На этом этапе, учитывая специфику будущей производственной деятельности, важно выявить именно тех абитуриентов, которые действительно ориентированы на работу в отрасли. С этой целью в СГУВТ организована работа профильных классов, в которых преподаватели университета проводят занятия для учащихся общеобразовательных школ, на базе лицея реализуются программы подготовки к ЕГЭ. Особое внимание уделяется взаимодействию университета с детскими морскими центрами и патриотическими клубами. Для организации эффективной работы в этом направлении на базе головного вуза и всех филиалов открыты представительства Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей. Завершающим звеном в построении системы непрерывного образования является центр дополнительного профессионального образования, где осуществляется подготовка по 114 программам ДПО, из них 53 реализуются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Примерно 95% программ ДПО направлено на потребности развития транспортного комплекса страны, только за 2018 год по ним обучено более 1,7 тыс. человек.
Воспитательная работа со студентами-транспортниками, организация их внеучебной деятельности и условий проживания в общежитиях университета также носят особый характер, традиционный для вузов, готовящих инженерные и командные кадры для гражданского флота. Помимо мероприятий, направленных на патриотическое воспитание и восприятие флотских традиций, учащиеся принимают участие в целом комплексе отраслевых акций культурной и спортивной жизни, организуемых Минтранспорта РФ и Росморречфлотом. Это всероссийский творческий фестиваль студентов транспортных вузов «ТранспАрт», международный отраслевой гребно-парусный фестиваль «Ялфест», ежегодный международный благотворительный мини-футбольный турнир «Кубок Росморречфлота», открытие навигации и многое другое. Студенты представляют вуз в парадах Победы, имеют опыт длительных шлюпочных походов. Транспортное образование, несомненно, носит профильный, практико-ориентированный характер, и его эффективное развитие невозможно в отрыве от отрасли, ее базы и традиций. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|