Программа развития Северо-Кавказского федерального университетаИнтеграция в международное образовательное и научное пространство – одна из задач, обозначенных в Программе развития Северо-Кавказского федерального университета до 2021 года. Вуз решает серьезные вопросы проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям. Просмотров: 218
Материал опубликован в журнале №90 от 31.10.2016. Интеграция в международное образовательное и научное пространство – одна из задач, обозначенных в Программе развития Северо-Кавказского федерального университета до 2021 года. Вуз решает серьезные вопросы проведения фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным научным направлениям совместно с ведущими российскими и зарубежными научными центрами. О том, как развивается сотрудничество с партнерами из разных стран мира в федеральном университете самого многонационального округа России, рассказала ректор СКФУ.
– Алина Афакоевна, вы недавно вернулись из Тегерана, где участвовали во Втором форуме ректоров России и Ирана в составе делегации, возглавляемой председателем Российского союза ректоров В.А. Садовничим. Расскажите, пожалуйста, какое значение придает университет международной деятельности? – Международное сотрудничество – важный фактор развития научных исследований и подготовки кадров, способных выдерживать конкуренцию на мировых рынках труда. Как бы ни складывалась политическая конъюнктура, наука, образование и культура – ценности, которые объединяют мир. Именно они двигают общество по пути прогресса. СКФУ осуществляет международное сотрудничество в рамках двусторонних и многосторонних договоров с университетами, научными и образовательными центрами 39 стран. После подписания рамочных соглашений с рядом ведущих университетов Ирана мы расширили географию присутствия в мировом образовательном пространстве. В ходе форума в Тегеране установлены новые партнерские отношения с теми вузами ИРИ, с которыми нас объединяют исследовательские и образовательные паритеты. После МГУ им. М.В. Ломоносова СКФУ стал вторым российским вузом, подписавшим соглашение с Университетом им. Шахида Бехешти. Наши взаимные интересы лежат в области математических наук и геологии. С Мешхедским университетом им. Фирдоуси есть точки пересечения в области естественных наук и русской филологии, которая вызывает в последние годы повышенный интерес мирового сообщества. Оба университета имеют также уникальные наработки по истории Великого Шелкового пути, а международный проект его восстановления, как вы знаете, сегодня находится в списке приоритетных планов туриндустрии и Минкультуры РФ. Деятельность СКФУ во многом пересекается с проводимой Технологическим университетом им. Шарифа работой по ряду академических дисциплин: химии, инжинирингу в нефтегазовом деле, энергетике, современным телекоммуникационным и инфокоммуникационным технологиям. Подписано соглашение с Исфаханским технологическим университетом. Внимание его ученых привлекли образовательные программы институтов СКФУ в нефтегазовой отрасли, транспорте, строительстве, машиностроении, электроэнергетике и нанотехнологиях. Сейчас идет работа по наполнению подписанных рамочных соглашений конкретным содержанием, формированию пошагового алгоритма нашего взаимодействия с иранской стороной и воплощению мероприятий сотрудничества в жизнь.
– Что предполагают эти мероприятия? – Прежде всего речь идет об академической мобильности, обмене студентами и преподавателями. Иранцев привлекают наши билингвальные программы, предусматривающие равнозначное владение учащимся двумя языками. Иностранных студентов, которые говорят только на родном языке, мы в первый год интенсивно обучаем русскому, для того чтобы в дальнейшем они смогли успешно продолжить учебу. Будем сотрудничать и по другим направлениям. Главное – положено хорошее начало взаимодействия с иранскими коллегами. – При том, что СКФУ – один из самых молодых федеральных вузов России и ему всего четыре года, здесь учатся представители 53 стран мира. Что привлекает иностранных студентов? – На сегодняшний день по основным образовательным программам у нас обучается 1411 иностранных граждан, причем 504 из них – первокурсники. Это говорит о динамике узнаваемости вуза за рубежом. Каждый год ширится и география обучающихся. Впервые в этом году в ряды студенческого братства СКФУ вступили жители Вьетнама. Широко представлен ближневосточный регион. Много студентов из Сирии и Ирака. Теперь к ним добавятся иранцы. Несмотря на молодость СКФУ аккумулирует опыт и традиции старейших образовательных учреждений региона, вошедших в его состав. В учебном процессе мы обязательно учитываем требования, предъявляемые к выпускникам на мировых рынках труда. Наш университет активно способствует внедрению международных образовательных стандартов в вузах всего округа. В 2013 году в структуре СКФУ создан Центр проектирования международных образовательных программ (Tuning-центр). Он оказывает образовательную, учебно-методическую и консалтинговую поддержку разработчикам, а также координирует взаимодействие с зарубежными вузами-партнерами по части внедрения международных образовательных стандартов. Центр способствует развитию передовых технологий обучения, совершенствованию содержания и структуры разрабатываемых образовательных программ. С 2014 года СКФУ начал проходить международную и профессионально-общественную аккредитацию. В комиссию входят зарубежные эксперты, а также представители российского академического сообщества, работодатели и сами студенты. Отдельной экспертизе в рамках аккредитации подвергается международная деятельность вуза. Оценивается, насколько востребована каждая образовательная программа у зарубежных партнеров, участвуют ли обучающиеся в программах академической мобильности, привлекаются ли иностранные преподаватели для чтения лекций, и другие показатели. За два года аккредитовано более 50 образовательных программ, получены соответствующие сертификаты и, самое главное, – высокие оценки независимых экспертов. Режим такого диалога помогает нам находить новые точки роста.
– Как проходит адаптация студентов из-за рубежа к условиям проживания в чужой для них стране? – Многие поступают к нам после подготовительного отделения, открытого в СКФУ специально для иностранных граждан. В течение десяти месяцев слушатели в небольших группах изучают русский язык и другие дисциплины по одному из профилей: инженерно-техническому, естественнонаучному или медико-биологическому. За три года контингент слушателей подготовительного отделения вырос почти в восемь раз. По методике преподавания русского как иностранного прошли обучение и получили сертификаты 33 сотрудника университета. Параллельно реализована программа по обучению преподавателей иностранному языку, по которой успешно прошли обучение более 250 человек. В настоящее время 160 дисциплин преподаются в СКФУ на английском языке. Особый интерес у иностранных абитуриентов вызывают программы бакалавриата, по которым на первом-втором курсах занятия проходят на английском языке, и изучается русский язык как иностранный, а потом преподавание ведется сразу на двух языках. В университете для желающих обучаться по такой схеме открыты программы «Нефтегазовое дело» и «Строительство». На очереди еще одна программа – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Мы стремимся создать для иностранных студентов комфортные условия. Знакомим их с русской культурой, помогаем развивать творческие способности и лидерские качества. Именно на базе СКФУ проведен форум международных студентов юга России. Проект объединил сотни иностранных учащихся из Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. В программу вошли семинары по правам и обязанностям иностранных студентов с участием представителей УФМС России по Ставропольскому краю. Состоялись тренинги по межкультурному общению, командные игры и ярмарка ремесел Северного Кавказа. Традиционным в вузе стало празднование дней Африки и Анголы. Зарубежные студенты СКФУ – постоянные участники масштабных творческих акций, включая фестиваль «Студенческая весна». Особое внимание уделяется защите прав студентов. В 2014 году на нашей площадке открыт Ставропольский филиал Ассоциации иностранных студентов (АИС) в России. Аспирант СКФУ Рашад Салхаб избран председателем филиала. – Количество выпускников, трудоустроенных по профилю подготовки, составляет в вашем вузе 94 и более процентов от общего выпуска. Могут ли иностранные студенты, которые хотят остаться в России после окончания СКФУ, рассчитывать на поддержку вуза в получении гражданства и трудоустройстве? – Обязательным условием для получения российского гражданства является тестирование по русскому языку. Это можно сделать в Центре лингвистических экспертиз и тестирования по русскому языку при СКФУ. За два последних года комплексный экзамен и экзамен на гражданство сдали около 2,5 тыс. человек. В нашем округе наблюдаются активные миграционные процессы, и работа центра востребована. Многие мигранты хотят стать гражданами России, к нам обращаются не только выходцы из бывшего СНГ, но и представители дальнего зарубежья. – Что можно сказать об академической мобильности студентов СКФУ? – Направление учащихся за рубеж осуществляется в рамках 85 действующих договоров о сотрудничестве с образовательными и научно-исследовательскими зарубежными учреждениями, а также в рамках программ межправительственных соглашений и на основании индивидуальных приглашений и грантов зарубежных вузов, научно-исследовательских организаций и фондов. Для поддержки системы академической мобильности ежегодно с 2014 года в СКФУ проводится конкурс среди студентов и аспирантов для прохождения стажировок в ведущих зарубежных вузах не менее семестра. В 2016 году победителями стали 20 обучающихся СКФУ, которые отправятся в ведущие зарубежные вузы в первом и втором семестрах текущего учебного года. Победители прошлогоднего конкурса прошли обучение в вузах Германии, Испании, Великобритании, Италии, Франции, Чехии, Польши. Среди обязательных требований к претендентам – уверенное владение иностранным языком и хорошая успеваемость. Учитываются достижения и в других областях. В рамках программы Европейского Союза по обмену студентами и преподавателями Erasmus Mundus MULTIC в течение семестра студенты СКФУ могут обучаться в ведущих университетах Германии, Италии, Австрии, Португалии, Польши и других стран. Один из партнеров по этой программе – Технический университет Дрездена – с 2016 года каждый семестр на конкурсной основе выделяет места для студентов СКФУ в рамках стипендии им. Георгия Агриколы. – Как участвуют в академической мобильности преподаватели вуза? – По итогам минувшего года для прохождения обучения, участия в научных конференциях, проведения переговоров, заключения договоров о сотрудничестве за рубежом побывали 140 работников вуза. Самый показательный пример – обучение за рубежом преподавателей дисциплин в области туризма и гостеприимства. Чтобы перенять опыт мировых лидеров, в 2015 году СКФУ отправил 19 преподавателей на стажировку в ведущих университетах Швейцарии, Великобритании, Нидерландов, Испании и Ирландии. Полученные знания преподаватели будут передавать студентам в Школе кавказского гостеприимства, созданной на базе Пятигорского филиала вуза совместно с Гаагской школой гостиничного бизнеса и компанией «Курорты Северного Кавказа».
– Привлекаете ли вы к преподаванию ученых из-за рубежа? – По линии входящей академической мобильности в прошлом году в СКФУ приезжали 119 преподавателей и ведущих экспертов из более чем 30 стран, среди которых Австрия, Германия, Швейцария, Великобритания, США, Франция, Канада, Япония и другие. В образовательном процессе университета задействованы зарубежные профессора, заключившие контракт с СКФУ на срок не менее одного семестра. Реализуются совместные магистерские программы двойных дипломов. В рамках программы по направлению «Педагогика и воспитательные науки» профессор Римского университета Ла Сапиенца (Италия) Мария Серена Виджетти проводила обучающие семинары со студентами и преподавателями кафедр института образования и социальных наук. Профессор Фабрицио Д’Ашенцо проводил курсы повышения квалификации в рамках магистерской программы двойных дипломов «Международный менеджмент». Осуществляется совместная образовательная программа с Гейдельбергским университетом (Германия). Директор Центра социальных инвестиций вуза Фолкер Тен руководит реализацией программы дополнительного образования для обучающихся по магистерской программе «Менеджмент в некоммерческом секторе». Член-корреспондент НАН Республики Беларусь, профессор В.П. Курченко проводит тренинги для научно-преподавательского состава Института живых систем, способствуя осуществлению совместного проекта «Разработка и апробация методик контроля качества и безопасности функциональных продуктов питания». Активно развивается сотрудничество с Францией. Для повышения уровня знаний сотрудников и студентов, качества образовательных программ и реализации программ дополнительного образования по французскому языку приезжали лекторы Шарлотт Фон, Морган Люк Жесдон и Дужен Томас. – Расскажите, пожалуйста, о международных проектах, которые реализует вуз. – При поддержке Европейской комиссии в университете осуществляется 5 крупных международных проектов и программ многостороннего академического сотрудничества. Уже в первый год своего существования университет победил в конкурсе заявок по проекту Европейского Союза TEMPUS и начал разрабатывать независимую модель аккредитации образовательных программ в России. В консорциум вошли 7 университетов России и 6 партнеров из Германии, Великобритании, Португалии, Литвы, Польши и Греции. Задача – создать общенациональную процедуру аккредитации программ высшего образования, соответствующую стандартам Европейской ассоциации по обеспечению качества. В настоящее время университет завершает разработку web-платформ для сбора, обработки и анализа данных, необходимых для аккредитации. В августе этого года Европейская комиссия поддержала заявку СКФУ по программе Erasmus плюс. Речь идет о создании системы оценки качества совместных образовательных программ и ее пилотном внедрении. Проекту «Реализация международного научно-инновационного проекта в области нанобиотехнологии и биобезопасности продуктов питания и биологически активных веществ на базе Международной научно-исследовательской лаборатории «Электро- и баромембранных технологий» Института живых систем СКФУ» содействует профессор Миланского университета (Италия) Саверио Маннино. Он проводит совместную научную работу с преподавателями и студентами СКФУ. Профессор Иорданского университета науки и технологии Хани Абу Кдаис участвует в проекте «Восстановление загрязнённых промышленными отходами территорий в рекреационных зонах Северного Кавказа». Есть и другие примеры. – Какие знаки международного признания были получены СКФУ за время существования университета? – Сотрудники вуза участвуют в престижных международных конференциях, форумах и выставках. СКФУ стал единственным российским вузом на 6-й Конференции-выставке лидеров профессионального образования «QS MAPLE-2016», организованной крупнейшим международным агентством Quacquarelli Symonds (QS) при участии 29 стран. На семинарах и мастер-классах в рамках выставки рассматривались общие и специфические аспекты международного высшего образования, а также рейтингование в международных академических системах. В 2014 году в рамках десятой юбилейной конференции-выставки QS-APPLE в Тайване, собравшей более 700 делегатов из 271 университета 37 стран мира, СКФУ завоевал звезду QS за лучшую выставочную экспозицию. А годом ранее мы получили серебряную награду в Сеуле в номинации «Лучшая брошюра для иностранного абитуриента». Все это способствует непрерывному укреплению репутации СКФУ как конкурентоспособного международного вуза в академическом пространстве, улучшению показателей в интернациональных рейтингах, поддержанию дифференцированности бренда. Это многоэтапный процесс, и мы шаг за шагом движемся к цели. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|